№ 2-310/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 апреля 2011 года г. Рубцовск
Рубцовский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего Машуковой Т.В.,
при секретаре Зозуля Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Лошкаревой ФИО6 на неправомерные действия должностных лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Лошкарева А.П. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать действия администрации Рубцовского района и администрации Новоалександровского сельсовета незаконными и указывает, что является женой умершего участника Великой Отечественной войны. На территории Новоалександровского сельсовета проживает более 10 лет. В настоящее время проживает в неблагоустроенном доме с печным отоплением, общей площадью 57,4 кв.м., принадлежащем ей на праве собственности. Ей приходится самой топить печь, кроме того, в неудовлетворительном состоянии находится электропроводка, нет водопровода. К тому же согласно техническому заключению дом признан непригодным для проживания. Постановлением администрации Новоалександровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № дом также признан непригодным для проживания. Дом находится в ветхом состоянии. Получение благоустроенного жилья значительно облегчит ее проживание. Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Новоалександровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ она признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. После этого ДД.ММ.ГГГГ ее документы были направлены в администрацию Рубцовского района для включения ее в список инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, администрация Рубцовского района отказала включить её в список инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших), нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что она неправомерно признана нуждающейся. После повторного рассмотрения ее дела глава сельсовета направил ей письменный ответ, в котором указано, что она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении. Считает, что решение администрации сельсовета и отказ администрации Рубцовского района незаконны и подлежат отмене.
В судебном заседании заявитель Лошкарева А.П. отсутствовала в силу возраста и по состоянию здоровья, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель заявителя по доверенности Лошкарев С.Н. заявление своей матери поддержал, пояснив, что она, действительно, проживает в ветхом доме с ДД.ММ.ГГГГ.Дом требует ремонта. Является собственником этого дома, но дом признан непригодным для проживания. Кроме того, он уточнил требования. Просит признать действия администрации Рубцовского района и администрации Новоалександровского сельсовета незаконными. Обязать администрацию Новоалександролвского сельсовета устранить допущенные нарушения и признать её нуждающейся в жилом помещении. Обязать администрацию Рубцовского района устранить допущенные недостатки и включить Лошкареву А.П. в список инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших), нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель администрации Новоалександровского сельсовета в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований заявителя. Пояснила, что Лошкарева А.П. купила дом по расписке и проживает в нем с ДД.ММ.ГГГГ. Зарегистрировать по месту жительства в этом доме ее не могли, поскольку дом принадлежал другим людям. Хотя прописана она была у сына по <адрес>, льготы ей предоставляли по этому адресу: <адрес>. Свидетельство о праве собственности на дом получила только ДД.ММ.ГГГГ, после чего зарегистрировалась доме по месту жительства. Свои жилищные условия умышленно она не ухудшала. Учетная норма на территории Новоалександровского сельсовета 12 кв.м., но дом, в котором проживает Лошкарева А.П., признан непригодным для проживания.
Представитель администрации Рубцовского района не возражал против требований Лошкаревой А.П. Пояснил, что общая площадь дома, в котором проживает Лошкарева А.П. выше 12 кв.м. - учетной нормы, установленной в сельсовете. К тому же она получила свидетельство о праве собственности на дом и тут же признала его непригодным для проживания. Полагая, что она умышленно ухудшила свои жилищные условия, было и принято решение о снятии с регистрационного учета.
Суд, заслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, считает заявление Лошкаревой А.П. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены из права и свободы.
В судебном заседании установлено, что Лошкарева А.П. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается представленным в материалах дела удостоверением №.
ДД.ММ.ГГГГ Лошкарева А.П., проживающая в <адрес>, обратилась к главе администрации Новоалександровского сельсовета Рубцовского района Алтайского края с заявлением, где просит поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом приложила удостоверение жены умершего участника ВОВ, свидетельство о праве собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющийся у него объект недвижимости.
Актом проверки жилищных условий Лошкаревой А.П. от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что она является женой умершего участника Великой Отечественной войны. Проживает в принадлежащем ей на праве собственности доме, по <адрес> в <адрес>, общей площадью 57,4 кв.м., не оборудован сетями хозяйственно-питьевого водопровода, вода привозная.
В материалах дела имеются копия протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации Новоалександровского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, и копия решения, принятого по итогам данного заседания, а также копия постановления администрации Новоалександровского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в <адрес> признать непригодным для проживания, вдову участника ВОВ Лошкареву А.П. признать нуждающейся в жилом помещении, очередности и учесть в первоочередном списке администрации Новоалександровского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело №поставитьь на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, Лошкарева А.П., имеет в собственности непригодный для жилья жилой дом. Именно такие обстоятельства заложены законодателем в качестве одного из оснований для постановки на учет, что также послужило основанием для постановки её на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, Лошкарева А.П. имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для жен умерших участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 2005 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ) члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положением ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу подп.2 п.2 ст.23.2 того же Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны.
Кроме того, обязанность по обеспечению жильем закреплена Жилищным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Указом Президента РФ от 09.01.2010 года № 30 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которым внесены изменения в вышеприведенный Указ и установлено, что ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета.
Для выполнения принятых на себя обязательств Государство в лице Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ заключило с Алтайским краем в лице Губернатора Алтайского края соглашение от 29.12.2009 года № 575/21-18 «О предоставлении субвенций из Федерального бюджета бюджету субъекта РФ на реализацию полномочий РФ в области полного обеспечения жильем до 01.05.2010 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны
В соответствии с этими нормативными актами обеспечению жильем подлежат граждане, в том числе жены умерших участников войны, нуждающиеся в улучшении своих жилищных условий, а направляемые Государством средства носят целевой характер.
Судом установлено, что заявителем Лошкаревой А.П. были представлены в администрацию Новоалександровского сельского совета все необходимые документы, подтверждающие факт того, что она является женой умершего участника Великой Отечественной войны, что она имеет в собственности жилой дом не пригодный для жилья и нуждается в улучшении своих жилищных условий, проживает в неблагоустроенном жилье, что делает затруднительным её нормальное проживание. Лошкаревой А.П. ранее не предоставлялась такая мера социальной поддержки, как обеспечение жильем.
В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края № 115-ЗС от 9 декабря 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления поселений.
Таким образом, администрация Новоалександровского сельсовета в пределах своих полномочий приняла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет Лошкаревой А.П.. в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Алтайского края № 92-ЗС от 14.09.2006 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (в ред. закона Алтайского края от 02.04.2010 года № 23-ЗС) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в ч.2 настоящей статьи.
В соответствии п.2 ч.2 указанного закона органы местного управления наделяются указанными государственными полномочиями в отношении следующих категорий граждан: граждане, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14,15,17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с ч.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Исчерпывающий перечень случаев снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях приведен в п.п.1-6 ч.1 той же статьи. В частности, соответствующее решение органом местного самоуправления может быть принято при подаче гражданами по месту учета заявления о снятии с учета; утрате ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезде на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получении ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставлении им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявлении в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Письменный ответ администрации Рубцовского района о неправомерности постановки Лошкаревой А.П. на учет, а также и решение жилищной комиссии администрации Новоалександровского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление администрации Новоалександровского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований ч.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ не содержит ссылку ни на одно из вышеперечисленных правовых оснований. Из содержания письменного ответа неясно, какое из обстоятельств, предусмотренных ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, имелось ввиду при принятии данного решения.
Действительно решением Новоалександровского сельского собрания депутатов Рубцовского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена норма площади для постановки на учет граждан, как нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 12 кв.м.
Таким образом, на день постановки Лошкаревой А.П. на учет учетная норма не изменилась, Лошкарева А.П. была признана нуждающейся и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по тем основаниям, что жилой дом по <адрес> в <адрес> был признан непригодным для проживания.
Согласно техническому заключению о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес> указанное жилое помещение является непригодным для проживания. На день принятия решения жилищной комиссии администрации Новоалександровского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации Новоалександровского сельсовета Рубцовского района № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ основания, по которым заявительница была поставлена на учет, не отпали.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичная норма предусмотрена ст. 6 закона Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Однако суду не представлено доказательств того, что Лошкарева А.П. умышленно ухудшила свои жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Напротив, представитель заинтересованного лица пояснила, что Лошкарева А.П. проживала в данном доме и пользовалась льготами по месту жительства, а не по месту регистрации, что подтверждается справкой Управления социальной защиты населения по Рубцовскому району. В связи с этим, суд считает незаконным действия жилищной комиссии в снятии Лошкаревой А.П. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и по основанию намеренного ухудшения жилищных условий.
Иных оснований, препятствующих Лошкаревой А.П. в постановке на учет, не установлено.
При таких обстоятельствах Лошкарева А.П. необоснованно была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, также необоснованно ей отказано во включении ее в список инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших), нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.192-199, 257-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ЗаявлениеЛошкаревой ФИО7 удовлетворить.
Постановление администрации Новоалександровского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения непригодным для проживания и о постановке вдовы участника ВОВ на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» признать незаконным.
Обязать жилищную комиссию при администрации Новоалександровского сельсовета Рубцовского района Алтайского края устранить допущенные нарушения, принять с ДД.ММ.ГГГГ Лошкареву А.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязать главу администрации Рубцовского района Алтайского края устранить допущенные нарушения: включить Лошкареву ФИО8 в список инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.
Судья - Т.В.Машукова
Верно.
Судья Рубцовского
районного суда Т.В.Машукова
Решение не вступило в законную силу на 01 апреля 2011 года
Подлинник хранится в Рубцовском районном суде, дело № 2-310/2011 года
Начальник отдела Н.А.Фатьянова