о присуждении к исполнению обязанности организовать сбор и вызов твердых бытовых отходов, утилизации и переработки бытовых отходов на територии Урусовского муниципального районного образования



Дело №2-585(1)/2010                                                                           

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2010 года                                                                                             г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.,

при секретаре Авдеевой Л.В.,

с участием помощника Ртищевского межрайпрокурора Саратовской области Анненкова А.П.,

представителя ответчика - администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Самойловой Т.В.,

представителя ответчика - администрации Урусовского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области Стрельника И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского межрайпрокурора Саратовской области в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, Администрации Урусовского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов,

установил:

Ртищевский межрайпрокурор Саратовской области в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Ртищевской районный суд Саратовской области с исковым заявлением к Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, Администрации Урусовского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов.

В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, производство по делу в этой части прекращено.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой совместно с государственным инспектором по охране природы проведена проверка природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Ртищевского муниципального района.

В ходе проверки обнаружено, что на территории Урусовского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области не приняты меры к исполнению указанного законодательства. В п. Ртищевский Урусовского муниципального образования Саратовской области имеется санкционированная свалка - полигон захоронения отходов, расположенная в северной части п. Ртищевский, территория отведена для размещения отходов постановлением администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области от 18.08.2010 года №2126. В юго-западной части с. Урусово также имеется санкционированная свалка - полигон захоронения отходов, территория отведена постановлением администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области 12.09.2003 года №1503. В юго-западной части с. Чадаевка расположена несанкционированная свалка.

Ответчиком нарушаются требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, которые установлены Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 № 16, (далее - СП2.1.7.1038-01).

Так, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Складирование ТБО ведется беспорядочно, в основном приближенно к краю территории. Уплотнение ТБО не проводится. По всей территории размещения отходов не обустроен котлован с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт в отвалах по периметру полигона не складирован. Отсутствует озеленение.

По мнению прокурора, содержание свалок ТБО не отвечает СП 2.1.7.1038-01, что является прямым нарушением Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения муниципального образования.

Прокурор полагает, что орган местного самоуправления Урусовского муниципального образования должен обеспечить организацию сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, просит суд обязать ответчика произвести эту работу на территории муниципального образования.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика - глава Урусовского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области Стрельник И.В. не отрицал доводы исковых требований, указал, что орган местного самоуправления не обеспечен соответствующими финансовыми средствами для решения указанных вопросов.

Суд, выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

Согласно подпункту 18 пункта 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пункт 1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05 августа 1988 года №4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88) предусматривает, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Судом установлено, что на территории Урусовского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области не организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов. В населенных пунктах п. Ртищевский и с. Урусово имеются санкционированные свалки - полигоны захоронения отходов, территория которых отведена для размещения отходов постановлением администрации Ртищевского муниципального района, в п. Чадаевка территория для размещения полигона захоронения отходов в установленном порядке не отведена.

В силу п.3.2 СанПиНа 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Согласно проведенной проверке соблюдения экологических требований по сбору и выводу бытовых отходов имеющиеся на территории Урусовского поселения свалки не имеют санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО. Складирование ТБО ведется беспорядочно, в основном приближенно к краю территории. Уплотнение ТБО не проводится. По всей территории размещения отходов не обустроен котлован с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Перехватывающие отводные каналы не обустроены. Грунт в отвалах по периметру полигона не складирован. Отсутствует озеленение (л.д.10-11).

Согласно п. 18 ст. 3 Устава Урусовского муниципального образования к вопросам местного значения относится, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.10).

Администрацией Урусовского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области допускаются нарушения положений статьи 42 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

Согласно требованиям Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Исходя из п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, отходы производства и потребления полежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Принуждение администрации Урусовского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.

В соответствии со ст.ст. 9, 139 - 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить обязанности, возложенные на них законом.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд полагает, что администрация Урусовского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области должна исполнить свои обязательства по организации сбора и вывоза отходов и мусора до 31 декабря 2011 года. Данный срок является разумным для исполнения такого рода обязательств.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию Урусовского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области в срок до 31 декабря 2011 года организовать на своей территории сбор, вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд в течение десяти дней.

Судья