О признании нуждающимся в жилом помещении (не вступило в законную силу)



Дело № 2-2798/11

РЕШЕНИЕ

                                                  Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Алешко О.Б.,

при секретаре                      Соломяник М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Рубцовска в интересах Горшкова Е.Г. к администрации города Рубцовска, Администрации Алтайского края, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству о признании нуждающимся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах Горшкова Е.Г. обратился в суд к ответчикам с требованиями о признания нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и понуждении предоставления жилого помещения по договору социального найма, соответствующего техническим и санитарным требованиям в пределах города Рубцовска. В обоснование своих требований указал, что Горшков Е.Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Горшкова Е.Г. были лишены родительских прав, на основании постановления администрации села Локоть Локтевского района Алтйаского края от *** опекуном несовершеннолетнего Горшкова Е.Г. была назначена Т.. Право пользования жилым помещением за Горшковым Е.Г. не закреплялось, собственного жилья он также не имеет. Поскольку жилое помещение за ним не было закреплено в марте 2011 года он обратился в жилищный комитет администрации города Рубцовска с заявлением о постановке его на учет для внеочередного получения жилья, однако ему было отказано в связи с тем, что не представлена справка об отсутствии у него земельного участка для строительства дома и жилых помещений за пятилетний период, предшествующий подаче заявления. Указанную справку Горшков Е.Г. не имеет возможности представить, так как Росреестром такие справки не выдаются. Прокурор полагает, что отказ администрации города в постановке на учет и предоставлении жилого помещения, соответствующего жилищному законодательству, неправомерен и нарушает жилищные права Горшкова Е.Г. Прокурор просил признать Горшкова Е.Г. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязать администрацию города Рубцовска Алтайского края предоставить ему по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте города Рубцовска Алтайского края, общей площадью не менее 33 кв. м.

В судебном заседании истец Горшков Е.Г. исковые требования поддержал в части признания его нуждающимся в жилом помещении.

Старший помощник прокурора города Рубцовска Мурамцева Н.Я. поддержал требования материального истца.

Представитель ответчика - администрации г. Рубцовска в судебном заседании иск не признала, указав, что истцом для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, в соответствии со ст. 54 ЖК РФ, не представлена справка о сделках с недвижимостью за последние 5 лет, предшествующий подаче заявления и сведения о проживании в период с *** по ***

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования, отдела опеки и попечительства администрации города Рубцовска в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела был извещен в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования не признал, указав, что истцом не представлены документы, предусмотренные законом Алтайского края от 09.11.2005г. №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и, подтверждающий право гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поэтому на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения краевого жилищного фонда органом местного самоуправления не принят, отказ администрации г. Рубцовска в постановке на учет не обжалован. В Управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на настоящий момент сведения об истце в реестре граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, отсутствуют, поэтому права на получение жилого помещения у истца не возникло.

Представитель ответчика - Администрации Алтайского края в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела был извещен в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования не признал, указав, что непредставление истцом документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральными законами является основанием для отказа в постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным дело рассмотреть дело в отсутствие участников процесса по имеющимся доказательствам.

Выслушав представителя истца, истца, представителей администрации города Рубцовска Алтайского края и органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Жилищный кодекс РФ в пункте 2 части 2 статьи 57 устанавливает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что решением Локтевского районного суда Алтайского края от *** Г. и Л. были лишены родительских прав в отношении истца Горшкова Е.Г. На основании Постановления администрации села Локоть Локтевского района Алтйаского края от *** опекуном несовершеннолетнего была назначена Т. Право пользования жилым помещением за несовершеннолетним Горшковым Е.Г. закреплено не было. Каких - либо жилых помещений на праве собственности и ином праве пользования в г. Рубцовске у истца нет. Данные обстоятельства подтверждаются справками ФГУП «Ростехинвентаризация», сообщениями об отказе в предоставлении информации Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю.

В настоящее время Горшков Е.Г. обучается на 2 курсе Рубцовского машиностроительного техникума.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Из этого следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Истец обратился в администрацию г. Рубцовска с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет.

*** администрация г. Рубцовска отказала Горшкову Е.Г. в постановке на учет, в связи с отсутствием справки органа, уполномоченного в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о сделках в отношении жилых помещений, земельных участков, предоставленных для строительства жилого дома, совершенных заявителем и членами его семьи за пятилетний период, предшествующий подаче заявления, и отсутствием сведений о проживании в период с *** по ***

Суд, учитывая изложенные выше обстоятельства и представленные истцом доказательства, полагает, что отказ данного ответчика в признании истца нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и постановке на учет является незаконным.

Статьей 4 указанного Закона Алтайского края от 12.12.2006г. №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений Государственного жилищного фонда Алтайского края» предусматривается, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются таковым органами исполнительной власти данного субъекта РФ. Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.

При таких обстоятельствах требование истца подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора города Рубцовска в интересах Горшкова Е.Г. удовлетворить.

Признать Горшкова Е.Г. нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Рубцовский городской суд.

Судья       Алешко О.Б.