2-570/2011 - решение - об обязывании организации перевозки детей с использованием автобусов соответствующих ГОСТу



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Рубцовск               Дело № 2-570/2011

               12 мая 2011 года

Рубцовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего - судьи Шишкиной Е.А.,

с участием старшего помощника прокурора Рубцовского района - Гуриной О.Н.,

при секретаре - Лаврове М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Рубцовского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по организации перевозки детей с использованием транспортного средства, отвечающего требованиям ГОСТ,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Рубцовского района обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа» о возложении на муниципальное общеобразовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа» обязанности по организации перевозки детей с использованием транспортных средств, отвечающих требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».

В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки установлено, что муниципальным общеобразовательным учреждением «<адрес> средняя общеобразовательная школа» эксплуатируются автобусы: <данные изъяты>, регистрационный номер 22 RUS; <данные изъяты>, регистрационной номер 22 RUS; <данные изъяты>, регистрационный номер 22 RUS и <данные изъяты>, регистрационный номер 22 RUS, которые используются для перевозки детей. Указанные транспортные средства не отвечают требованиям, установленным пунктами 4.5.9, 4.5.15, 4.5.16, 4.5.17 и ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».

Допущенные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, участвующих в дорожном движении, не согласуются с государственной политикой по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, снижению тяжести их последствий, могут повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью обучающихся.

В судебном заседании старший помощник прокурора требования поддержала, уточнив срок устранения нарушений - до ДД.ММ.ГГГГ, поддержав при этом все доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика - муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа» - Абушек Е.Я. с исковыми требования не согласилась и пояснила, что не отрицает того факта, что указанные в иске автобусы действительно эксплуатируются школой, для перевозки детей. В автобусе <данные изъяты> ремни безопасности установили. Что касается автобусов <данные изъяты>, то они старые, то есть 1999 и 2002 годов выпуска. Выпущены данные автобусы до установленного ГОСТа.

Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Рубцовского района Алтайского края - Кобрусь О.И. и комитета по образованию администрации Рубцовского района - Субботин Р.В. против удовлетворения требований не возражали, но просили увеличить срок для исполнения решения, так как указанный прокурором срок считают слишком маленьким.

Выслушав мнение участников процесса, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

При этом в соответствии с п. 9 ст. 1 названного закона к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании, а под транспортной безопасностью, согласно п. 10 указанной статьи, понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства - т.е. противоправного действия (бездействия), угрожающего безопасной деятельности транспортного комплекса - объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств (п.12 ст.1), - повлекшего за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (п.1 ст.1).

В судебном заседании представитель муниципального общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа» - Абушек Е.Я. не отрицала того факта, что муниципальным учреждением эксплуатируются автобусы: <данные изъяты>, регистрационный номер 22 RUS; <данные изъяты>, регистрационной номер 22 RUS; <данные изъяты>, регистрационный номер 22 RUS и <данные изъяты>, регистрационный номер 22 RUS, которые используются для перевозки детей.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон) техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Согласно ст. 20 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в числе прочего обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Разделом 1 ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» установлен стандарт, который распространяется на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, и устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей.

Согласно разделу 4 «Технические требования» указанного ГОСТа, автобусы для перевозки детей, в числе прочего, должны соответствовать следующим требованиям безопасности:

п.4.5.9 - сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления;

п.4.5.15 - в каждом поперечном ряду сидений должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке";

п.4.5.16 - рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми с мест размещения детей;

п.4.5.17 - рабочее место водителя должно быть оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой;

п.4.5.25 - автобус должен быть оснащен устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.

Из представленных в материалах дела Актов проверки (технического осмотра) транспортных средств при выезде на линию или возвращении в предприятие, составленных госинспектором ОГИБДД ОВД по Рубцовскому району капитаном милиции Воротковым А.С. от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что эксплуатируемые муниципальным общеобразовательным учреждением «<адрес> средняя общеобразовательная школа» автобусы, не соответствуют требованиям пунктов 4.5.9, 4.5.15, 4.5.16, 4.5.17 и 4.5.25 ГОСТ Р 51160-98«Автобусы для перевозки детей. Технические требования», в частности: <данные изъяты>, регистрационный номер 22 RUS - пунктам 4.5.9, 4.5.15, 4.5.16, 4.5.17 и 4.5.25; <данные изъяты>, регистрационной номер 22 RUS - пунктам 4.5.15, 4.5.16, 4.5.17 и 4.5.25; <данные изъяты>, регистрационный номер 22 RUS - пунктам 4.5.9, 4.5.15, 4.5.16, 4.5.17 и 4.5.25 и <данные изъяты>, регистрационный номер 22 RUS- пунктам 4.5.9, 4.5.15, 4.5.16, 4.5.17 и 4.5.25.

Допущенные общеобразовательным учреждением существенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок детей автобусами, ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, участвующих в дорожном движении, не согласуются с государственной политикой по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, снижению тяжести их последствий, могут повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью обучающихся.

При изложенных выше обстоятельствах, суд находит требования и.о. прокурора Рубцовского района Федорова А.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Что касается доводов представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований - администрации Рубцовского района и комитета по образованию администрации Рубцовского района относительно малого срока для исполнения решения суда, то суд находит их не состоятельными, поскольку требования касаются безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок детей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Возложить на муниципальное образовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа» обязанность по организации перевозки детей с использованием транспортных средств, отвечающих требованиям ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий         Е.А. Шишкина