Решение по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к главе Осичковского сельского поселения о признании бездействия незаконным.



Дело № 2-444/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Рудня                                  25 августа 2011 года

Руднянский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи В.Ю. Шевченко,

при секретаре Согуляк Т.В.,

с участием:

заместителя прокурора Руднянского района Волгоградской области Скрипкина Р.С.,

в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело по иску прокурора Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, главе администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия администрации Осичковского сельского поселения, главы Осичковского сельского поселения незаконным и о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

В Руднянский районный суд обратился прокурор Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, главе администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия администрации Осичковского сельского поселения, главы Осичковского сельского поселения незаконным и о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. В обоснование своих требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Руднянского района проведена проверка соблюдения администрацией Осичковского сельского поселения требований законодательства о противопожарной защищенности населенных пунктов от природных пожаров в деятельности органов местного самоуправления Руднянского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой установлено, что бездействие администрации Осичковского сельского поселения и главы Осичковского сельского поселения , выразившееся в не обновлении и не очистке от растительности минерализованных полос (опашки) населенных пунктов Осичковского сельского поселения, в не проведении командно-штабных учений, в непринятии надлежащих мер по очистке населенных пунктов от горючего мусора (сухой растительности) может привести к существенному нарушению прав и законных интересов граждан жителей <адрес> и в случае возникновения пожара, допущенные нарушения законодательства могут способствовать быстрому распространению огня и как следствие уничтожение домовладений и имущества граждан. Просит суд признать бездействие администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области и главы Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в не обновлении и очистке от растительности минерализованных полос (опашки) населенных пунктов Осичковского сельского поселения (<адрес>), в непринятии надлежащих мер по очистке населенных пунктов Осичковского сельского поселения (<адрес>) от горючего мусора (сухой растительности), в не проведении командно-штабных учений, незаконным, обязать администрацию Осичковского сельского поселения и главу Осичковского сельского поселения обновить и очистить от растительности минерализованные полосы (произвести повторную опашку) населенных пунктов Осичковского сельского поселения (<адрес>), принять надлежащие меры по очистке населенных пунктов Осичковского сельского поселения (<адрес>) от горючего мусора (сухой растительности), провести командно-штабные учения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании заместитель прокурора Руднянского района Скрипкин Р.С. заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просит суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района, ответчик – глава администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района – в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, пояснил, что в настоящее время проводятся мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

     Выслушав прокурора, представителя ответчика, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования прокурора Руднянского района Волгоградской области подлежащими удовлетворению. Выводы суда основаны на следующем.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

    Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку требования прокурора являются законными и не противоречат действующему законодательству.

В соответствии с п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Вышеуказанные правовые нормы, определяющие вопросы местного значения Осичковского сельского поселения также закреплены в п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 7 Устава Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со ст. 21 ФЗ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 7 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547 (далее – Положение), совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.

В соответствии с п. 8 Положения, командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в органах местного самоуправления один раз в три года.

По данному факту прокуратурой Руднянского района в ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Осичковского сельского поселения было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, согласно ответу на данное представление, в настоящее время нарушения устранены.

Однако в ходе проведения прокуратурой Руднянского района проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, командно-штабные учения в администрации Осичковского сельского поселения не проведены, при этом подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководители органов местного самоуправления, работники органов местного самоуправления прошли.

В ходе проведения проверки прокуратурой Руднянского района осуществлен объезд населенных пунктов Осичковского сельского поселения, в ходе которого установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ администрацией Осичковского сельского поселения проведена первоначальная опашка населенных пунктов <адрес>.

Проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обустроенные минерализованные полосы фактически отсутствуют (полосы полностью заросли травяной растительностью и преградами для распространения огня не являются).

В соответствии с требованиями п. 1 ППБ № 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее – Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее – граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 21 Правил, территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п..

При проверке <адрес>, пострадавшего от пожара в ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что администрацией Осичковского сельского поселения надлежащие меры, направленные на уничтожение сухой травы, произрастающей в населенном пункте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не приняты.

В соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 31 Устава Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, глава Осичковского сельского поселения является высшим должностным лицом Осичковского сельского поселения и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; глава Осичковского сельского поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Волгоградской области, Уставом, нормативными правовыми актами Совета Осичковского сельского поселения, издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения.

В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, администрацией Осичковского сельского поселения и главой Осичковского сельского поселения надлежащее обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области не осуществляется.

Бездействие администрации Осичковского сельского поселения и главы Осичковского сельского поселения , выразившееся в не обновлении и не очистке от растительности минерализованных полос (опашки) населенных пунктов Осичковского сельского поселения, в не проведении командно-штабных учений, в непринятии надлежащих мер по очистке населенных пунктов от горючего мусора (сухой растительности) может привести к существенному нарушению прав и законных интересов граждан жителей <адрес> и в случае возникновения пожара, допущенные нарушения законодательства могут способствовать быстрому распространению огня и как следствие уничтожение домовладений и имущества граждан.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Количество лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, многочисленно, эта категория лиц непостоянна и персонально изменчива (в частности, в течение года жители Осичковского сельского поселения выбывают с места жительства в другие регионы, из других регионов граждане прибывают в поселение для постоянного проживания; в течение года изменяется демографический состав населения в связи с рождаемостью и смертностью жителей поселения).

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведенной прокуратурой Руднянского района проверки установлено, что в деятельности администрации Осичковского сельского поселения выявлены существенные нарушения законодательства о противопожарной защищенности населенных пунктов.

Таким образом, судом достоверно установлено, что администрацией Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района не исполняются требования законодательства о противопожарной защищенности населенных пунктов от природных пожаров.

В интересах защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, необходимо признать бездействие администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области и главы Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в не обновлении и очистке от растительности минерализованных полос (опашки) населенных пунктов Осичковского сельского поселения (<адрес>), в непринятии надлежащих мер по очистке населенных пунктов Осичковского сельского поселения (<адрес>) от горючего мусора (сухой растительности), в не проведении командно-штабных учений, незаконным, обязать администрацию Осичковского сельского поселения и главу Осичковского сельского поселения обновить и очистить от растительности минерализованные полосы (произвести повторную опашку) населенных пунктов Осичковского сельского поселения (<адрес>), принять надлежащие меры по очистке населенных пунктов Осичковского сельского поселения (<адрес>) от горючего мусора (сухой растительности), провести командно-штабные учения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Исковые требования прокурора Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области, главе администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия администрации Осичковского сельского поселения, главы Осичковского сельского поселения незаконным и о понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области и главы Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в не обновлении и очистке от растительности минерализованных полос (опашки) населенных пунктов Осичковского сельского поселения (<адрес>), в непринятии надлежащих мер по очистке населенных пунктов Осичковского сельского поселения (<адрес>) от горючего мусора (сухой растительности), в не проведении командно-штабных учений, незаконным.

Обязать администрацию Осичковского сельского поселения и главу Осичковского сельского поселения обновить и очистить от растительности минерализованные полосы (произвести повторную опашку) населенных пунктов Осичковского сельского поселения (<адрес>), принять надлежащие меры по очистке населенных пунктов Осичковского сельского поселения (<адрес>) от горючего мусора (сухой растительности), провести командно-штабные учения.

      Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Руднянский районный суд Волгоградской области в течение 10 дней.

Судья:                                             В.Ю. Шевченко