Дело № 2-481/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Рубцовск 29 августа 2012 года
Рубцовский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Четвертных А.В.,
при секретаре Ворона Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кукушкиной ФИО14 об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Кукушкина Г.Р. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что проживает в <адрес>, не принадлежащей ей на праве собственности, своего жилого помещения не имеет, что подтверждается справкой БТИ. Полагает, что при отсутствии собственного жилья является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно удостоверению, выданному Управлением социальной защиты населения по <адрес>, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет льготы, предусмотренные Законом РФ «О ветеранах». Также ей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём один раз независимо от имущественного положения. ДД.ММ.ГГГГ она предоставила в жилищный отдел Администрации Рубцовского района документы для постановки на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, на что получила ответ с отказом в силу ст.53 ЖК РФ, так как не истёк пятилетний срок после намеренного ухудшения ею своих жилищных условий при продаже жилого дома в <адрес>. С вынесенным решением комиссии не согласна, она не имела намерение ухудшить свои жилищные условия, поскольку жилое помещение по <адрес> находилось в её собственности только пять месяцев, не отвечало требованиям к благоустроенному жилому помещению и было непригодно для проживания. Просит признать отказ комиссии по жилищным вопросам Администрации Рубцовского района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным, признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию Рубцовского района устранить нарушения закона и включить её в список регистрационного учёта, как члена семьи участника Великой Отечественной войны, имеющую право на меры социальной поддержки, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета.
В судебном заседании Кукушкина Г.Р. требования заявления поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Суду дополнительно пояснила, что квартиру по <адрес> в <адрес> предоставили ей с мужем в ДД.ММ.ГГГГ, проживала в данной квартире до ДД.ММ.ГГГГ, после переезда в ДД.ММ.ГГГГ в село её сына ФИО1 с семьёй, она переехала для проживания там же по <адрес>, где зарегистрирована и фактически проживает по настоящее время. Сын ФИО1 погиб в ДД.ММ.ГГГГ, в квартире по <адрес> её сноха проживала ещё около полутора лет и потом уехала, в данной квартире никто не проживал. Квартира на <адрес> имеет 2 спальни, большой зал, кухню. Квартиру по <адрес> она приобрела в ДД.ММ.ГГГГ без надлежащего оформления права, договор с продавцом ФИО7 вероятно заключали. Данная квартира имеет 2 спальни, зал, кухня маленькая, в данной квартире она проживает одна с ДД.ММ.ГГГГ. Квартиру по <адрес> приватизировала в ДД.ММ.ГГГГ, оформила право собственности и провела государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ, а продала данную квартиру ДД.ММ.ГГГГ. В квартире по <адрес> требовался ремонт, квартира была сырая. Покупатели до сих пор делают в данной квартире ремонт. У неё не было денег делать ремонт в проданной квартире. Договор купли-продажи квартиры по <адрес> сторонами сделки не оспаривался, недействительным не признавался. Её состояние здоровья требует постороннего ухода, была женщина с соцзащиты, которая помогала по дому, ей доплачивали к пенсии, есть огород, который ей уже не под силу. Имеет двух сыновей, один проживает в <адрес>, второй - в селе, где и она. В ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Администрацию Рубцовского района с заявлением о предоставлении благоустроенного жилья, предоставляла документы, ей отказали. Если бы она знала, что можно было проданную квартиру оформить как ветхое жильё, сделала бы так, никто не подсказал. Считает, что её права нарушены тем, что ей положено жильё по состоянию здоровью и как вдове участника Великой Отечественной войны, администрация должна предоставить ей жильё.
Представитель заинтересованного лица Администрации Рубцовского района Жукова Л.Г., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала относительно заявленных требований. В обоснование своих возражений отметила, что отсутствуют законные основания для постановки Кукушкиной Г.Р. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечении жильём за счёт федерального бюджета. Заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратилась к главе района с заявлением и приложенными документами. С Росреестра были запрошены дополнительные документы. Комиссия отказала заявителю с учётом выписки из Единого государственного реестра прав, Также Кукушкина Г.Р., будучи зарегистрированной и проживая на <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ имеет собственное жильё. Комиссия отказа по п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, так как не истёк пятилетний срок, предусмотренный ст.53 ЖК РФ. Также дополнила, что в результате ветхости жилого помещения и на основании заключения проектной организации согласованной с местной администрацией комиссия могла бы признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, таких документов на комиссию не предоставлялось.
В судебном заседании предоставили пояснения по делу свидетели. Так, свидетель ФИО2, сын заявителя, пояснил, что Кукушкина Г.Р. после приезда в <адрес> его брата ФИО4 переехала жить в квартиру по <адрес>, Квартиру по <адрес> продали в ДД.ММ.ГГГГ квартира разваливалась, провалились полы, жильё было ветхое.
Свидетель ФИО9 пояснила, что была в ДД.ММ.ГГГГ в квартире по <адрес>, фундамент пропал, света не было, стены прогнили, ремонт Кукушкина Г.Р. не могла делать. Новых собственников она не знает, те делают в данной квартире ремонт. Лет семь квартира была бесхозной.
Свидетель ФИО10 пояснил, что имел намерение в ДД.ММ.ГГГГ приобрести квартиру по <адрес>, отказался потому, что там нужно было менять пол, света не было, отопления не было, в квартире никто не жил с ДД.ММ.ГГГГ. В <адрес> он с ДД.ММ.ГГГГ и знает, что Кукушкина Г.Р. проживает постоянно по <адрес>.
Свидетель ФИО11 пояснила, что приобрела и оформила на внучку квартиру по <адрес> в <адрес>, оформлялись в ДД.ММ.ГГГГ, задаток давала Кукушкиной Г.Р. по ДД.ММ.ГГГГ. Специально искала квартиру подешевле, в данной квартире никто не жил, сейчас квартиру постепенно ремонтируют. Договор купли-продажи данной квартиры не оспаривали и не признавали недействительным.
Выслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, свидетелей, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод…
Кукушкина Г.Р. обратилась с заявлением в суд, считая незаконным и необоснованным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации Рубцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом установлены и подтверждены материалами дела следующие обстоятельства.
Кукушкина Г.Р. на основании удостоверения, выданного Комитетом по социальной защиты населения <адрес>, имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Удостоверение является бессрочным и действует на всей территории Российской Федерации.
Заявитель, как вдова ветерана Великой Отечественной войны, в своём обращении к главе Рубцовского района просила помочь ей получить благоустроенную квартиру, в связи с отсутствием собственного жилья и состоянием здоровья, приложив к заявлению пакет документов в обоснование заявленного требования.
Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации Рубцовского района № от ДД.ММ.ГГГГ Кукушкиной Г.Р. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Решение комиссии доведено до сведения заявителя.
В п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» закреплено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих правона соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в числе прочего полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В связи с тем, что Кукушкина Г.Р. является вдовой, то есть членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, она имеет льготы, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах».
Согласно п/п.4 п.1 ст.21 того же Федерального закона нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
Таким образом, разрешая спорную ситуацию об обоснованности действий органа местного самоуправления в отношении нуждаемости Кукушкиной Г.Р. в улучшении жилищных условий и обеспечении её жилым помещением за счёт средств федерального бюджета, следует учитывать нормы жилищного законодательства.
Согласно ч.1 и 2 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Согласно ч.2 ст.3 Закона Алтайского края № 115-ЗС от 09.12.2005 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований, дающих право гражданам быть признанными нуждающимися в жилых помещениях.
Такими гражданами признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами их семей и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям…
Согласно ч.4 ст.52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По смыслу норм ЖК РФ бремя доказывания нуждаемости в улучшении жилищных условий лежит на лице, обратившемся в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением.
Кукушкиной Г.Р. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, о чем отражено в имеющемся протоколе заседания общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации Рубцовского района № от ДД.ММ.ГГГГ и сообщено в письме заместителя председателя жилищной комиссии, заведующего отделом по архитектуре и градостроительству ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истёк предусмотренный статьёй 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О, по смыслу ст.53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
При принятии решения суд руководствуется нормами вышеуказанного законодательства и оценивает совокупность исследованных в судебном заседании доказательств по делу.
Суд приходит к выводу, что заявитель Кукушкина Г.Р. при установленных обстоятельствах не является нуждающейся в улучшении жилищных условий и у неё не возникло право на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета.
В квартире по адресу <адрес> Кукушкина Г.Р. проживала с ДД.ММ.ГГГГ, о чём пояснила заявитель и подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Администрацией Новосклюихинского сельсовета <адрес> на основании записи книг похозяйственного учёта. В ДД.ММ.ГГГГ она переехала в квартиру там же по <адрес>, где зарегистрирована и проживает по настоящее время. Как установлено, в квартире по <адрес> отсутствовали проживающие с ДД.ММ.ГГГГ её продажи. Квартира со временем приобрела ветхое состояние и не стала отвечать установленным для жилых помещений требованиям, тогда как бремя содержания имущества законом возлагается на собственника жилья. В подтверждение этому свидетель ФИО9 пояснила, что была в ДД.ММ.ГГГГ в квартире по <адрес>, фундамент пропал, света не было, стены прогнили, ремонт Кукушкина Г.Р. не могла делать. Свидетель ФИО10 пояснил суду, что в ДД.ММ.ГГГГ имел намерение приобрести данную квартиру, отказался потому, что там нужно было менять пол, света не было, отопления не было, в квартире никто не жил с ДД.ММ.ГГГГ. Квартира по <адрес> в <адрес> площадью 90,8 кв.м (согласно представленной Выписки из ЕГРП), в указанном выше техническом состоянии, после надлежащего оформления на заявителя права собственности на квартиру ДД.ММ.ГГГГ, при наличии покупателя, которому нужна была именно такая квартира и по доступной цене, о чём пояснила суду свидетель ФИО11, была продана ДД.ММ.ГГГГ. Как установлено судом договор купли-продажи квартиры по <адрес> не оспаривался и не был признан недействительным.
Также, следует учесть, что квартира по <адрес> в <адрес>, исходя из пояснений заявителя в судебном заседании, приобреталась Кукушкиной Г.Р. у ФИО7 в ДД.ММ.ГГГГ без надлежащего оформления сделки. В этой квартире заявитель по настоящее время проживает постоянно одна. Квартира, со слов заявителя, имеет две спальни, зал и кухню, то есть имеет площадь более установленной учётной нормы площади жилого помещения на территории сельсовета (12 кв.м). В ответе на судебный запрос Администрация Новосклюихинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указала, что Кукушкина Г.Р. зарегистрирована и фактически проживает по <адрес>, она приобрела данную квартиру у ФИО7 без оформления документов в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> записи о регистрации действующих прав на объект недвижимого имущества - <адрес> - отсутствуют.
По имеющимся сведениям Рубцовского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес>, Кукушкина Г.Р. не имеет жилых строений, помещений, о чём выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ.
На учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в Администрации Новосклюихинского сельсовета <адрес> заявитель не состоит, о чём сообщено в ответе на судебный запрос.
Доводы Кукушкиной Г.Р. о том, что проданная ею ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> была непригодна для проживания, не отвечала требованиям к благоустроенному жилому помещению и находилась у неё в собственности только пять месяцев не имеет правового значения к оспариваемому решению органа местного самоуправления.
Продавая жилое помещение и понимая, что у неё в собственности нет иного жилья, Кукушкина Г.Р. совершила действия с намерением приобрести право состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечении жильём за счёт средств федерального бюджета.
Как установлено и не оспаривалось в судебном заседании Кукушкина Г.Р. имеет собственное жильё по <адрес> в <адрес>, где она одна проживает по месту регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Довод заявителя о том, что её сноха претендует на данную квартиру и ей придётся выезжать из квартиры не нашёл своего подтверждения в суде.
Состояние здоровья заявителя, в рассматриваемой спорной ситуации, не может определять её нуждаемость в улучшении жилищных условий. Предписанный заявителю постоянный посторонний уход, а также необходимость организации помощи по дому, на что обращала внимание Кукушкина Г.Р. в суде, должны разрешаться с учётом законодательства о социальной защите граждан.
Ввиду того, что срок, установленный ст.53 ЖК РФ не истёк, постановка на учёт заявителя в качестве нуждающейся в жилом помещении не представляется возможной.
При изложенных обстоятельствах суд находит решение общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации Рубцовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Кукушкиной Г.Р. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий обоснованным и принятым на основании закона. Данным решением права и свободы заявителя не являются нарушенными.
Оспариваемое решение принято в пределах полномочий органа местного самоуправления - Администрации Рубцовского района Алтайского края, что регламентировано Законом Алтайского края от 14.09.2006 № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», подтверждается Уставом муниципального образования Рубцовский район Алтайского края, Положением о жилищной комиссии при Администрации района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований заявления Кукушкиной ФИО15 об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления отказать.
Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 03 сентября 2012 года.
Председательствующий А.В. Четвертных
Верно
Судья Рубцовского
районного суда А.В. Четвертных
03.09.2012
Решение вступило в законную силу «____» __________________ 2012 года
Подлинник хранится в Рубцовском районном суде, дело № 2-481/2012
Зам. начальника отдела ______________ ФИО13