О взыскании убытков (не вступило в законную силу)



                                                                         Дело № 2-3419/11Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

01 августа 2011 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего                         Шабалиной Л.П.,

при секретаре:                                          Безбародовой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Дорошевой Л.С. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков, компенсации морального вреда,УСТАНОВИЛ:Истец обратилась в суд к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МСЧ России) о взыскании убытков, компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указала, что на основании решения Рубцовского городского суда от *** года она признана подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр). Данное решение вступило в законную силу *** года. *** года истице было выдано удостоверение, как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр). Первоначальное назначение выплат установлено с *** года. Считает, что ей причинены убытки в виду невозможности получения мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ РФ от 10.01.2002г. № 2-ФЗ, которые она могла бы получать, начиная с *** г. (дата вступления решения от *** г. в законную силу). В связи с чем, истец просила взыскать с МЧС России убытки в виде суммы неполученной ежемесячной денежной выплаты в размере *** рублей за период с *** г. по *** г. (дата получения удостоверения истцом). Также считала, что в связи с своевременным получением удостоверения единого образца, ей причинены нравственные страдания, поскольку она знала что закон на ее стороне, но выплаты ей не производятся. В связи с чем, просила взыскать с МЧС России компенсацию морального вреда в размере *** рублей, а также просила взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг в сумме *** рублей.

В судебном заседании истец поддержала доводы, изложенные в иске, требования уточнила, поддержала о взыскании с МЧС России убытков в виде суммы неполученной ежемесячной денежной выплаты за период с *** г. по *** г. в сумме *** рублей, но не возражала, если судом будет взыскана неполученная ежемесячная денежная выплата в меньшем размере, за минусом трех месяцев предусмотренных законом, в течение которых ей МЧС должно было выдать удостоверение, просила взыскать компенсацию морального вреда в сумме *** рублей, на рассмотрении требований о взыскании расходов по оплате юридических услуг в размере *** рублей не настаивала.

Представитель ответчика МЧС России в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Привлеченный судом в качестве соответчика представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании требования не признала, поддержала возражения, изложенные в письменном отзыве.

Привлеченный судом в качестве третьего лица представитель Управления социальной защиты населения по городу Рубцовску в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Дорошевой Л.С., поддержала возражения, изложенные в письменном отзыве.

Привлеченные судом в качестве третьих лиц представитель Главного управления администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, представитель Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства по делу, суд находит уточненные исковые требования истца неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истица была признана подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облученияболее 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр) решением Рубцовского городского суда от *** г. Ранее она такого статуса не имела.

*** года истцу было выдано удостоверение, как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Суммарная (накопленная) эффективная доза облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).

Действующий в настоящее время ФЗ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гарантирует установленные им меры социальной поддержки гражданам, проживавшим в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством ОФ перечни населенных Пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).

Документы истца о выдаче удостоверения установленного образца поступили в Главное управление администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее «Главалтайсоцзащита») и сведения об истце были включены «Главалтайсоцзащита» в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, который был направлен вместе с копиями документов письмом *** г. реестр № *** в МЧС России. Других полномочий, связанных с оформлением удостоверений единого образца «Главалтайсоцзащита» не имеет.

Согласно статьи 1 Закона РФ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне», гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.5 указанного Закона, гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр), федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство РФ Постановлением от 27.12.2004 г. № 849 утвердило «Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», которыми установлено, что выдача удостоверений по форме согласно приложению осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее 3 месяцев со дня подачи документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5).

Конституционный Суд РФ определением от 11 июля 2006 года № 404-О определил, что подпункт «б» пункта 3 Правил выдачи удостоверений по его конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как ограничивающий право на получение мер социальной поддержки для лиц, проживавших в 1949-1963 годах (после начала ядерных испытаний - 29 августа 1949 года) в населенных пунктах, включенных в перечни утверждаемые Правительством РФ.

Согласно, Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2009 г. N 300 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, который должен в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего Постановления разработать и утвердить порядок выдачи удостоверений, указанных в пункте 1 настоящего Постановления.

Следовательно, поскольку до настоящего времени порядок выдачи удостоверений не разработан и не утвержден, то у МЧС России не имеется правовых оснований для выдачи удостоверений гражданам, которые проживали в населенных пунктах указанных в перечне после 29 августа 1949 года. Поэтому, право граждан может быть реализовано только путем обращения в суды общей юрисдикции с иском о признании их подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и только после вступления такого решения суда в законную силу у граждан возникает право для обращения в соответствующий орган с заявлением о выдаче удостоверения единого образца, дающего право на предоставление мер социальной поддержки, установленных законодательством.

Суд считает обоснованными доводы представителя Управления социальной защиты населения по г.Рубцовску о том, что только после вступления в законную силу решения Рубцовского городского суда от *** г. о признании истца подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, у истца возникает право на обращение в «Главалтайсоцзащиту» с заявлением о выдаче удостоверения единого образца, дающего право на предоставление мер социальной поддержки, установленных законодательством.

Суд приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрен иной способ получения истцом статуса лица подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр), дающего право на предоставление мер социальной поддержки.

Доводы истца о неисполнении МЧС России обязанности по выдаче ей удостоверения единого образца, дающего право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом № 2-ФЗ от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», в трех месячный в срок, а именно в период с *** г. по *** г., суд считает несостоятельными, поскольку в указанный период времени с *** г. по *** г. истец не приобрел статус лица, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения более 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).

Признание гражданина подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в данном случае является основанием для получения права на соответствующие социальные выплаты.

Суд приходит к выводу, что истец, заявляя требования о взыскании с МЧС России суммы ежемесячной денежной выплаты за период с *** г. по *** г. в размере *** рублей, ссылается на нарушение ее права на меры социальной поддержки, однако, в соответствии с п.14 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.11.2004г. №294, ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ЕДВ считается день приёма территориальным органом Пенсионного Фонда заявления со всеми необходимыми документами.

Из этого следует, что процедура получения мер социальной поддержки носит заявительный характер и не может касаться периода времени, предшествующего обращению с заявлением в территориальный орган Пенсионного Фонда, как на том настаивает истец.

Судом установлено, что истец до *** года ни к ответчикам, ни в другие государственные органы за назначением ему каких-либо выплат не обращалась. Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются истцом.

Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Со дня обращения истца за назначением ежемесячной денежной выплаты - *** года истцу назначены выплаты, предусмотренные п.6 ст.2 и п.1 ст. 4.1 ФЗ от 10.01.2002г. № 2-ФЗ: ежемесячная денежная выплата в размере *** рублей пожизненно. Поэтому не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании суммы ежемесячной денежной выплаты за период с *** г. по *** г. (дату получения удостоверения истцом), так как указанные требования основаны на неправильном толковании закона.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Доказательств причинения нравственных или физических страданий вследствие неполучения мер социальной поддержки истцом в судебном заседании не представлено.

Требования истца о взыскании с МЧС России компенсации морального вреда в размере *** рублей связаны с требованиями о взыскании убытков в связи с несвоевременной выдачей ей удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поэтому удовлетворению не подлежат. В связи с вышеизложенным, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Дорошевой Л.С. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в 10-ти дней с даты его вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Рубцовский городской суд.

      

Судья:        Л.П. Шабалина