Дело №2-2588/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 мая 2011г. Рубцовский городской суд Алтайского краяв составе: Председательствующего судьи Хоченовой Е.В., при секретаре Бабушкиной К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г.Рубцовска в интересах Ашариной Н.И. к ОАО «А.» в лице Рубцовского отделения о признании действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Рубцовска обратился в суд с иском в интересах Ашариной Н.И. к ОАО «А.» в лице Рубцовского отделения о признании действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию. В обоснование иска указал, что в нарушение положений ст. 157 ЖК РФ, согласно которой нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, при расчете мер социальной поддержки Ашариной Н.И. за период с *** по *** за потребленную электроэнергию применялся норматив потребления 50кВт/ч в месяц, установленный постановлением Рубцовского городского Совета депутатов№292 от *** «Об установлении норматива потребления электроэнергии для отдельных категорий граждан, имеющих льготы». Между тем, нормативы потребления электроэнергии в Алтайском крае утверждены решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от *** № *** «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» и введены в действие с 01.01.2007 г. Незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 50кВт/ч привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством. В связи с этим прокурор просил признать незаконными действия ОАО «А.» в лице Рубцовского отделения по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении Ашариной Н.И. с ***. по ***. Обязать ОАО «А.» в лице Рубцовского отдела произвести Ашариной Н.И. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению за период с *** по *** исходя их норматива потребления установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от *** №*** «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Обязать ОАО «А.» выплатить Ашариной Н.И. денежную компенсацию недополученной скидки по оплате за услуги по электроснабжению за период с *** по *** включительно исходя из норматива потребления установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от *** №*** «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Обязать Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску выплатить Ашариной Н.И. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с *** по *** включительно, согласно произведенному ОАО «А.» в лице Рубцовского отдела перерасчету. В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора г.Рубцовска . заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Истец Ашарина Н.И. в судебное заседание не явилась, предоставила заявление в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме. Представитель ответчика ОАО «А.» Филипповский В.В. в судебном заседании иск не признал. Представитель управления социальной защиты населения по г. Рубцовску Морозов В.И. иск не признал. Суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствии не явившихся лиц. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В судебном заседании установлено, что Ашарина Н.И. имеет удостоверение «Ветеран труда», дающее право на льготы по оплате коммунальных услуг. Ашарина Н.И. пользуется льготой по оплате коммунальных услуг по электроснабжению. За период с *** по *** за потребленную электроэнергию применялся норматив потребления 50кВт/ч в месяц, установленный Постановлением Рубцовского городского Совета депутатов№292 от 27.12.2001г. «Об установлении норматива потребления электроэнергии для отдельных категорий граждан, имеющих льготы». Применение ответчиком незаконного норматива потребления по электроснабжению в размере 50 кВт/ч привело к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством. Согласно ст.22 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004г определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. До принятия Закона Алтайского края от 08.05.2008г. №37-ЗС согласно п.4 ч.1 ст.3 Закон Алтайского края от 03.12.2004г. №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающее право на трудовую пенсию по старости, предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно. Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 03 декабря 2004 года принят Закон Алтайского края № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов». В силу п.4 ч.1 ст.3 Закон Алтайского края от 03.12.2004г. №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008г. №37-ЗС) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия- в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). В редакции, действовавшей до принятия Закона Алтайского края от 08.05.2008 № 37-ЗС, предусматривалась льгота в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края (ч.5 ст.6 Закона № 61-ЗС). В целях реализации Закона Алтайского края № 61-ЗС Постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327 утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов. Пунктом 19 Положения (в редакции, действовавшей до 29.02.2008г., распространявшейся на правоотношения, возникшие до 01.01.2008г.) было предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов. В Алтайском крае до 1 апреля 2008 года меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года, согласно пункту 43 которых в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки. Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края №156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) (ст.2). Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (п.7 ст. 4). Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг) (п.8 ст. 4). Указанный закон вступил в действие с 01.04.2008г. Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года № 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации. В соответствии с п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Пункт 16 названных Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Таким образом, до 1 апреля -2008 года на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с 01 апреля 2008 года они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер мер социальной поддержки как до 1 апреля 2008 года, так и после определяется федеральным законодательством и законодательством субъекта. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (п. 1). Согласно данным Правилам "норматив потребления коммунальных услуг" - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Согласно п. 4 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, т.е. органами государственной власти субъекта РФ в отношении потребления электроснабжения. Исходя из положений жилищного законодательства, суд приходит к выводу о том, что к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено право на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению. Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Каких-либо иных нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, разработанных специально для расчета компенсации (льгот) по оплате за коммунальные услуги, на уровне субъекта не разработано и в установленном законом порядке не принято. При этом не имеют значения ссылки представителей ответчиков на разъяснительные письма Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края и Главалтайсоцзащиты о неприменении утвержденных Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края нормативов потребления коммунальных услуг при определении мер социальной поддержки. Данные письма носят не нормативный характер, содержащиеся в них разъяснения противоречат законодательству Российской Федерации и Алтайского края. Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 г. №10, в Алтайском крае в установленном законом порядке не приняты, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закону Алтайского края № 61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержки следует руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления недопустимо, учитывая то, что данные органы с 01.01.2005г. не правомочны принимать такие решения. Однако перерасчет и выплата недополученной денежной компенсации на оплату расходов по электроснабжению истцу не производились. Исходя из изложенного, сравнив в заявленный прокурором период размер предоставленных истцу мер социальной поддержки с фактически потребленной им услугой по электроснабжению, суд приходит к выводу о том, что применение ОАО «А.» в лице Рубцовского отделения в отношении истца норматива потребления услуг по электроснабжению в размере 50 кВт/ч нарушает его права, и учитывая то, что применение энергоснабжающей организацией норматива потребления услуги в размере 50 кВт/ч противоречит действующему законодательству РФ и Алтайского края, суд находит требования прокурора о признании незаконными указанных действий ОАО «А.» в лице Рубцовского отделения подлежащими удовлетворению. Принимая во внимание действующий порядок определения мер социальной поддержки, требования прокурора о возложении на ОАО «А.» в лице Рубцовского отделения обязанности по перерасчету денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по электроснабжению истцу в период с *** по *** включительно исходя из норматива потребления услуг по электроснабжению, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, являются обоснованными. Требования прокурора о возложении на ОАО «А.» в лице Рубцовского отделения обязанности выплатить истцу денежную компенсацию недополученной суммы скидки в оплате услуг по электроснабжению, которая получится в результате произведенного перерасчета с *** по ***, и возложении на управление социальной защиты населения по городу Рубцовску обязанности выплатить Ашариной Н.И. недополученную компенсацию денежного эквивалента мер социальной поддержки согласно произведенного ОАО «А.» в лице Рубцовского отделения перерасчета оплаты за период с *** по *** суд также находит обоснованными, поскольку указанные требования направлены на восстановление нарушенных прав истца на получение мер социальной поддержки в полном объеме. При разрешении заявленных прокурором требований суд также учитывает следующее. В соответствии со ст.2, ч.ч.7-9 ст.4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи. В силу ч.3 ст.7 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. №156-ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения. С учетом изложенного иск прокурора в интересах Ашариной Н.И. подлежит удовлетворению в полном объеме. По результатам рассмотрения дела в соответствии со ст. 103 ГПК РФ в доход местного бюджета с ОАО «Алтайкрайэнерго» надлежит взыскать *** руб. государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г.Рубцовска Алтайского края в интересах Ашариной Н.И. удовлетворить. Признать незаконными действия ОАО «А.» в лице Рубцовского отделения по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении Ашариной Н.И. с *** по *** Обязать ОАО «А.» в лице Рубцовского отдела произвести Ашариной Н.И. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению за период с *** по *** исходя их норматива потребления установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006г. №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Обязать ОАО «А.» выплатить Ашариной Н.И. денежную компенсацию недополученной скидки по оплате за услуги по электроснабжению за период с *** по *** включительно исходя из норматива потребления установленного решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25.10.2006г. №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». Обязать Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску выплатить Ашариной Н.И. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с *** по *** включительно, согласно произведенному ОАО «А.» в лице Рубцовского отдела перерасчету. Взыскать с ОАО « А.» в доход муниципального образования город Рубцовск государственную пошлину в размере *** руб. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Рубцовский городской суд. Судья Рубцовского городского суда Е.В.Хоченова