о присуждении к исполнению обязанности организовать сбор и вызов твердых бытовых отходов, утилизации и переработки бытовых отходов на територии Октяборьского муниципального районного образования



Дело № 2-565(1)/2010

               

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2010 года                                                                                              г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Армяшиной Е.А.,

при секретаре Туновой Е.А.,

с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Анненкова А.П.,

представителей ответчиков - администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Самойловой Т.В., действующей на основании доверенности № 2 от 10 января 2010 года, выданной Главой администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области; администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области Главы администрации Октябрьского муниципального района Саратовской области Спицына А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению администрации Октябрьского муниципального образования обязанности организовать в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а администрацию Ртищевского муниципального района - утилизацию и переработку бытовых отходов на территории Октябрьского муниципального образования,

                                                                    установил:

Ртищевский межрайонный прокурор Саратовской области в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению администрации Октябрьского муниципального образования обязанности организовать в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а администрацию Ртищевского муниципального района - утилизацию и переработку бытовых отходов на территории Октябрьского муниципального образования (гражданские дела № 2-565(1)/2010, № 2-566(1)/2010, № 2-567(1)/2010, № 2-568(1)/2010, объединённые в одно производство под № 2-565(1)/2010 на основании определения Ртищевского районного суда от 02 ноября 2010 года.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проверкой, проведённой Ртищевской межрайонной прокуратурой совместно с государственным инспектором по охране природы установлено, что на территории Октябрь- ского муниципального образования не в полной мере соблюдается природоохранное и санитарно-эпидемиологическое законодательство.

В силу статьи 42 Конституции РФ, каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 14,15 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Проверкой установлено, что на территории Октябрьского муниципального образования требования указанного законодательства не исполняются.

В настоящее время на территории Октябрьского муниципального образования имеются санкционированные свалки - полигоны захоронения отходов, расположенные: - в западной части посёлка Луч Ртищевского района (территория отведена для размещения отходов постановлением администрации Ртищевского муниципального района № 1503 от 12 сентября 2003 года); - в восточной части села Сапожок Ртищевского района; - в северо-восточной части посёлка Правда Ртищевского района; - в западной части посёлка Темп Ртищевского района.

В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 № 607-ст): захоронение отходов - размещение отходов в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду. Полигон захоронения отходов - ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду. Свалка - местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.

При этом в настоящее время действуют Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88. (Далее СанПин 42-128-4690-88). Пунктом 2 СанПина 42-128-4690-88 предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Согласно пункта 3.2 СанПина 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки). При этом в соответствии с пунктом 3.3 СанПина 42-128-4690-88 на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года № 16, которым утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее - СП 2.1.7.1038-01). Пунктом 2.1. СП 2.1.7.1038-01 установлено, что полигоны твердых бытовых отходов (далее - ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. В соответствии с пунктом 2.2 СП 2.1.7.1038-01 выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Главой третьей СП 2.1.7.1038-01 установлены гигиенические требования к размещению полигонов ТБО. Так, данной главой, в том числе установлено, что размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 400 м. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона. Кроме того, пункт 3.4 СП 2.1.7.1038-01 предусматривает получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО. Главой пятой СП 2.1.7.1038-01 установлены гигиенические требования к эксплуатации полигонов ТБО и их консервации, которыми в том числе регламентировано, что складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. На территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.

Прокурор указывает, что в ходе проверки вышеуказанных свалок, расположенных на территории Октябрьского муниципального образования, установлено, что при их эксплуатации нормы СП 2.1.7.1038-01 не соблюдаются. Так, на указанных свалках санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО отсутствуют. Складирование ТБО ведется беспорядочно, в основном приближенно к краю территории. Уплотнение ТБО не проводится. По всей территории размещения отходов котлован с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО не обустроен. Грунт в отвалах по периметру полигона не складирован. Отсутствует озеленение. Кроме того, свалка в посёлке Луч Ртищевского района расположена на расстоянии 400 м. от границ жилой застройки. Содержание свалок ТБО не отвечает СП 2.1.7.1038-01, что является прямым нарушением Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения муниципального образования.

Прокурор считает, что органы местного самоуправления Октябрьского муниципального образования и Ртищевского муниципального района не обеспечивают организацию сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, а также их утилизацию и переработку в соответствии с вышеназванными требованиями, нарушая тем самым права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Согласно статьям 9,139,140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.

Прокурор считает, что бездействием ответчиков нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьёй 42 Конституции РФ, статьёй 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 «Об охране окружающей среды» и гарантированные государством, а также интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: - допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; - запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой, непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Заявляя о нарушенном праве, прокурор просит суд: обязать администрацию Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области организовать на своей территории сбор, вывоз твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Обязать администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, ввозимых с территории Октябрьского муниципального образования.

В судебном заседании помощник Ртищевского межрайонного прокурора Анненков А.П. отказался от части исковых требований к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о возложении на администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, ввозимых с территории Октябрьского муниципального образования. Производство по гражданскому делу № 2-565(1)/2010 в указанной части определением суда прекращено. Исковые требования к Октябрьскому муниципальному образованию Ртищевского района Саратовской области поддержал и уточнил, просил обязать администрацию Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области организовать на своей территории сбор, вывоз твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до 31 декабря 2011 года.

Представитель ответчика - Глава администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области Спицын А.В. в судебном заседании исковые требования признал в полном объёме. Пояснил, что последствия признания иска, предусмотренные статьёй 173 ГПК РФ судом ему разъяснены и понятны.

На основании части 1статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд полагает возможным принять признание иска представителем ответчика, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.ст. 39,173,194 - 198 ГПК РФ, суд

                                                              решил:

Исковые требования Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению администрации Октябрьского муниципального образования обязанности организовать в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов - удовлетворить.

Обязать администрацию Октябрьского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области организовать на своей территории сбор, вывоз твёрдых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до 31 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано, а прокурором внесено представление в Саратовский областной суд в течение десяти дней через Ртищевский районный суд.

         Судья