2-730/2011 - решение - признание нуждающимся в жилье



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рубцовск                          Дело № 2-730/2011

                                                                                                                                             25 июля 2011 года

Рубцовский районный суд Алтайского края, в составе:

председательствующего - судьи Шишкиной Е.А.,

при секретаре - Сусловой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Зелепугиной ФИО11 к администрации <адрес> сельсовета Рубцовского района Алтайского края, Комитету администрации Рубцовского района Алтайского края по образованию о признании права на получение жилья и права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Зелепугина ФИО12 обратилась в Рубцовский районный суд Алтайского края с иском к администрации <адрес> сельсовета Рубцовского района Алтайского края, Комитету администрации Рубцовского района Алтайского края по образованию о признании за ней права на получение жилья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

В обоснование своих требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с тем, что мать - ФИО2 умерла в ДД.ММ.ГГГГ, а отец - ФИО3 умер в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время собственного жилья она не имеет. Постановлением администрации <адрес> сельсовета Рубцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Свободного жилья на территории <адрес> нет. На момент постановки на учет была старше 23 лет.

Определением Рубцовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> сельсовета Рубцовского района Алтайского края и Комитет администрации Рубцовского района Алтайского края по образованию исключены из числа ответчиков и привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. В качестве надлежащего ответчика привлечено Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

В судебном заседании истец Зелепугина Ю.В. свои исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (ныне <адрес>). Проживала в данном населенном пункте с родителями: матерью ФИО2 и отцом ФИО3. Мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца ее забрала к себе в <адрес> старшая сестра - ФИО4, которая стала ее попечителем. О своих правах на жилье узнала, когда обучаясь в Рубцовском Педагогическом колледже проходили тему о правах детей-сирот. В связи с чем, в 2006 году обратилась в Комитет по образованию Рубцовского района, где специалист <адрес> разъяснила права и дала список документов, которые необходимо собрать для получения субсидии на приобретение жилья. Когда дело дошло до постановления о постановке на льготную очередь в <адрес>, секретарь сельсовета <адрес> отказалась принимать заявление в постановке на очередь. После этого обращалась к этому специалисту еще три раза. Но все время получала отказ. В ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала брак с ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын - ФИО13. В ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась в <адрес> сельсовет с заявлением, после чего глава администрации ФИО7 выдал ей список документов, которые нужно собрать. Собрала документы и пришла в сельсовет. Это было ДД.ММ.ГГГГ. Ее попросили переписать заявление о принятии на учет этим числом, что она и сделала. После этого глава сельсовета ФИО7 и члены жилищной комиссии приезжали к ней в съемный дом по <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в администрации <адрес> сельсовета ей выдали постановление о постановке на учет. Потом обратилась в Комитет по образованию администрации Рубцовского района Алтайского края о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья, как гражданину из числа детей-сирот. Но ей было отказано, так как к этому моменту ей уже исполнилось 23 года.

Представитель Комитета администрации Рубцовского района Алтайского края по образованию - ФИО8 исковые требования ФИО1 поддержала и пояснила, что действительно ФИО1 в начале этого года устно обращалась к ним, но дали ей ответ, так как ей исполнилось 23 года и до 18 лет, когда ее взяли под опеку в постановлении отсутствовали данные о жилье, то не могут решить данный вопрос и посоветовали обратиться в суд.

Представитель ответчика - Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в судебном заседании отсутствовал, представив отзыв, где просит рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями не согласен по тем основаниям, что истица относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением администрации <адрес> сельсовета Рубцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по достижении 23 лет поставлена на очередь на улучшение жилищных условий на общих основаниях. Кроме того, в отношении истца не соблюден порядок предоставления жилых помещений, установленный законом Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации <адрес> сельсовета Рубцовского района Алтайского края в судебном заседании отсутствовал. О времени и месте судебного разбирательства извещен.

Суд, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, что не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав истца, представителя Комитета администрации Рубцовского района Алтайского края по образованию, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу абз.2 п.1 ст. 8 этого же закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из приведенных норм следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу положений ч. 4 ст. 49 ЖК РФ обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Государственное полномочие в виде предоставления жилого помещения указанной категории граждан субъектом Российской Федерации - Алтайским краем, не передано муниципальным органам, что следует из положений ч. 4 ст. 1 Закона Алтайского края от 31.12. 2004г. N 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», которыми установлен исчерпывающий перечень государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, переданных органам местного самоуправления.

В силу п.1 Положения об Управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденному постановлением администрации Алтайского края от 10 апреля 2006 года N 145, Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечивающим устойчивое функционирование систем обеспечения жизнедеятельности населения на территории края. На него возложена обязанность по ведению учета жилищного фонда Алтайского края (п. 4.13 Положения № 145 от 10.04.2006)

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанные положения закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Аналогичные гарантии закреплены в Законе Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей0сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (ч. 2 ст. 4).

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего предоставления им жилого помещения, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» раскрываются в ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ.

Согласно положениям вышеуказанного закона, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из представленных в материалах дела свидетельств о смерти следует, что родители истицы ФИО1 (до брака ФИО14) ФИО15., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, умерли. Мать ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО3 - ДД.ММ.ГГГГ.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23-летнего возраста. В случае, если социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью лица, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была реализована до 23 лет, то данное право сохраняется за ним до реализации данной льготы.

Право указанной категории лиц на внеочередное получение жилья предполагает их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации <адрес> сельсовета Рубцовского района Алтайского края в общем порядке. Между тем, с заявлением о постановке на учет она обратилась до достижения возраста 23 лет, а именно ДД.ММ.ГГГГ.

На момент постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, истице исполнилось 18 года и она относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имела право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Во исполнение указанного федерального закона принят Закон Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», в силу статьи 4, которого лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 15.01.2008 № 8 установлено, что право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за которыми не числится жилье по договору жилищного найма либо в собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не исполнилось 23 года (п. 3.1. Положения).

Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется однократно.

Согласно п. 3.3 Положения учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. Учет и контроль за распределением и использованием безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья вышеназванным лицам возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 4.2 Положения лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, зарегистрированное в очереди на получение жилья и изъявившее желание на ее получение, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

Разделом 4 установлен порядок предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья.

Структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии ( пункты 4.3, 4.4. Положения).

Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Субсидиинаправляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора.

Размер предоставляемой субсидии определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина, установленной статьей 8 закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в муниципальном образовании, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, в котором получатель субсидии стоит в очереди на улучшение жилищных условий в качестве гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья в Алтайском крае.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, то есть в доме своего бывшего попечителя - ФИО4 Фактически же проживает в снимаемом доме по <адрес> в <адрес>. Собственного жилья не имеет.

Отсутствие жилья у ФИО1 подтверждается также справкой Рубцовского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АК от ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов дела следует, что ФИО1 обращалась к председателю Комитета по образованию администрации Рубцовского района Алтайского края с заявлением о предоставлении ей жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо включении в краевой банк данных из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья. В чем письмом от ДД.ММ.ГГГГ за ей было отказано по той причине, что в районе отсутствует муниципально - жилищный фонд, и на момент обращения она достигла 23-летнего возраста.

При указанных выше обстоятельствах суд находит заявление ФИО1 законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Признать за ФИО1 право на получение жилья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Признать за ФИО1 право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд в течение 10 дней по подготовке его мотивировочной части.

Председательствующий Е.А. Шишкина

Верно

Судья Рубцовского районного суда     Е.А. Шишкина

Решение вступило в законную силу «____» ________________ 2011 года

Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2- 730 /2011 г.

Зам. начальник отдела _____________Н.В. Неустроева