О предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение (не вступило в законную силу)



Дело № 2-906/12

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

20 февраля 2012 г. Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего       Милошенко Н.В.,

при секретаре                         Шипиловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Рубцовска в интересах Першина В.В. к ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,

                                                                            УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Рубцовска в интересах Першина В.В. обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил обязать ГУ АРО ФСС РФ предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение за *** г. за счет средств федерального бюджета. В обоснование требований указал, что истец в соответствии с действующим законодательством о государственной социальной помощи имеет право на получение набора социальных услуг. Першин В.В. в *** г. обратился в филиал Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за *** г., однако в *** г. путевку ему ответчик так и не предоставил, мотивируя ограниченным объемом средств и недостаточным поступлением путевок гражданам льготной категории.

          В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы иска поддержал.

          Истец Першин В.В. в судебном заседании поддержал исковые требования.

          Представитель ответчика ГУ АРО ФСС РФ представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования не признал, представил отзыв по заявленным исковым требованиям, в котором указал на наличие факта обращения Першина В.В. в *** г. в филиал с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Кроме того, указал на то, что средств федерального бюджета, перечисленных Фонду социального страхования для реализации мер социальной поддержки по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение гражданам льготной категории было выделено недостаточно, а так же на то, что заявления граждан на санаторно-курортное лечение удовлетворяются в порядке очередности, по мере их поступления, поэтому обеспечить истца путевкой согласно поданному заявлению со всеми необходимыми документами не представилось возможным. Таким образом, санаторно-курортная путевка не была предоставлена истцу не ввиду отказа со стороны филиала, а по причине недостаточности финансирования из федерального бюджета на эти цели.

            Суд, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения прокурора, истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.1 названного закона правом на получение набора социальных услуг могут пользоваться только инвалиды.

Статьей 6.2 данного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются различные социальные услуги, в том числе дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Порядок обращения указанных лиц, за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328.

В соответствии с п. 3.3 Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.

В силу п. 3.7 данного Порядка … при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Судом установлено, что истец является инвалидом *** группы по общему заболеванию, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией справки МСЭ.

*** г. истец обратился в филиал ГУ - АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку от *** г. о своей нуждаемости. Однако путевка на санаторно-курортное лечение в *** году ему не предоставлялась. При этом истец не отказывался от получения социальных услуг на *** год.

На момент возникновения у истца права на получение путевки на санаторно-курортное лечение в *** г., им были выполнены установленные законом требования.

Таким образом, истцом соблюден порядок и срок обращения за путевкой, право на получение данной путевки за *** год не реализовано истцом по причинам от него не зависящим, его право осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, по вине ответчика, и не может быть погашено истечением календарного года.

Из материалов дела усматривается, что не предоставление путевки истцу произошло из-за отсутствия достаточного финансирования Фонда социального страхования.

Судом не может быть принята во внимание ссылка представителя ответчика ГУ АРО ФСС РФ на то, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из Федерального бюджета.

Однако права истца, имеющего право на получение путевки, нарушены, а отсутствие финансовых средств у Фонда социального страхования, не оправдывает ответчика по факту не предоставления путевки.

В силу ст.ст.1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

Закон также не ограничивает право истца на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, поскольку его право осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.

Пунктом 3 ст. 6.5 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правилами финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. Так же Законом не ограничено право граждан на получение набора социальных услуг, в том числе право выбора вида социальных услуг, включенных в перечень услуг, предусмотренного ст. 6.2 указанного Закона.

Согласно справки МУЗ «Городская больница » Першину В.В. санаторно-курортное лечение не противопоказано.

Истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение за *** г., путевка ему не предоставлена, в силу ст.46 Конституции РФ истец имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.

Право истца на получение набора социальных услуг в ***., в том числе на получение путевки на санаторно-курортное лечение, представителем ответчика в судебном заседании не оспорено.

Суд полагает, что государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации является надлежащим ответчиком по делу, т.к. обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования.

В силу ст. 103 ГПК РФ с государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Рубцовска в интересах Першина В.В. удовлетворить.

Обязать государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Першину В.В. путевку на санаторно-курортное лечение за *** год за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в местный бюджет государственную пошлину в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

     Председательствующий                                                           Н.В. Милошенко