О предостовлении путевки на саноторно-курортное лечение (не вступило в законную силу)



Дело № 2-4076/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего                         Артюх О.М.

при секретаре                                           Светоносовой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г.Рубцовска в интересах Гнусовой Н.И. к Государственному учреждению - Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Рубцовска обратился в суд с иском в интересах Гнусовой Н.И. к Государственному учреждению - Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - ФСС РФ) о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за *** г. за счет средств федерального бюджета. В обоснование требований прокурор указал, что Гнусова Н.И. является лицом, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В *** г. Гнусова Н.И. обратилась в филиал ГУ - ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за *** г., однако в *** г. путевку ответчик ей так и не предоставил, мотивируя ограниченным объемом средств и недостаточным поступление путевок гражданам льготной категории.

В судебном заседании прокурор требования и доводы, изложенные в иске, поддержал.

Истица Гнусова Н.И. в судебное заседание не явилась, согласно представленному заявлению исковые требования поддержал, а так же просила рассмотреть дела в её отсутствие.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Фонда социального страхования Российской Федерации иск не признала, пояснила, что истец в *** г. обратилась в филиал регионального отделения с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Учитывая, что средств Федерального бюджета, перечисленных Фонду социального страхования для реализации мер социальной поддержки по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение гражданам льготной категории было выделено недостаточно, а так же на то, что граждане обеспечиваются путевками в порядке очередности, по мере поступления заявления, обеспечить Гнусову Н.И. путевкой, согласно поданного ею ***. заявления, не представилось возможным. То есть, санаторно-курортная путевка не была предоставлена истцу не ввиду отказа со стороны филиала ФСС РФ, а по причине недостаточности финансирования из федерального бюджета на эти цели. Размер денежных средств, выделяемых Фонду социального страхования РФ из федерального бюджета на финансирование указанной меры социальной поддержки, определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. Таким образом, финансирование расходов на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается не бюджетом Фонда социального страхования РФ, а федеральным бюджетом, и обеспечить граждан за счет каких-либо иных средств, в том числе средств обязательного страхования, не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ и Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328, право на получение социальных услуг (и, в частности, санаторно-курортного лечения) возникает у гражданина, если: сведения о нем содержатся в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, как получателе социальных услуг в определенном календарном году;у гражданина имеются медицинские показания к санаторно-курортному лечению, что подтверждается справкой по форме № 070/у-04;гражданин обратился в исполнительный орган Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Отсутствие какого-либо из условий делает получение набора социальных услуг (социальной услуги) невозможным.При этом, ни Федеральный закон «О государственной социальной помощи», ни Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан не гарантируют ежегодное бесплатное первоочередное обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение,а лишь устанавливают порядок предоставления путевки в период предоставления набора социальных услуг.

Кроме того, следует учесть, что в *** г. Гнусова Н.И. отказалась от набора социальных услуг на *** г. в пользу получения ежемесячной денежной выплаты. В связи с чем, в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на *** г. содержатся сведения об истце как получателе ежемесячной денежной выплаты.В случае отказа гражданина от получения набора социальных услуг полностью или частично в течение всего года приостанавливается правона получение государственной помощи в виде набора социальных услуг или его части и не может быть предоставлено за счет иных источников финансирования. Согласно действующему законодательству в *** г. Гнусова Н.И. не имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение и получает ежемесячную денежную выплату, осуществляемую территориальными органами Пенсионного Фонда РФ. Средства на обеспечение граждан, выбравших на *** г. получение государственной социальной помощи в денежной форме, предусматриваются Пенсионному фонду РФ, а не Фонду социального страхования РФ.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Федеральным законом РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.1 названного закона правом на получение набора социальных услуг могут пользоваться инвалиды.

         Порядок обращения указанных лиц, за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статьей 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в т.ч. предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Порядок обращения указанной категории граждан за предоставлением социальных услуг определен Правилами обращения лиц, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 г. № 862).

В соответствии с п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328) путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.

В силу п.3.7 данного Порядка …, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Судом установлено, что Гнусова Н.И. является инвалидом *** группы по общему заболеванию, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой МСЭ . От социального пакета на *** г. не отказывалась. *** г. истица обратилась в филиал ФСС РФ с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о своей нуждаемости от *** г. и от *** г. На основании её заявления о предоставлении набора социальных услуг Гнусова Н.И. внесена в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Однако путевка на санаторно-курортное лечение в *** году ей не предоставлена. Доводы ответчика о том, что срок действия справки предоставленной истцом истек, не имеют юридического значения, поскольку истец подтвердила нуждаемость в санаторно-курортном лечении, предоставив справку установленного образца и заявление в установленный законом срок.

Согласно ответу МУЗ «Городская больница » от *** г. у Гнусовой Н.И. противопоказаний для санаторно-курортного лечения нет.

Судом не может быть принята во внимание ссылка представителя ответчика ГУ - ФСС РФ на то, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из Федерального бюджета.

В силу ст.ст.1,152 БК РФ, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

В соответствии с п.4 Правилами финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

      В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. Так же Законом не ограничено право граждан на получение набора социальных услуг, в том числе право выбора вида социальных услуг, включенных в перечень услуг, предусмотренный ст.6.2 указанного Закона. В связи с чем, отказ Гнусовой Н.И. от набора социальных услуг в *** году также не имеет юридического значения.

Истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ей не предоставлена, поэтому в силу ст.46 Конституции РФ, она имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.

Суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ - ФСС РФ, так как обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования.

В силу ст.103 ГПК РФ, с ГУ - ФСС РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Рубцовска в интересах Гнусовой Н.И..

Обязать Государственное учреждение - Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Гнусовой Н.И. на санаторно-курортное лечение за *** г. за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с Государственного учреждения - Фонда социального страхования Российской Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Рубцовский городской суд.

Судья                                                                               Артюх О.М.