о возложении обязаности по оборудованию вокзала станции Колышлей



Дело №Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2010 года город Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.

при секретаре Новиковой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оборудовании железнодорожного вокзала станции Колышлей в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил о доступности объекта транспортной инфраструктуры инвалидам,

УСТАНОВИЛ:

Ртищевский транспортный прокурор обратился в Центральный районный суд города Воронежа с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании Юго-Восточную железную дорогу - филиал ОАО «РЖД» оборудовать железнодорожный вокзал станции Колышлей в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также пунктов 3.1.17, 3.1.18, 3.1.19, 3.5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 «Правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.03.2003 г., введенным в действие с 03.06.2003 года, а именно:

  1. Оборудовать вход в вокзал пандусом с уклоном не менее 1:12;
  2. Выделить в зале ожидания места для инвалидов-колясочников;
  3. В системе зрительной информации на вокзале установить пиктограммы с доступностью помещений для инвалидов-колясочников;
  4. Установить на вокзале телефон-автомат на более низком уровне для инвалидов-колясочников;
  5. Оборудовать на вокзале туалет для инвалида с габаритами: длина 2300 мм, ширина 1550 мм, высота 1950 мм, ширина унитаза 600 мм, расстояние от унитаза до стены 800 мм, ширина двери не менее 900 мм, установить в туалете для инвалида штанги с навесными рукоятками.

Определением Центрального районного суда города Воронежа от 01.02.2010 года дело передано по подсудности в Ртищевский районный суд Саратовской области по месту нахождения большинства доказательств.

В судебном заседании заместитель Ртищевского транспортного прокурора Каширин О.В. исковые требования подержал, показал, что расположенный на станции Колышлей (Пензенская область) железнодорожный вокзал не оборудован специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами транспортной организации, что зафиксировано в акте по результатам мероприятия по контролю (надзору) от 21.01.2009 года. Обязанность по обеспечению доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры предусмотрена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.5.1198-03 «Правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте». При проверке было установлено, что вход в здание вокзала не оборудован пандусом с уклоном не менее 1:12; не установлены пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников; в зале ожидания не выделены места для инвалидов-колясочников; не установлены телефоны-автоматы на более низком уровне для инвалидов-колясочников; в здании вокзала отсутствует туалет для инвалидов.

Представители ответчика ОАО «РЖД» Князева В.В. и Манжурин В.В. исковые требования не признали и пояснили, что положения Санитарно-эпидемиологических правила СП 2.5.1198-03, на которые ссылается прокурор, учитываются при проведении сертификации станционных объектов и услуг для пассажиров, при этом в документе не имеется ссылки на распространение требований документа на ранее возведенные объекты. Здание вокзала станции Колышлей построено в 1987 году, указанные санитарно-эпидемиологические требования не могли быть соблюдены. Здание не имеет подключения к поселковой канализации. Ответственность за нарушения в области организации транспортного обслуживания населения без соблюдения доступности для инвалидов предусмотрена статьей 11.24 КоАП РФ, поэтому дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, подлежит прекращению, поскольку спор рассматривается в ином судебном порядке - в ходе производства по административному делу. Истцом в данном случае избран ненадлежащий способ защиты, статья 12 ГК РФ не содержит такого способа защиты, как обязание исполнить закон или обязание произвести какие-либо действия.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предусмотрено статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, вытекает из полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями).

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (пункт1).

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (пункт 2).

При этом в силу статьи 2 Конституции РФ, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» функционирование железнодорожного транспорта, осуществляется исходя из принципа доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.

В силу положений статьи 2 Закона инфраструктура железнодорожного транспорта - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) пассажиры как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 15 утверждённых Постановлением Правительства РФ № 703 от 20.11.2003 г. Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, при оказании услуг по использованию инфраструктуры должны соблюдаться установленные требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья пассажиров, работников железнодорожного транспорта и третьих лиц, экологической и пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Статьёй 80 «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» на перевозчика и владельца инфраструктур возложена обязанность по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественного обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах. Указано, что вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрена обязанность организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Таким образом именно на ОАО «РЖД» как на собственнике транспортной инфраструктуры - здания вокзала на ст. Колышлей лежит обязанность по обеспечению оборудования вокзала специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Неисполнение же ответчиком своих обязанностей по оборудованию вокзала специальными приспособлениями нарушает права инвалидов.

Для организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте постановлением от 04.03.2003 г. № 12 Главного санитарного врача Российской Федерации введены в действие «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03» (зарегистрированы в Минюсте 01.04.2003 г. № 4348), которые согласно пункту 2.1 являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок.

Учитывая, что в силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение оборудования специальными приспособлениями вокзалов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, возложено непосредственно на такие организации независимо от организационно-правовых форм, суд считает возможным удовлетворить требование прокурора и обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать вход в вокзал пандусом с уклоном не менее 1:12; выделить в зале ожидания места для инвалидов-колясочников; в системе зрительной информации на вокзале установить пиктограммы с доступностью помещений для инвалидов-колясочников; установить на вокзале телефон-автомат на более низком уровне для инвалидов-колясочников; оборудовать на вокзале туалет для инвалида с габаритами: длина 2300 мм, ширина 1550 мм, высота 1950 мм, ширина унитаза 600 мм, расстояние от унитаза до стены 800 мм, ширина двери не менее 900 мм, установить в туалете для инвалида штанги с навесными рукоятками.

Отсутствие указанного оборудования для инвалидов зафиксировано в акте в акте по результатам мероприятия по контролю (надзору) от 21.01.2009 года. До настоящего времени ОАО «РЖД» не предприняло мер по обеспечению доступности инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры в этой части.

Согласно пункту 3.1.17 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12); для инвалидов-колясочников телефоны - автоматы следует располагать на более низком уровне (пункт 3.1.19); в системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников (пункт 3.1.18).

Согласно пункту 3.5.7. Правил, уборные (туалеты) общего пользования (раздельно мужские и женские) размещаются в пассажирском здании с учетом того, что расстояние от туалета до любого пассажирского помещения не должно превышать 75 м. На привокзальной площади и на платформах в зависимости от местных условий рекомендуется установка дополнительных туалетов, в том числе замкнутого типа.

Уборные надлежит оборудовать напольными чашами или унитазами без сидений, размещаемыми в отдельных кабинах, разделенных перегородками.

Количество санитарных приборов рассчитывается исходя из вместимости вокзала, площадью не менее 2,75 м на 1 прибор. Количество писсуаров в мужских уборных должно быть равно количеству унитазов.

Обязательно наличие туалета для инвалида с габаритами:

длина- 2300 мм

ширина- 1550 мм

высота - 1950 мм

ширина унитаза - 600 мм

расстояние от унитаза до стены - 800 мм

ширина двери не менее - 900 мм.

В туалете устанавливаются штанги с навесными рукоятками.

В силу пункта 3.5.10. Правил, на не канализованных вокзалах устраиваются общественные туалеты, размещенные вне вокзала с замкнутыми системами сбора и удаления канализационных стоков.

Суд полагает достаточным срок для добровольного исполнения указанной обязанности: в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку исполнение решения не требует значительных финансовых расходов.

Отсутствие подключения здания вокзала к поселковой канализации не освобождает ОАО «РЖД» от исполнения обязанности по обеспечению доступности инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры, в том числе для доступа к туалетам. В этой части ответчик не лишен возможности исполнить судебное решение путем избрания оптимального технологического решения, не исключая замкнутую систему сбора и удаления канализационных стоков.

Суд не считает возможным прекратить дело производством, как настаивают представители ответчиков, в связи с необходимостью рассмотрения спора в ходе производства по делу об административном правонарушении, поскольку привлечение к административной ответственности не является основанием для прекращения дела по гражданско-правовому спору.

При этом суд также взыскивает с ответчика государственную пошлину в соответствии со статьей 103 ГПК РФ в сумме 200 рублей (иск неимущественного характера в защиту неопределенного круга лиц).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Юго-восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать железнодорожный вокзал станции Колышлей в соответствии с требованиями пунктов 3.1.17, 3.1.18, 3.1.19, 3.5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 «Правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.03.2003 г., введенным в действие с 03.06.2003 года, а именно:

оборудовать вход в вокзал пандусом с уклоном не менее 1:12;

выделить в зале ожидания места для инвалидов-колясочников;

в системе зрительной информации на вокзале установить пиктограммы с доступностью помещений для инвалидов-колясочников;

установить на вокзале телефон-автомат на более низком уровне для инвалидов-колясочников;

оборудовать на вокзале туалет для инвалида с габаритами: длина 2300 мм, ширина 1550 мм, высота 1950 мм, ширина унитаза 600 мм, расстояние от унитаза до стены 800 мм, ширина двери не менее 900 мм, установить в туалете для инвалида штанги с навесными рукоятками.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующем в деле, принесено кассационное представление в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.

Судья П.В. Кулагин