Дело № 12-297/2010
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
28 декабря 2010 года
Судья Рубцовского городского суда Алтайского края Хоченова Е.В., рассмотрев жалобу Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю» на постановление мирового судьи судебного участка № 8 г.Рубцовска от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 г.Рубцовска от *** по делу об административном правонарушении Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю» (далее ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю) привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, а именно, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю подал жалобу, в которой просил постановление мирового судьи отменить, производство по дел прекратить. В обоснование требований заявитель указал, что в ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю имеется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения, и исполняет функции лечебно-профилактического учреждения в отношении содержащихся подозреваемых, обвиняемых и осужденных, по видам медицинской помощи (работам и услугам) согласно полученной лицензии на медицинскую деятельность. Лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств. В соответствии с пояснениями Росздравнадзора, имеющаяся в составе учреждения медицинская часть не осуществляет реализацию лекарственных средств и не занимается фармацевтической деятельностью, поэтому лицензированию не подлежит. Так как фактически провизором лишь осуществляется закуп готовых лекарственных форм в аптечных учреждениях Алтайского края на основании заключенных договоров. Кроме того, для осуществления оборота лекарственных средств, отнесенных к сильнодействующим или ядовитым веществам, лечебно-профилактическим учреждениям достаточно иметь лицензию на медицинскую деятельность и соблюдение требований по технической укрепленности и оснащению средствами охранной и пожарной сигнализации помещений с хранением основного запаса сильнодействующих и ядовитых веществ.
Представитель ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю в суде, требования и доводы жалобы, поддержала.
Прокурор жалобу не поддержал, просил оставить постановление мирового судьи в силе, так как оно является законным и обоснованным.
По делу был допрошен в качестве специалиста - сотрудник территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Алтайскому краю Л., который дал пояснения по существу дела.
Судья, выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Согласно частям 1, 2 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Доказательства, в силу ст.26.11 КоАП РФ, оцениваются судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч.1 ст.49 ГК РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», медицинская деятельность, относится к лицензируемым видам деятельности. В перечень услуг на осуществление которых требуются лицензии, входит и фармацевтическая деятельность (п. 47 ч.1 Закона).
На каждый вид деятельности, указанный в п.1 ст. 17 вышеуказанного Закона, предоставляется лицензия, то есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю.
Статьей 101 УИК РФ установлено, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются, в том числе и медицинские части.
Согласно порядку организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005 года № 640/190, для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением, в том числе исправительной колонии. Учреждение, в котором медицинская часть является его структурным подразделением, исполняет функции лечебно-профилактического учреждения в отношении содержащихся подозреваемых, обвиняемых, осужденных, по видам медицинской помощи (работам, услугам) согласно полученной лицензии на медицинскую деятельность.
Из содержания п.16 параграфа 2 «Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17.10.2005 года № 640/190, медицинская часть может иметь в своем составе в том числе, аптеку.
Согласно положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 416 от 06 июля 2006 года, фармацевтическая деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами их изготовление и отпуск лекарственных средств.
Статья 4 Федерального закона № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 года раскрывает понятия аптечного учреждения, фармацевтической деятельности, обращения лекарственных средств.
Так, аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, пункты аптечные магазины, аптечные киоски.
Под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств.
Согласно постановлению о возбуждении дела административном правонарушении от ***, составленному Рубцовским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в отношении ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю, в ходе проверки, установлено, что ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю осуществляет фармацевтическую деятельность без специального разрешения (лицензии).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 г.Рубцовска от *** по делу об административном правонарушении ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, а именно, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере *** рублей.
За совершение административного правонарушения по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Для квалификации действий по указанной статье (ч.1 ст.19.20 КоАП РФ) юридическое значение имеет - осуществление лицензируемого вида деятельности при отсутствии или лишении лицензии либо в нарушении условий, предусмотренных лицензией.
Тот факт, что ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю не имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, подтверждается материалами дела и не оспаривается самим заявителем.
Вина ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:
- постановлением о возбуждении дела административном правонарушении от ***, составленному Рубцовским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в отношении ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю, из которого следует, что в ходе проверки, установлено, что у ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю нет лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, несмотря на то, что в ФБУ ИК г.Рубцовска имеется действующая аптека, должность провизора-технолога, которую занимает Р. В настоящее время учреждение ФБУ ИК г.Рубцовска осуществляет закупку, хранение и отпуск медикаментов в медицинскую часть по требованиям, а также осуществляется уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность. Лекарственные средства назначаются врачами медицинской части учреждения ФБУ ИК г.Рубцовска путем соответствующей записи в медицинской карте осужденного, после чего выписывается рецепт (назначение) для получения лекарственных средств в помещении аптеки и дальнейшей выдачи их осужденным. Также медицинскими работниками выписывается требование, которое передается в помещение аптеки для выдачи назначенных лекарственных средств в процедурный кабинет учреждения. Отпуск лекарственных средств осужденным, содержащимся в учреждении, осуществляется в процедурном кабинете.
- объяснением начальника медицинской части С.;
- объяснением провизора технолога Р.;
- объяснением медицинской сестры К.;
- копиями требований на лекарственные товары;
- записями в медицинских картах осужденных, где выписывается назначение для получения лекарственных средств в помещении аптеки;
- книгой учета ядовитых веществ и спирта этилового, медикаментов в аптеки при медицинской части ФБУ ИК УФСИН России по АК;
- выписка из приказа от *** о назначении на должность начальника медицинской части М. с ***;
- должностной инструкцией М. от ***
- копиями лицензий от *** , которыми ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю разрешено осуществление распространение лекарственными средствами и изделий медицинского назначения и приложением к ней, из которых не усматривается право на фармацевтическую деятельность учреждения;
- выпиской из приказа от *** о назначении на должность медицинской сестры медицинской части с *** К.;
- должностной инструкцией К. от ***
- выписка из приказа от *** о переводе на должность заведующей аптекой медицинской части Р. с ***.;
- должностной инструкцией Р. от ***
- выписка из приказа от *** о переводе, на должность провизора-технолога медицинской части Р. с ***;
- копией штатного расписания, из которого усматривается, что в числе прочих должностей входит должность заведующая аптекой.
Допрошенный в качестве специалиста по делу сотрудник территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Алтайскому краю Л., пояснил, что согласно ведомственному приказу, сильнодействующие и ядовитые вещества должны хранится только в аптеке, а согласно Положению «О лицензировании фармацевтической деятельности», лицензированию подлежит деятельность аптечных организаций, то есть аптек. Поэтому, в данном случае, ФБУ «ИК УФСИН России по Алтайскому краю» осуществляется фармацевтическая деятельность в части хранения лекарственных средств в аптеке, подлежащая лицензированию.
Доводы заявителя о том, что деятельность, осуществляемая медицинской частью учреждения не подпадает под определение «фармацевтическая деятельность», а в следствие чего, не подлежит лицензированию, судья находит несостоятельными, поскольку обращение лекарственных средств - обобщенное понятие деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств.
По смыслу данного определения, обращение лекарственных средств образует как совокупность указанных в нем видов деятельности, так и отдельные их виды, при этом для квалификации деятельности как обращение лекарственных средств, достаточно наличия хотя бы одного из них, учитывая, что перечень видов деятельности, изложенный выше, не является исчерпывающим.
Из изложенного следует, что фармацевтическая деятельность представляет собой более широкую сферу деятельности, нежели ту, на которую ссылается ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю и включает в себя, помимо изготовления, оптовой и розничной продажи лекарственных средств, их хранение и отпуск, что и имеет место быть в ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю.
Всем приведенным по делу доказательствам, мировым судьей дана оценка в соответствии с правилами ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного, судья считает, что постановление мировым судьей вынесено в соответствии с требованиями гл.29 КоАП РФ, квалификация действий ФБУ ИК УФСИН России по Алтайскому краю по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 8 г.Рубцовска от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю, оставить без изменения, жалобу Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Президиум Алтайского краевого суда путем подачи надзорной жалобы.
Судья Е.В.Хоченова