О признании заключенным договора социального найма (не вступило в законную силу)



Дело № 2-2629/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2011 г. Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего     Челпановской М.А.

при секретаре                       Панасенко Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сониной О.Н., Сонина В.Н. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего С. к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании заключенным договора социального найма жилого помещения, признании права на приватизацию, обязании заключить договор,      

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании права на приватизацию жилого помещения, о понуждении к заключению договора о бесплатной передаче жилья в собственность. В обоснование своих требований указали, что они с несовершеннолетним ребенком постоянно проживают в г. Рубцовске . Постановлением Администрации города Рубцовска от *** г. общежитие наряду с другими социально-значимыми объектами, было принято безвозмездно в собственность муниципального образования «Город Рубцовск» от предприятия - должника ОАО . Право собственника на общежитие , было зарегистрировано за МО «Город Рубцовск», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *** г. на основании договора безвозмездной передачи в собственность от *** г. *** г. истцы заключила договор социального найма жилого помещения и оказания жилищно-коммунальных услуг в домах муниципального жилищного фонда. Истцы обратились в Администрацию города Рубцовска с заявлением о приватизации квартиры , однако получили отказ. В своем ответе от *** г. Жилищный комитет Администрации города Рубцовска обосновал свой отказ тем, что жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации и МО «Город Рубцовск» не является собственником квартиры и зарегистрировать на неё право собственности не может, из-за отсутствия проектно-строительной документации. Истцы считают, что данным отказом Администрация города нарушила их право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах муниципального жилого фонда, которое предусмотрено ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и предполагает создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребностей в жилье на основании выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости. Администрация свой отказ основывает на запрете приватизации жилых помещений специализированного жилищного фонда, предусмотренного ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Истцы является нанимателями отдельной квартиры, оплату за коммунальные услуги производит по тарифам как за жилье квартирного типа, несут другие обязанности по договору социального найма, производят текущий ремонт квартиры. Таким образом, полагают, что они, как проживающие в таком помещении, являются фактически нанимателями жилого помещения по договору социального найма, независимо от наличия ордера или письменного договора. поэтому, вправе приватизировать данное жилое помещение. Спорная квартира отвечает требованиям закона, является изолированной, и согласно ст. ст. 52, 62 ЖК РФ может быть как предметом договора найма, так и предметом договора приватизации. Квартира, которую занимают истцы, предназначена не для временного, а для постоянного проживания. В связи с чем, данное помещение подлежит приватизации. Отказ Администрации города в бесплатной передачи в собственность истцам занимаемой квартиры считают незаконным, в связи с чем они обратились в суд.

Истцы в судебном заседании исковые требования уточнили, просят признать заключенным между ними, несовершеннолетним и Администрацией г. Рубцовска Алтайского края договор социального найма квартиры на неопределенный срок; признать за ними и несовершеннолетним право на приватизацию спорного жилого помещения; обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края заключить с ними и несовершеннолетним договор о безвозмездной передаче в собственность указанной квартиры.

Представитель ответчика - Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебном заседании отсутствовала, представила отзыв, в котором указала, что требования истца о признании права на приватизацию и обязании администрации города Рубцовска заключить договор о безвозмездной передаче жилья в собственность являются законными и обоснованными. Просила рассмотреть иск в его отсутствие и в случае уточнения требований.

Представитель третьего лица - отдела опеки и попечительства Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебное заседание не явилась, предоставила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истцов, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Из постановлений Администрации города Рубцовска от *** г. , от *** г. усматривается, что ПО создано на основе федеральной формы собственности, в связи с акционированием данного предприятия создано ОАО .

Согласно Обзору законодательства судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г. в случае нарушения действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям.

Истцы вселены в спорное жилое помещение на основании краткосрочного коммерческого договора найма жилого помещения от *** г., зарегистрированы были в нем: Сонина А.Н. с *** г., Сонин В.Н. с *** г., несовершеннолетний с ***г., что подтверждается выпиской из домовой книги МУП «РКЦ» от *** г.

Постановлением Администрации города Рубцовска от *** г. общежитие наряду с другими социально-значимыми объектами, принято безвозмездно в собственность муниципального образования «Город Рубцовск» от предприятия - должника ОАО . Право собственника на общежитие , было зарегистрировано за МО «Город Рубцовск», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***г.

***г. истцы заключили договор социального найма жилого помещения и оказания жилищно-коммунальных услуг в домах муниципального жилищного фонда. Согласно дополнительного соглашения о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения и оказания жилищно-коммунальных услуг в домах муниципального жилищного фонда от *** в п.п.1.1. изложить в следующей редакции: «Наймодатель» предоставляет «Нанимателю» - Сониной О.Н. и членам ее семьи: Сонину В.Н., изолированное жилое помещение, состоящее из одной комнаты, в отдельной квартире в г. Рубцовске, общей площадью *** кв.м, жилой площадью *** кв.м, с местами общего пользования *** кв.м, во владение и пользование. Указанные договор приобщен к материалам дела.

Истцы являются нанимателями спорной квартиры, оплату за коммунальные услуги производит по тарифам как за жилье квартирного типа, несут другие обязанности по договору социального найма, производят текущий ремонт квартиры. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе копией лицевого счета.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со статьей 7 Вводного закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Решением Рубцовского городского суда от *** г. квартира в г. Рубцовске, общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м, была сохранена в перепланированном (переустроенном состоянии).

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования истцов в своих интересах и интересах несовершеннолетнего , в части признания договора социального найма заключенным, признании за ними права на приватизацию и обязании администрации города Рубцовска заключить с ними договор о безвозмездной передаче в собственность квартиры, подлежащими удовлетворению.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сониной О.Н., Сонина В.Н. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего С. удовлетворить.

          Признать заключенным между Сониной О.Н., Сониным В.Н., С. и Администрацией города Рубцовска Алтайского края договор социального найма жилого помещения - квартиры в городе Рубцовске Алтайского края, на неопределенный срок.

           Признать за Сониной О.Н., Сониным В.Н., С. право на приватизацию жилого помещения - квартиры , общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенной по адресу: Алтайский край, город Рубцовск .

Обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края заключить с Сониной О.Н., Сониным В.Н., С. договор о безвозмездной передаче в собственность квартиры , общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м., расположенной по адресу: Алтайский край, город Рубцовск .

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.

Судья:                                                             Челпановская М.А.