о присуждении к исполнению обязанности по приведению участка местности (кладбища)



Дело № 2-587(1)/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2010 года                                                                                             г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.

при секретаре Новиковой С.В.,

с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Анненкова А.П.,

представителя администрации муниципального образования города Ртищево Саратовской области Кузнецовой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского межрайпрокурора Саратовской области в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности по приведению участка местности (кладбища «Шмели», «Третьяк») в соответствие с действующим законодательством в натуре,

установил:

Ртищевский межрайпрокурор Саратовской области в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Ртищевский районный суд Саратовской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности по приведению участка местности (кладбища) в соответствие с действующим законодательством в натуре.

В обоснование заявленного иска прокурор указал, что проверкой соблюдения     природоохранного законодательства, проведенной Ртищевской межрайпрокуратурой Саратовской области, установлено, в соответствии с Законом Саратовской области от 09.11.2007 № 238- ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Ртищевским муниципальным районом и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» кладбище «Третьяк», расположенное в юго-западной части г. Ртищево, а также кладбище «Шмели», расположенное в северной части г. Ртищево, передано в собственность муниципального образования город Ртищево.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 4, 39 Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель захламления отходами производства и потребления.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном дела» установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Согласно ст. ст. 14,15 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 ФЗ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Вышеприведенные нормы свидетельствуют о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Также ст. 18 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя России от 25 декабря 2001г. N01-HC-22/1) установлено, что администрация кладбища должна содержать кладбище в надлежащем порядке и обеспечивать удаление с могил и вывоз с территории кладбища засохших цветов и венков; систематическую уборку всей территории кладбища и своевременный вывоз мусора.

Вместе с тем, на территории кладбища «Третьяк» и кладбища «Шмели» не приняты меры к выполнению названных выше обязанностей.

Так, в ходе проверки с выездом на место установлено, что территория кладбищ захламлена отходами производства и потребления, в частности отходами от уборки территорий кладбищ и колумбарием, твердыми коммунальными отходами, прочими коммунальными отходами.

Кроме этого, п.п. 7.9-7.11 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», введенным в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 8.04.2003 № 35 установлено, что на участках кладбищ предусматриваются урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Вывоз мусора должен осуществляться по мере накопления на городские и поселковые свалки по договору со специализированными организациями.

Однако на территории кладбища «Третьяк» и кладбища «Шмели» урны, а также площадки для мусоросборников не предусмотрены. Вывоз мусора на свалку по договору со специализированной организацией не осуществляется.

Таким образом, деятельность администрации МО г. Ртищево по эксплуатации и содержанию кладбищ осуществляется с нарушениями действующего природоохранного законодательства Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического законодательства, что может привести к загрязнению окружающей природной среды, а также причинению вреда гражданам

Бездействием ответчика нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 «Об охране окружающей среды» и гарантированные государством, а также интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой, непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Несоблюдение природоохранных требований, бездействие администрации МО г. Ртищево по устранению допущенного нарушения, а также продолжительный период осуществления деятельности с нарушением действующего законодательства явились основанием для обращения прокуратуры в суд.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Заявляя о нарушенном праве, прокурор просит суд обязать к исполнению в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда обязанности по приведению участка местности - кладбища в соответствие с действующим законодательством, устранить загрязнение бытовыми отходами участка местности - кладбища «Третьяк» и кладбища «Шмели», установить на территории кладбища урны для мусора в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области Кузнецова Н.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , выданной и.о. главы администрации муниципального образования г. Ртищево Саратовской области Н.А. Агишевой против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Обязанность ответчика по содержанию муниципальных кладбищ в надлежащем порядке; обеспечению удаления с могил и вывоз с территории кладбища засохших цветов и венков; состоянии по систематической уборке всей территории кладбища и своевременному вывозу мусора вытекает из взаимосвязанных положений вышеуказанных федеральных законов и не оспаривалась в судебном заседании.

Кладбище «Третьяк» площадью 183259,7 кв.м. и кладбище «Шмели» площадью 64003,0 кв.м. являются муниципальной собственностью муниципального образования город Ртищево на основании Приложения 1 к Закон Саратовской области от 9 ноября 2007 г. N 238-ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Ртищевским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав».

В результате проверки, проведенной Ртищевской межрайпрокуратурой Саратовской области совместно с комитетом по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области было установлено, что территории кладбищ «Шмели» захламлена отходами. В овраге, расположенном на территории кладбища расположены снятые с могил памятники, венки - отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (код федерального классификационного каталога отходов ФККО 912 015 00 01 005); в овраге на территории кладбища расположены твердые бытовые отходы (код по ФККО 910 000 00 00 000), прочие коммунальные отходы (смет с территории - ФККО 990 000 00 01 004).

Территория кладбища «Третьяк» также захламлена отходами. На территории кладбища и прилегающей территории расположены снятые с могил венки и цветы от уборки территорий кладбищ, колумбариев ФККО 912 015 00 01 005); Территория кладбища захламлена твердыми бытовыми отходами (код по ФККО 910 000 00 00 000), прочие коммунальные отходы (смет с территории - ФККО 990 000 00 01 004).

На территориях обоих кладбищ отсутствуют места накопления отходов.

Данные обстоятельства подтверждаются справками по результатам проверки соблюдения природоохранного законодательства от 10.09.2010 года, фототаблицей.

Доказательств, опровергающих представленные прокурором доказательства, либо доказательств устранения заявленных нарушений до вынесения решения судом ответчиком по настоящему делу не представлено.

При таких обстоятельствах требования прокурора основаны на положениях закона, прокурором избран правильный способ защиты нарушенного права, заявлены требования в интересах государства и неопределенного круга лиц, что вытекает из полномочий прокурора, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что выполнение требований ответчик обязан совершить до 01 апреля 2011 года.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования город Ртищево Саратовской области в срок до 01 апреля 2011 года привести участки местности - кладбища «Третьяк» и «Шмели» в соответствие с действующим природоохранным законодательством:

- устранить территории кладбищ от загрязнения бытовыми отходами;

- установить на территории кладбища урны для мусора, мусоросборники, обеспечить вывоз мусора в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области в доход федерального бюджета 200 (двести) рублей государственной пошлины.

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.

Судья