2-81/2011 - решение о признании права на получение безвозмездной субсидии на приобретение и (или) строительство жилья



Дело № 2-81/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2011 года г.Рубцовск

Рубцовский район суд Алтайского края в составе:

председательствующего Долгих Е.В.,

при секретаре Богданович О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ветлугиной ФИО8 к администрации Саратовского сельсовета Рубцовского района, комитету администрации Рубцовского района Алтайского края по образованию о признании права на получение безвозмездной субсидии на приобретение и (или) строительство жилья,

УСТАНОВИЛ:

Ветлугина Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Саратовского сельсовета Рубцовского района, комитету администрации Рубцовского района Алтайского края по образованию о признании права на получение безвозмездной субсидии на приобретение и (или) строительство жилья.

В обоснование заявленных требований истец указала, что имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Саратовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №-р она была поставлена на льготную очередь на получение жилья. В ДД.ММ.ГГГГ гг. обращалась в администрацию <адрес> сельсовета <адрес> и администрацию Рубцовского района с письменными и устными заявлениями, однако жилье ей не было предоставлено. Кроме того, заявления в администрацию Рубцовского района о предоставлении ей субсидии для приобретения и строительства жилья, которые она подавала в ДД.ММ.ГГГГ году, не сохранились. В настоящее время она не имеет своего жилья, субсидию не получила. Обратившись ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в администрацию Рубцовского района о предоставлении ей жилья либо безвозмездной субсидии, получила отказ, так как ей уже исполнилось 28 лет.

Просит признать за ней право на получение безвозмездной субсидии на приобретение и (или) строительство жилья. Обязать ответчиков направить в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи заявку, заключение и анкету истца для включения в банк данных о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения безвозмездной субсидии.

Впоследствии по ходатайству истца в качестве ответчиков к участию в дела также были привлечены Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи и администрация Рубцовского района Алтайского края.

Истец в судебном заседании свои требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году её мать ФИО4 была лишена родительских прав, отец ФИО5 умер в ДД.ММ.ГГГГ году, а она была передана на воспитание под опеку своей тете ФИО6 Мать осталась проживать в <адрес> в доме родителей своего мужа, где и живет до настоящего времени, право собственности на дом ни на кого не оформлено, жилье за ней не закреплено. С ДД.ММ.ГГГГ года она проживала в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году ей исполнилось 18 лет, и она обратилась в комитет по образованию администрации Рубцовского района для постановки на очередь на получение жилья, её направили в администрацию района. В ДД.ММ.ГГГГ году она написала заявление о постановке на очередь на получение жилья и на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья, передала заявление лично главе администрации Рубцовского района. Впоследствии часто ходила на прием к главе администрации, который её уверял, что очередь продвигается, но в ДД.ММ.ГГГГ году отказался от своих слов, что ей скоро предоставят жилье, но она полагала, что продолжает состоять в очереди. В ДД.ММ.ГГГГ году ей в администрации района сказали, что нужно подать заявление в администрацию сельсовета по месту жительства, в связи с чем она написала заявление в администрацию Саратовского сельского совета с просьбой поставить на очередь на получение жилья, заявления на получение субсидии не подавала. В <адрес> сельский совет обращалась только за справками, что у матери нет своего жилья. В ДД.ММ.ГГГГ году после рождения дочери снова пошла в администрацию района, уже к другому главе, который сказал, что ей исполнилось уже 23 года и права на получения жилого помещения у неё нет, но если состоит в краевой базе данных, то получит субсидию. В ДД.ММ.ГГГГ году обратилась в комитет по образованию и узнала, что не состоит и не состояла в базе данных о лицах из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение субсидии.

Представитель ответчика - администрации Саратовского сельсовета Рубцовского района в судебном заседании с исковыми требованиями согласился и пояснил, что действительно Ветлугина, до брака Костенко, распоряжением администрации Саратовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ по её заявлению была поставлена на льготную очередь для получения жилья. С заявлением о предоставлении субсидии на приобретение и строительство жилья она в сельский совет не обращалась. В ДД.ММ.ГГГГ г.г. никаких списков очередников на получение жилья из администрации Рубцовского района не поступало.

Представитель ответчика - комитета администрации Рубцовского района по образованию в судебном заседании сисковыми требованиями согласилась, пояснила, что комитетом по образованию анкета на истицу в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для получения субсидии не направлялась. Те, чьи документы были направлены в ДД.ММ.ГГГГ г.г., субсидию уже получили. В ДД.ММ.ГГГГ году Ветлугина обратилась в комитет по другому вопросу, и выяснилось, что она в очереди на получение субсидии не состоит, возможно, в свое время ей в этом отказали из-за наличия жилья у матери.

Представитель ответчика - администрации Рубцовского района - в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что до ДД.ММ.ГГГГ года в администрации района велся учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих в г. Рубцовске и работающих в районных организациях, расположенных в городской черте. В ДД.ММ.ГГГГ года была произведена перерегистрация очередников, которую прошли 12 человек. Ветлугиной Н.В. в этом списке нет. Другими данными относительно истицы администрация района не располагает. В ДД.ММ.ГГГГ г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которого вопросы по обеспечению граждан жилыми помещениями были отнесены к ведению поселений, поэтому с момента принятия этого закона в администрации Рубцовского района учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не ведется.

Представитель ответчика - управления Алтайского края по образованию и делам молодежи - в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что исковые требования не поддерживает в полном объеме, поскольку истец не относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на момент ее обращения с заявлением в администрацию о включении ее в список на получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, а именно на ДД.ММ.ГГГГ истцу уже исполнилось 28 лет. Таким образом, у управления отсутствуют законные основания для постановки истца в сводный список в связи с достижением истцом, возраста, превышающего 23 лет, а соответственно и выплаты истцу безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья.

В дополнении к отзыву управление Алтайского края по образованию и делам молодежи указало, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как управление не уполномочено решать вопрос о возможности либо невозможности предоставления субсидий обращающимся гражданам из числа детей-сирот и детей.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что она воспитывала истицу с пяти месяцев. Мать Ветлугиной Н.В. была лишена родительских прав, отец умер, на неё оформили опекунство. После окончания школы племянница продолжила учебу, жила в общежитии. Она вместе с ней ходила на прием к главе администрации Рубцовского района, чтобы поставили на очередь для получения жилья. Потом им сказали, чтобы встали на очередь на получение жилья в Саратовском сельском совете. До настоящего времени жилье или субсидия на приобретение и (или) строительство жилья истцу не предоставлены.

Из материалов дела следует, что Костенко ФИО9 родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении.

Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ветлугиной (Костенко) Н.В. установлена опека. Опекуном назначена ФИО6

Решением Рубцовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ мать истицы ФИО4 лишена родительских прав. Согласно копии свидетельства о смерти отец истицы умер ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Саратовского сельского совета Рубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ вновь установлена опека над Костенко Н.В.

Согласно справке администрации Саратовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ Ветлугина (Костенко) Н.В. зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Костенко Н.В. обратилась в администрацию Саратовского сельского совета с заявлением о постановке на очередь для получение жилья, что подтверждается копией соответствующего заявления, представленного из учетного дела.

Распоряжением администрации Саратовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ Костенко Н.В. поставлена на льготную очередь на получение жилья.

Согласно справкам администрации <адрес> сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № у ФИО4 (матери истицы) собственного жилья нет, она проживает в доме, оставшемся после смерти родителей мужа и смерти мужа. Администрация <адрес> сельского совета не может предоставить жилье Костенко Н.В., так как строительство на территории сельсовета не ведется и собственного жилья сельсовет не имеет ( справки № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно копии свидетельства о заключении брака Костенко Н.В. ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак, ей была присвоена фамилия Ветлугина.

Отсутствие жилья у Ветлугиной (Костенко) Н.В. подтверждается копией справки № от ДД.ММ.ГГГГ Рубцовского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ № Рубцовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.

В ДД.ММ.ГГГГ году Ветлугина (Костенко) Н.В. обращалась в администрацию Рубцовского района, администрацию Алтайского края с заявлением о предоставлении жилья как лицу из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо включении сведений о ней в краевой банк данных для получения безвозмездной субсидии на приобретение и строительство жилья, в чем истице было отказано в связи с тем, что на момент обращения ей было более 23 лет.

Согласно копии списка очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденного распоряжением администрации Рубцовского района Алтайского края №-р от ДД.ММ.ГГГГ, Ветлугина (Костенко) Н.В. в нем не числилась.

Выслушав истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст.1 названного закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 4 Закона Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

В соответствии с Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края № 8 от 15 января 2008 года, право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за которыми не числится жилье по договору жилищного найма либо в собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не исполнилось 23 года (п. 3.1. Положения).

Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется однократно.

Согласно п. 3.3 Положения учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. Учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья вышеназванным лицам возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 4.2 Положения лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, зарегистрированное в очереди на получение жильяи изъявившее желание на ее получение, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

Разделом 4 указанного положения установлен порядок предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья.

Согласно пунктам 4.3., 4.4. Положения структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.

Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Субсидиинаправляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора.

Проанализировав представленные доказательства, суд достоверно установил, что Ветлугина (Костенко) Н.В. до достижения ею возраста 18 лет осталась без попечения родителей. До настоящего времени жильем она не обеспечена. В возрасте 22 лет она обратилась с заявлением в администрацию Саратовского сельского совета Рубцовского района о принятии её на учет как нуждающуюся в жилом помещении и была принята на учет. С заявлением о предоставлении субсидии Ветлугина Н.В. в администрацию Саратовского сельского совета не обращалась, что подтверждается пояснениями самой истицы, представителя администрации сельсовета, копиями документов из учетного дела, в том числе копией заявления Костенко Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

Предоставление субсидии в соответствии с п.4.2 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, носит заявительный характер. С соответствующим заявлением о предоставлении субсидии Ветлугина Н.В. обратилась в администрацию Рубцовского района только в ДД.ММ.ГГГГ году, когда она уже согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не относилась к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ей было уже более 23 лет, в связи с чем ей обоснованно было отказано в предоставлении субсидии.

Факт обращения истицы в администрацию Рубцовского района в ДД.ММ.ГГГГ г. с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении субсидии и с необходимым пакетом документов ничем не подтвержден и опровергается распоряжением администрации Рубцовского района Алтайского края №-р от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ г., в котором Ветлугина (Костенко) Н.В. не числится. Кроме того, то обстоятельство, что Ветлугина (Костенко) Н.В. в ДД.ММ.ГГГГ году обратилась в Саратовский сельсовет с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, также подтверждает тот факт, что она на соответствующем учете в администрации Рубцовского района не состояла, как и не принимались от неё документы на получение субсидии, поскольку, с её слов, заявление было одно.

Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Ветлугиной Н.В.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Ветлугиной ФИО10 к администрации Саратовского сельсовета Рубцовского района Алтайского края, комитету администрации Рубцовского района по образованию о признании права на получение безвозмездной субсидии на приобретение и (или) строительство жилья отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд Алтайского края со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Долгих

Верно

Судья Рубцовского

районного суда Е.В. Долгих

05.04.2011

Решение вступило в законную силу « »____________2011 г.

Подлинник решения находится в Рубцовском районном суде, дело № 2-81/2011

Начальник отдела делопроизводства___________________ФИО11а