Дело № 2-938/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Рубцовск 05 октября 2011 года Рубцовский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Четвертных А.В., при секретаре Ворона Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Бабкиной ФИО6 на неправомерные действия должностных лиц администрации Рубцовского района, УСТАНОВИЛ: Бабкина Н.С. обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать действия (бездействия) администрации Рубцовского района об отказе во включении её в список инвалидов, участников Великой Отечественной войны (далее «ВОВ»), членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным, обязывании устранить допущенные нарушения, признать нуждающейся в жилом помещении и включить в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование жалобы указала, что она является вдовой умершего участника ВОВ. Проживает в неблагоустроенном доме с печным отоплением, общей площадью 43,3 кв.м, принадлежащем ей на праве собственности. Получение благоустроенного жилья значительно облегчит проживание. Обратилась в администрацию Рубцовского района с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении, как вдовы участника ВОВ. Однако решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. Решение считает незаконным. Никто из сотрудников администрации района не приехал на место и не посмотрел в каком состоянии находится дом и в каких условиях она проживает. Также отметила, что не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, имеет в собственности жилье непригодное для проживания, в связи с чем является нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании Бабкина Н.С. отсутствовала, в надлежащем порядке извещена о времени и месте рассмотрения дела, сообщила, что не может явиться в суд по состоянию здоровья, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, требования жалобы поддержала. Представитель заявителя Бабкин Л.П., действующий по доверенности, в судебном заседании требования жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным. Дополнил, что Бабкина Н.С. имеет в собственности <адрес> в <адрес>, общей площадью 43.8 кв.м, где проживает одна, в силу возраста не может содержать дом, в доме печное отопление, отсутствует туалет, вода, в семьи к родственникам не идет. На вопросы пояснил, что дом непригодным для проживания признать нельзя, Бабкина Н.С. получала субсидию в размере <данные изъяты> на ремонт дома, израсходовали на фундамент для дома, при обращении с заявлением в администрацию района документов о непригодности дома для проживания не предоставляли, заключения о техническом состоянии дома не делали. Представитель заинтересованного лица администрации Рубцовского района в судебном заседании с жалобой не согласился. В обоснование своих возражений указал, что отсутствуют законные основания для постановки Бабкиной Н.С. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, дом находится в её собственности, площадь дома составляет 43,8 кв.м, проживает она одна, закон предусматривает нуждаемость при общей площади на одного члена семьи менее учетной нормы, которая составляет на территории данного сельсовета 12 кв.м., состояние здоровья гражданина и невозможность содержать дом не являются основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении, документы о непригодности жилого помещения Бабкиной Н.С. на комиссию не предоставлялись. Администрация района наделена полномочиями для рассмотрения подобного рода заявлений от граждан. Суд, с учетом мнения участников судебного процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Бабкиной Н.С., что не противоречит положениям ст.167, ч.2 ст.257 ГПК РФ. Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод… Судом установлено, что Бабкина Н.С. на основании удостоверения, выданного Комитетом по социальной защиты населения администрации Рубцовского района Алтайского края, имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Удостоверение является бессрочным и действует на всей территории РФ. Бабкина Н.С. обратилась с заявлением к главе Рубцовского района с просьбой поставить её, вдову умершего участника ВОВ, на очередь по улучшению жилищных условий. Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Рубцовского района № от ДД.ММ.ГГГГ Бабкиной Н.С. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении. В п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» закреплено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих правона соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В силу п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в числе прочего полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с тем, что Бабкина Н.С. является вдовой, то есть членом семьи умершего участника ВОВ, она имеет льготы, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах». Согласно п/п.4 п.1 ст.21 того же Федерального закона нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; Таким образом, на возникшие правоотношения распространяются нормы жилищного законодательства РФ. Бабкина Н.С. обратилась с заявлением об улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ. На судебный запрос глава Новоалександровского сельсовета <адрес> сообщила, что Бабкина Н.С. на учете в администрации Новоалександровского сельсовета <адрес> в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла. Согласно ч.ч.1,2 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Статья 51 ЖК РФ определяет основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а, в частности, не являющихся … собственниками жилых помещений…; являющиеся …собственниками жилых помещений… и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям... Бабкиной Н.С. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует протокол комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве основания для отказа в постановке на учет указано, что общая площадь жилого помещения, занимаемая Бабкиной Н.С., больше учетной нормы (12 кв.м), принятой решением Новоалександровского сельского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ указано, что отказ в постановке на учет допускается в случае, если предоставлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По смыслу норм ЖК РФ бремя доказывания нуждаемости в улучшении жилищных условий лежит на лице, обратившемся в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением. Бабкиной Н.С. в администрацию <адрес> было представлено заявление с просьбой поставить на очередь по улучшению жилищных условий. Одновременно к заявлению были приложены документы, находящиеся в учетном деле, представленном суду и исследованными в судебном заседании. На представителе администрации <адрес>, не лежит обязанность по доказыванию нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий, представитель заинтересованного лица обязан лишь доказать правомерность отказа в постановке заявителя на учет. Общественная комиссия по жилищным вопросам администрации <адрес>, по мнению суда, правомерно отказала Бабкиной Н.С. в признании нуждающейся в жилом помещении, так как заявителем были представлены документы, не подтверждающие её право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Как следует из имеющихся документов, право собственности Бабкиной Н.С. на жилой дом в <адрес> подтверждается копиями свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРП, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, выпиской из технического паспорта на жилой дом, выданной АКГУП «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости». Указанный жилой дом имеет общую площадь 43,8 кв.м, жилую площадь 30,8 кв.м. Согласно копии Выписки из домовой книги, выданной администрацией Новоалександровского сельсовета <адрес>, Бабкина Н.С. по адресу: <адрес> зарегистрирована одна с ДД.ММ.ГГГГ. Тем самым, на Бабкину Н.С. приходится общей площади 43,8 кв.м. Также, суд считает обоснованным, что при принятии решения общественная комиссия правомерно руководствовалась решением Новоалександровского сельского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. утвердившего учетную норму площади жилья для постановки на учет граждан, как нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 12 кв.м общей площади. Доводы жалобы о том, что дом, в котором проживает Бабкина Н.С., является неблагоустроенным и непригодным для её проживания, суд находит не состоятельными. Суду не представлены доказательства непригодности жилого помещения Бабкиной Н.С. Сама заявитель при обращении в администрацию Рубцовского района с заявлением не представляла соответствующий документ, подтверждающий непригодность её жилья для проживания. К тому же, представитель заявителя Бабкин Л.П. в судебном заседании пояснил, что дом непригодным для проживания признать нельзя. Тем самым, общественная комиссия по жилищным вопросам администрации Рубцовского района рассмотрела ДД.ММ.ГГГГ заявление Бабкиной Н.С. об улучшении жилищных условий и приняла решение по представленным документам, которые не подтвердили право заявителя состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение комиссии доведено до сведения заявителя. Администрация Рубцовского района, при решении спорного вопроса, действовала на основании делегированных полномочий по Закону Алтайского края от 14.09.2006 № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». При таких обстоятельствах, решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Рубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Бабкиной Н.С. нуждающейся в жилом помещении принято в соответствии с законом, в пределах полномочий органа местного самоуправления, права заявителя не являются нарушенными. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: В удовлетворении требований жалобы Бабкиной ФИО7 на неправомерные действия должностных лиц администрации Рубцовского района отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 07 октября 2011 года. Председательствующий А.В. Четвертных Верно Судья Рубцовского районного суда А.В. Четвертных 07.10.2011 Решение вступило в законную силу «____» __________________ 2011 года Подлинник хранится в Рубцовском районном суде, дело № 2-938/2011 Зам. начальника отдела ______________ ФИО3