о присуждении к исполнению обязанности организовать сбор и вызов твердых бытовых отходов, утилизации и переработки бытовых отходов на територии Салтыковского муниципального районного образования



Дело №2-560(1)/2010                                                                           

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2010 года                                                                                             г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Трутевой В.Н.,

при секретаре Спициной Т.В.,

с участием представителя истца - помощника Ртищевского межрайпрокурора Анненкова А.П.,

представителя ответчика - администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Самойловой Т.В.,

представителя ответчика - администрации Салтыковского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области Арясова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ртищевского межрайпрокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Салтыковского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению администрации Салтыковского муниципального образования обязанности организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов

установил:

Заместитель Ртищевского межрайпрокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Салтыковского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области, администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а администрации Ртищевского муниципального района - утилизацию и переработку бытовых отходов на территории Салтыковского муниципального образования. В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований к администрации Ртищевского муниципального района.

Свои требования прокурор обосновывает следующими обстоятельствами. Прокуратурой района совместно с государственным инспектором по охране природы проведена проверка природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Ртищевского муниципального района. В ходе проверки обнаружено, что на территории Салтыковского муниципального образования не приняты меры к исполнению указанного законодательства. В селах Салтыковка, Каменка, Крутец, Елань, поселке Первомайском Салтыковского муниципального образования имеются санкционированные свалки - полигоны захоронения отходов, которые отведены для размещения отходов постановлением администрации Ртищевского муниципального района.

Ответчиком нарушаются требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, которые установлены Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 № 16, (далее - СП2.1.7.1038-01).

Так, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Складирование ТБО ведется беспорядочно, в основном приближенно к краю территории. Уплотнение ТБО не проводится. По всей территории размещения отходов не обустроен котлован с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт в отвалах по периметру полигона не складирован. Отсутствует озеленение.

По мнению прокурора, содержание свалок ТБО не отвечает СП 2.1.7.1038-01, что является прямым нарушением Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения муниципального образования.

Прокурор полагает, что орган местного самоуправления Салтыковского муниципального образования должен обеспечить организацию сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, просит суд обязать ответчика произвести эту работу на территории муниципального образования.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика - глава Салтыковского муниципального образования Арясов А.В., не отрицал доводы прокурора, полагал, что за счет средств муниципального образования он не может решить этот вопрос.

Суд, выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

Согласно подпункту 18 пункта 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пункт 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05 августа 1988 года №4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88) предусматривает, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Судом бесспорно установлено, что на территории Салтыковского муниципального образования не организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов. В населенных пунктах Каменка, Елань, Крутец, Салтыковка имеются санкционированные свалки - полигоны захоронения отходов, которые отведены для размещения отходов постановлением администрации Ртищевского муниципального района.

В силу п.3.2 СанПиНа 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Согласно проведенной проверке соблюдения экологических требований по сбору и выводу бытовых отходов имеющиеся на территории Салтыковского поселения свалки не имеют санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО. Складирование ТБО ведется беспорядочно, в основном приближенно к краю территории. Уплотнение ТБО не проводится. По всей территории размещения отходов не обустроен котлован с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Перехватывающие отводные каналы не обустроены. Грунт в отвалах по периметру полигона не складирован. Отсутствует озеленение (л.д.10-11).

Согласно п. 18 ст.3 Устава Салтыковского муниципального образования к вопросам местного значенияотносится, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.13-45).

Администрация Салтыковского муниципального района Саратовской области нарушает статью 42 Конституции Российской Федерации, предусматривающую право каждого на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

Согласно требованиям Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Исходя из п.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, отходы производства и потребления полежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Принуждение администрации Салтыковского муниципального образования исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.

В соответствии со ст.ст.9, 139 - 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить обязанности, возложенные на них законом.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд полагает, что администрация Салтыковского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области должна исполнить свои обязательства по организации сбора и вывоза отходов и мусора до 31 декабря 2011 года. Данный срок является разумным для исполнения такого рода обязательств.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Салтыковского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области в срок до 31 декабря 2011 года организовать на своей территории сбор, вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд в течение десяти дней.

Судья подпись