2-151/2012 - решение о признании действий незаконными



                                     Дело № 2- 151/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Рубцовск           01 марта 2012 года

Рубцовский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Четвертных А.В.,

при секретаре Ворона Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прохорова ФИО19 о признании действий незаконными,

                                                   УСТАНОВИЛ:

Прохоров А.И. обратился с заявлением, в котором указал, что на основании удостоверения является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. В удостоверении указано, что он имеет право на льготы, предусмотренные ст.14 ФЗ «О ветеранах». В конце ДД.ММ.ГГГГ года обратился в Администрацию Рубцовского района с заявлением о признании его нуждающимся в жилье, приложив документы об условиях его проживания. ДД.ММ.ГГГГ получил письмо из администрации об отказе в признании нуждающимся в жилье, поскольку он не имеет права на льготы по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, установленные для инвалидов и участников ВОВ, членов семей погибших, со ссылкой на письмо Главалтайсоцзащиты от ДД.ММ.ГГГГ. Считает отказ незаконным и нарушающим его жилищные права, так как проживает в <адрес> Рубцовского района с женой, дочерью и зятем в жилом доме, принадлежащим на праве собственности внучке ФИО9 и дочери ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ года, своего жилья не имеет и не имел никогда, о чем подтверждают выписка из ЕГРП и справка сельсовета. В силу заболевания постоянно находится в инвалидной коляске, поскольку лишился ног, нуждается в постоянном уходе. Дом, в котором проживает с семьей маленький, неблагоустроенный, шлаколитой, жилой площадью 40 кв.м. Считает, что должен быть приравнен по предоставлению льгот к инвалидам ВОВ. Просит признать незаконным отказ жилищной комиссии при Администрации Рубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ о признании его нуждающимся в жилье, обязать администрацию устранить допущенные нарушения.         

Заявитель Прохоров А.И. в суд не явился по состоянию здоровья, о времени и месте рассмотрения дела извещался в надлежащем порядке, просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержал требование заявления.

Представитель заявителя Нагих В.А., действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что Прохоров А.И. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах», в том числе право на обеспечение жильём за счет средств федерального бюджета. Прохоров А.И. обратился с заявлением в Администрацию Рубцовского района Алтайского края, как нуждающийся в жилом помещении. Сейчас он проживает в доме с женой, дочерью и зятем, условия проживания ужасные, комиссия администрации для обследования жилья не приезжала, он передвигается на инвалидной коляске, которая даже не входит в дверной проём. Решением жилищной комиссии было отказано в признании нуждающимся в жилом помещении по тому основанию, что он как узник фашистских концлагерей не имеет право на льготы по обеспечению жилым помещением за счет федеральных денег, в своём ответе администрация сослалась на письмо. Просит удовлетворить заявление Прохорова А.И. и признать указанное решение Администрации Рубцовского района Алтайского края незаконным, нарушающим его права.

Представитель заинтересованного лица Администрации Рубцовского района Алтайского края Анищенко Г.Е., действующий по доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласился, пояснил, что Прохоров А.И. действительно обратился к ним с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении, решение от ДД.ММ.ГГГГ принимали на заседании комиссии по жилищным вопросам Администрации Рубцовского района Алтайского края, отказали в удовлетворении заявления по основанию, что Прохоров А.И., как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, не имеет право на льготы по обеспечению жилыми помещениями за счёт федерального бюджета, как это установлено для инвалидов и участников ВОВ. Комиссия принимала решение об отказе с учетом разъяснений Минрегиона России, о чем сообщила Главалтайсоцзащита в письме от 28.07.2011 № 13-1-5443/07. При этом, решив, что отсутствует право на льготу иные вопросы о нуждаемости заявителя в жилом помещении в порядке жилищного законодательства не рассматривали, обследование условий проживания не проводили, дополнительную информацию и документы не собирали. Жилищная комиссия при Администрации Рубцовского района Алтайского края действует на основании положения, утвержденного распоряжением главы, состав комиссии утверждается распоряжением главы района. Просил отказать в удовлетворении требования заявления, находя законным решение от ДД.ММ.ГГГГ.        

Представители заинтересованных лиц администрации Рубцовского сельсовета Рубцовского района Алтайского края, Главалтайсоцзащиты в суд не явились, о слушании дела были извещены в установленном порядке, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Главалтайсоцзащита в своем письме в суд сообщила, что возражает против заявленных требований. Пояснила, что предоставление рассматриваемых мер социальной поддержки осуществляется органами местного самоуправления в форме субсидий за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья. Министерством регионального развития РФ в письме от 19.03.2010 № 10496-СК/07 разъяснено, что законодатель, наделяя узников фашистских концлагерей правом на обеспечение жильём за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицирует их с участникам ВОВ, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Указанные категории граждан обеспечению жильём в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежат.         

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Прохоров А.И. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, ему выдано соответствующее удостоверение. Прохоров А.И. на основании представленных документов является пенсионером и инвалидом первой группы по общему заболеванию бессрочно.

Заявитель вместе с супругой ФИО13, дочерью ФИО10, зятем ФИО14 зарегистрирован и проживает в <адрес> Рубцовского района Алтайского края, <адрес>. Указанное жилое помещение находится в собственности дочери ФИО10 и внучки ФИО9, что подтверждается договором купли-продажи (купчая) земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Нагих В.А., действующая по доверенности, обратилась ДД.ММ.ГГГГ в интересах Прохорова А.И. в Администрацию Рубцовского района Алтайского края с заявлением о включении Прохорова А.И. в списки на получение субсидии на жильё, предоставила необходимые документы. Решением жилищной комиссии Администрации Рубцовского района Алтайского края, оформленном в протоколе заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , Прохорову А.И. было отказано в признании нуждающимся в жилом помещении на том основании, что он, как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, не имеет право на льготы по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, установленные для инвалидом и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ в соответствии с разъяснениями Минрегиона России (письмо Главалтайсоцзащиты от 28.07.2011 № 13-1-5443/07). О принятом решении Прохорову А.И. было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх..     

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Прохоров А.И., оспаривая в суде решение органа местного самоуправления, которым оказались нарушенными его права и свободы, считает, что имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.14 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», то есть считает, что он приравнивается по предоставлению льгот к инвалидам ВОВ.

Суд находит доводы заявления Прохорова А.И. законными и обоснованными.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах». Правительству РФ предложено предусмотреть бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом в 2009 - 2011 годах.

В силу п/п.1 п.1 ст.2 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны.

Согласно Указу Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 01.01.2005 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в п.8 ст.154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно разъяснению от 07.07.1999 N 4 (утв. постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.1999 N 20) п. 5 «При решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (п/п.3 п.1 ст.15).

Пунктом 3 статьи 23.2 названного Закона установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны.

Таким образом, анализ указанных норм свидетельствует о том, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма приравнены по своим льготам к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны - установленными соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона «О ветеранах».

Подпункт 3 п.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При этом, действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, такой меры социальной поддержки - как обеспечение жильем.

Тем самым, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильём за счет средств федерального бюджета согласно ФЗ «О ветеранах», следовательно, подлежат обеспечению жильём в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов».

При таких обстоятельствах решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Рубцовского района Алтайского края об отказе Прохорову А.И. в признании нуждающимся в жилом помещении по основанию, что он, как бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, не имеет право на льготы по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, установленные для инвалидом и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, является незаконным.

Кроме того, принимая решение об отказе в заявленном требовании Администрация Рубцовского района Алтайского края руководствовалась разъяснениями Минрегиона России с учётом письма Главалтайсоцзащиты от 28.07.2011 № 13-1-5443/07, о чём отмечено в протоколе заседания комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ. На данное обстоятельство, как основание для принятия решения об отказе, ссылался представитель Администрации района в судебном заседании. Однако подобное суждение является ошибочным.

Ни Минрегион России, ни Главалтайсоцзащита не наделены полномочиями по официальному разъяснению положений федеральных законов и указов Президента РФ. Данные органы не вправе самостоятельно толковать волю законодателя. Указанные «разъяснения» не являются нормативным правовым актом.

Согласно ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.     

К тому же, письмо Главалтайсоцзащиты от 28.07.2011 № 13-1-5443/07 содержит информацию о результатах видеоконференции, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Минрегионом России, по вопросу эффективности исполнения переданных государственных полномочий по обеспечению жильём отдельных категорий граждан… В целом письмо не содержит информацию о необходимости принятия органами местного самоуправления решений об отказе в признании нуждающимися в жилье бывшими несовершеннолетними узниками фашистских концлагерей.

Изложенное подтверждает необоснованность доводов представителя Администрации Рубцовского района Алтайского края в судебном заседании.

Позиция представителя заинтересованного лица Главалтайсоцзащиты, изложенная в направленном в суд ответе на заявление Прохорова А.И., о разъяснениях по спорному вопросу в письме Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 № 10496-СК/07 не может быть принята во внимание судом как обоснованная. Аналогично указанному выше, в отсутствие делегированных полномочий, данное министерство, высказывая свою позицию по вопросу толкования и применения норм действующего законодательства РФ в части обеспечения жильём за счет средств федерального бюджета бывших узников фашизма, произвольно сузило круг лиц (исключив узников), которым предоставляется такая мера социальной поддержки.

Письмо Минрегиона России от 19.03.2010 № 10496-СК/07 не является нормативным правовым актом и официальным разъяснением норм закона, не может служить основанием для отказа бывшим несовершеннолетним узникам фашизма в реализации их права на обеспечение жильём в соответствии с имеющимися нормативными актами (ФЗ «О ветеранах», Указ Президента РФ № 714 от 07.05.2008). При принятии решений правоприменительные органы должны руководствоваться действующим законодательством.

Полномочия Российской Федерации по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов возложены на Администрацию Рубцовского района Алтайского края на основании Закона Алтайского края от 14.09.2006 № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» и постановления Администрации Алтайского края от 06.10.2006 № 407 «Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае». Предоставление рассматриваемой меры социальной поддержки осуществляется органами местного самоуправления в форме субсидий за счет федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья.

Администрация Рубцовского района Алтайского края действует на основании Устава. Распоряжением Главы Рубцовского района Алтайского края от 20.10.2011 № 187-р утверждено Положение о жилищной комиссии. Персональный состав жилищной комиссии утвержден распоряжением главы района от 17.08.2009 № 141-р.

С учётом изложенного, Администрация Рубцовского района Алтайского края была правомочна принимать обжалуемое решение.

В тоже время, органом местного самоуправления не в полном объеме оказались рассмотренными заявление и приложенные к нему документы представителя Прохорова А.И. о признании нуждающимся в жилом помещении. Представитель Администрации Рубцовского района Алтайского края в суде пояснил, что вопрос о нуждаемости Прохорова А.И. в жилье комиссией не рассматривался, так как первоначально было установлено отсутствие у него права на льготу по обеспечению жилым помещением за счет денежных средств федерального бюджета. Тем самым, орган местного самоуправления не организовал работу по проверке документов, представленных заявителем, как это предусматривает п.14 постановления Администрации Алтайского края от 06.10.2006 № 407 «Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае», то есть не рассмотрел по существу вопрос о нуждаемости Прохорова А.И. в жилье, основываясь в своём отказе только на отсутствие у заявителя права на рассматриваемую меру социальной поддержки.

Суд рассмотрел настоящее дело в пределах заявленных требований. Вопрос о нуждаемости заявителя в жилом помещении надлежит разрешить полномочным на то органом в порядке действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд считает решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Рубцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Прохорову А.И. в признании нуждающимся в жилом помещении незаконным, а права Прохорова А.И. нарушенными. Заявитель вправе в суде защищать своё нарушенное право, используя способ его защиты, предусмотренный законом (ст.46 Конституции РФ, ст.12 ГК РФ, ст.254 ГПК РФ).      

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           Заявление Прохорова ФИО17 удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Рубцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Прохорову ФИО18 в признании нуждающимся в жилом помещении.

Обязать Администрацию Рубцовского района Алтайского края устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2012 года.

Председательствующий А.В. Четвертных

Верно

Судья Рубцовского

районного суда       А.В. Четвертных

05.03.2012

Решение вступило в законную силу «____» __________________ 2012 года

Подлинник хранится в Рубцовском районном суде, дело № 2-151/2012

Зам. начальника отдела ______________ ФИО15