2-261/2011 решение по жалобе на неправомерные действия должностных лиц



Дело № 2-261/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2011 года г. Рубцовск

Рубцовский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего Машуковой Т.В.,

при секретаре Зозуля Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Назаренко ФИО8 на неправомерные действия должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

Назаренко Н.И. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что является участником Великой Отечественной войны. На территории <адрес> он проживает 30 лет в неблагоустроенном доме с неисправным печным отоплением площадью 34,6 кв.м., принадлежащем на праве собственности его дочери ФИО4 Ему приходится самому топить печь, электропроводка в доме находится в неисправном состоянии, водопровод находится в неотапливаемом помещении. Получение благоустроенного жилья значительно облегчит ему проживание. Дом находится в ветхом состоянии. Решением общественной жилищной комиссии при администрации Новосклюихинского сельсовета Рубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ он признан нуждающимся в жилом помещении. Однако, администрация <адрес> отказала включить его в список инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших), нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что неправомерно признан нуждающимся. Считает, что решение администрации незаконно и подлежит отмене. Просит признать решение администрации Рубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать ее включить его в список инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании заявитель Назаренко Н.И. отсутствовал в силу возраста и по состоянию здоровья, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заявителя по доверенности Назаренко Л.Н. заявление своего отца поддержала, пояснив, что отец, действительно, проживает в доме, построенном в ДД.ММ.ГГГГ.Дом требует ремонта. Собственником этого дома отец не является, как не имеет в собственности и какого - либо другого жилья.

Глава администрации Новосклюихинского сельсовета в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие. Не возражал против удовлетворения требований заявителя.

Представитель администрации Рубцовского района возражал против требований Назаренко Н.И. Полагал, что он не был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий обоснованно, поскольку безосновательно поставлен на учет. Общая площадь дома, в котором проживает Назаренко Н.И. выше 12 кв.м. - учетной нормы, установленной в Новосклюихинском сельсовете. Кроме того, он в ДД.ММ.ГГГГ подарил дом своей дочери ФИО4, ухудшив свои жилищные условия.

Суд, заслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, считает заявление Назаренко Н.И. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены из права и свободы.

В судебном заседании установлено, что Назаренко Н.И является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается представленным в материалах дела удостоверением №. Кроме того, согласно справке ВТЭ он является инвалидом № группы по общему заболевании, нетрудоспособен.

ДД.ММ.ГГГГ Назаренко Н.И., проживающий в <адрес>, обратился к главе администрации Новосклюихинского сельсовета Рубцовского района Алтайского края с заявлением, где просит оказать ему помощь в получении жилья, так как он является участником ВОВ, проживает в неблагоустроенном доме, построенном в ДД.ММ.ГГГГ, и нуждается в улучшении жилищных условий.

Актом проверки жилищных условий Назаренко Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что он является участником Великой Отечественной войны. Проживает в деревянном доме в состоящем из 3-х комнат, общей площадью 34,6 кв.м., отопление печное, год постройки ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ года владельцем дома был Назаренко Н.И., с ДД.ММ.ГГГГ дом принадлежит ФИО4 В приватизации он не участвовал. Собственного жилья не имеет. В результате комиссия пришла к выводу, что он - участник Великой Отечественной войны, является нуждающимся в благоустроенном жилом помещении.

В материалах дела имеются копия протокола № заседания общественной жилищной комиссии при администрации Новосклюихинского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, и копия решения, принятого по итогам данного заседания, а также копия постановления администрации Новосклюихинского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено Назаренко Н.И. признать нуждающимся в жилом помещении, внести его в общий список очередности и учесть в первоочередном списке администрации Новосклюихинского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело №.

Согласно акту проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ Назаренко Н.И. проживает в <адрес>, жилой дом на праве собственности ему не принадлежит. По сведениям филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по <адрес> Назаренко Н.И. не имеет жилых строений, помещений. Указанные обстоятельства подтверждаются и сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>.

Судом установлено, что Назаренко Н.И., не имея в собственности своего жилья, является лишь пользователем жилого помещения. Именно отсутствие в собственности жилого помещения заложено законодателем в качестве одного из оснований для постановки на учет, что также послужило основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Как следует из материалов дела, Назаренко Н.И. является участником Великой Отечественной войны инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с подп. 5 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 2005 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ) участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положением ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В силу подп.2 п.2 ст.23.2 того же Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны.

Кроме того, обязанность по обеспечению жильем закреплена Жилищным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Указом Президента РФ от 09.01.2010 года № 30 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которым внесены изменения в вышеприведенный Указ и установлено, что ветераны Великой Отечественной войны должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета.

Для выполнения принятых на себя обязательств Государство в лице Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ заключило с Алтайским краем в лице Губернатора Алтайского края соглашение от 29.12.2009 года № 575/21-18 «О предоставлении субвенций из Федерального бюджета бюджету субъекта РФ на реализацию полномочий РФ в области полного обеспечения жильем до 01.05.2010 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны

В соответствии с этими нормативными актами обеспечению жильем подлежат граждане, в том числе участники войны, нуждающиеся в улучшении своих жилищных условий, а направляемые Государством средства носят целевой характер.

Судом установлено, что заявителем Назаренко Н.И. были представлены в администрацию Новосклюихинского сельского совета все необходимые документы, подтверждающие факт того, что он является участником Великой Отечественной войны, что он не имеет в собственности жилья и нуждается в улучшении своих жилищных условий, проживает в неблагоустроенном жилье, что делает затруднительным его нормальное проживание. Назаренко Н.И., являющемуся участником Великой Отечественной войны, ранее не предоставлялась такая мера социальной поддержки, как обеспечение жильем.

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края № 115-ЗС от 9 декабря 2005 года учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления поселений.

Таким образом, администрация Новосклюихинского сельсовета в пределах своих полномочий приняла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет Назаренко Н.И. в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Доводы представителя администрации Рубцовского района о том, что органы местного самоуправления поселений не наделены такими полномочиями не основаны на законе.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Алтайского края № 92-ЗС от 14.09.2006 года « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (в ред. закона Алтайского края от 02.04.2010 года № 23-ЗС) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в ч.2 настоящей статьи.

В соответствии п.2 ч.2 указанного закона органы местного управления наделяются указанными государственными полномочиями в отношении следующих категорий граждан: граждане, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14,15,17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с ч.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Исчерпывающий перечень случаев снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях приведен в п.п.1-6 ч.1 той же статьи. В частности, соответствующее решение органом местного самоуправления может быть принято при подаче гражданами по месту учета заявления о снятии с учета; утрате ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезде на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получении ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставлении им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявлении в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Письменный ответ администрации Рубцовского района о неправомерности постановки Назаренко Н.И. на учет в нарушение требований ч.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ не содержит ссылку ни на одно из вышеперечисленных правовых оснований. В качестве таковых закон не называет «право пользования жилым помещением наравне с его собственником». Из содержания письменного ответа неясно, какое из обстоятельств, предусмотренных ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, имелось ввиду при принятии данного решения.

Таким образом, Назаренко Н.И. уполномоченным органом признан нуждающимся в жилом помещении, включен в список очередности администрации Новосклюихинского сельсовета, решение о снятии его с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом, на основании решения которого он был принят на данный учет не принято.

При таких обстоятельствах ничто не препятствует включить его в список инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.192-199, 257-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ЗаявлениеНазаренко ФИО9 удовлетворить.

Решение главы администрации Рубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Назаренко ФИО10 в список инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий признать незаконным.

Обязать главу администрации Рубцовского района Алтайского края устранить допущенные нарушения: включить Назаренко ФИО11 в список инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2011 года.

Судья - Т.В.Машукова

Верно.

Судья Рубцовского районного суда Т.В.Машукова

Решение не вступило в законную силу на 25 марта 2011 года

Подлинник хранится в Рубцовском районном суде, дело № 2-261/2011 года

Начальник отдела Н.А.Фатьянова