2-532/2011 решение о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным



№ 2-532/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рубцовск 22 апреля 2011 года

Рубцовский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего Машуковой Т.В.,

при секретаре Зозуля Н.В.,

с участием прокурора Степановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Рубцовского района в интересах Захаровой ФИО8 в порядке ст.45 ГПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Рубцовского района обратился в суд с заявлением в интересах Захаровой ФИО9, в котором просит признать действия (бездействия) администрации Рубцовского района об отказе во включении её в список инвалидов, участников Великой Отечественной войны (далее по тексту - ВОВ), членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконными и обязать администрацию Рубцовского района включить Захарову А.С. в указанный список. Указывает, что Захарова А.С. является вдовой умершего участника ВОВ. На территории села Калиновка проживает в доме, принадлежащему на праве собственности её сыну. Собственного жилья не имеет. Захарова А.С. обратилась в администрацию Новосклюихинского сельсовета с заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении, как вдовы умершего участника ВОВ. Решением общественной жилищно-бытовой комиссии при администрации Новосклюихинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Захарова А.С. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учёт. После этого документы на Захарову А.С. были переданы в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ для включения её в список инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако администрацией Рубцовского района на имя главы администрации Новосклюихинского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо, в котором указано, что Захарова А.С. признана неправомерно нуждающейся и главе рекомендовано повторно рассмотреть её заявление. ДД.ММ.ГГГГ Захарова А.С. обратилась на имя главы района с письменным заявлением о включении её в список граждан получателей субсидии, в качестве вдовы участника ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ Захаровой А.С. было отказано во включении в список инвалидов, участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине, что она неправомерно признана нуждающейся в жилом помещении.

В судебном заседании заявитель Захарова А.С. отсутствовала в силу возраста и по состоянию здоровья, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Прокурор в судебном заседании поддержал заявления по основаниям в нём изложенным.

Представители администрации Новосклюихинского сельсовета и администрации Рубцовского района отсутствовали, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Представитель администрации Новосклюихинского сельсовета требования Захаровой А.С. признал.

Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, считает заявление прокурора Рубцовского района в интересах Захаровой А.С. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены из права и свободы.

В судебном заседании установлено, что Захарова А.С. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается представленным в материалах дела удостоверением №.

ДД.ММ.ГГГГ Захарова А.С., проживающая в <адрес>, обратилась к главе администрации Новосклюихинского сельсовета Рубцовского района Алтайского края с заявлением, где просит поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом указала, что собственного жилья не имеет.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1.

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>, Захарова А.С. не имеет жилых строений, помещений.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за Захаровой А.С. прав на жилые помещения не зарегистрировано.

В материалах дела имеются копия постановления администрации Новосклюихинского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено Захарову А.С. признать нуждающейся в жилом помещении и внести её в общий список очередности и учесть в первоочередном списке администрации Новосклюихинского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело №.

Судом установлено, что Захарова А.С., не имея в собственности своего жилья, является лишь пользователем жилого помещения. Именно отсутствие в собственности жилого помещения заложено законодателем в качестве одного из оснований для постановки на учет, что также послужило основанием для постановки её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Как следует из материалов дела, Захарова А.С. имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для жен умерших участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 2005 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ) члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положением ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В силу подп.2 п.2 ст.23.2 того же Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны.

Кроме того, обязанность по обеспечению жильем закреплена Жилищным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Указом Президента РФ от 09.01.2010 года № 30 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которым внесены изменения в вышеприведенный Указ и установлено, что ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета.

Для выполнения принятых на себя обязательств Государство в лице Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ заключило с Алтайским краем в лице Губернатора Алтайского края соглашение от 29.12.2009 года № 575/21-18 «О предоставлении субвенций из Федерального бюджета бюджету субъекта РФ на реализацию полномочий РФ в области полного обеспечения жильем до 01.05.2010 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны

В соответствии с этими нормативными актами обеспечению жильем подлежат граждане, в том числе жены умерших участников войны, нуждающиеся в улучшении своих жилищных условий, а направляемые Государством средства носят целевой характер.

Судом установлено, что заявителем Захаровой А.С. были представлены в администрацию Новоалександровского сельского совета все необходимые документы, подтверждающие факт того, что она является женой умершего участника Великой Отечественной войны, что она, не имея в собственности своего жилья, нуждается в улучшении своих жилищных условий. Захаровой А.С. ранее не предоставлялась такая мера социальной поддержки, как обеспечение жильем.

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края № 115-ЗС от 9 декабря 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления поселений.

Таким образом, администрация Новосклюихинского сельсовета в пределах своих полномочий приняла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет Захаровой А.С. в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Алтайского края № 92-ЗС от 14.09.2006 года «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (в ред. закона Алтайского края от 02.04.2010 года № 23-ЗС) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в ч.2 настоящей статьи.

В соответствии п.2 ч.2 указанного закона органы местного управления наделяются указанными государственными полномочиями в отношении следующих категорий граждан: граждане, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены статьями 14,15,17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с ч.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Исчерпывающий перечень случаев снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях приведен в п.п.1-6 ч.1 той же статьи. В частности, соответствующее решение органом местного самоуправления может быть принято при подаче гражданами по месту учета заявления о снятии с учета; утрате ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезде на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получении ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставлении им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявлении в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Письменный ответ администрации Рубцовского района о неправомерности постановки Захаровой А.С. на учет в нарушение требований ч.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ не содержит ссылку ни на одно из вышеперечисленных правовых оснований. В качестве таковых закон не называет «право пользования жилым помещением наравне с его собственником». Из содержания письменного ответа неясно, какое из обстоятельств, предусмотренных ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, имелось ввиду при принятии данного решения.

Таким образом, Захарова А.С. уполномоченным органом признана нуждающейся в жилом помещении, включена в список очередности администрации Новосклюихинского сельсовета, решение о снятии её с учета граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях органом, на основании решения которого она была принята на данный учет, не принято.

При таких обстоятельствах ничто не препятствует включить её в список инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.192-199, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Заявлениепрокурора Рубцовского района в интересах Захаровой ФИО10 в порядке ст.45 ГПК РФ удовлетворить.

2. Признать действия (бездействия) администрации Рубцовского района Алтайского края об отказе во включении Захаровой ФИО11 в список инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконными.

3. Обязать администрацию Рубцовского района Алтайского края устранить допущенные нарушения и включить Захарову ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Рубцовский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Председательствующий Т.В.Машукова

Верно

Судья Рубцовского

районного суда Т.В.Машукова

22.04.2011

Решение не вступило в законную силу на 22 апреля 2011 года

Подлинник хранится в Рубцовском районном суде, дело № 2-532/2011

Начальник отдела Н.А.Фатьянова