об оспаривании решения Министерства юстиции РФ от 06.04.2010 года о не желательности пребывания (проживания) в РФ



Дело №2-80(1)/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 января 2011 года                                                                                                г.Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Трутевой В.Н.,

при секретаре Новиковой Н.А.,

с участием заявителя Ахмедова Р.Х.,

представителя заинтересованного лица - Министерства юстиции Российской Федерации Журик Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ахмедова Равиля Хорисовича об оспаривании решения Министерства юстиции Российской Федерации от 06 апреля 2010 года о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации,

установил:

Ахмедов Р.Х. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. Свои требования заявитель обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ отделения УФМС России по Саратовской области в городе Ртищево о том, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении него принято решение о нежелательности пребывания в РФ (далее - решение), ему предписано выехать из России до ДД.ММ.ГГГГ. Копия самого решения ему не вручалась, чем аргументировано данное решение, заявителю не известно.

После получения указанного уведомления заявитель обратился в Ртищевскую межрайонную прокуратуру с просьбой оказать содействие в оформлении гражданства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ он был извещен о невозможности оказания ему содействия в связи с принятием указанного решения, рекомендовано обжаловать его в суде.

С 1996 года он безвыездно проживает на территории <адрес>, а с 1998 года зарегистрирован постоянно по месту жительства в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он имел официальную работу, имеет страховое свидетельство государственного пенсионного страхования . Заявитель документирован паспортом СССР XVIII-ЖГ , в котором имеется отметка о регистрации по месту жительства. С 2000 года он не имел постоянного места работы, так как не имел паспорта гражданина РФ, но постоянно работал на условиях подряда у фермеров и частных лиц.

За оформлением гражданства он не обращался в силу своей юридической неграмотности.

ДД.ММ.ГГГГ приговором Ртищевского городского суда Саратовской области он был признан виновным по ст. 105 ч. 1 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком 3 года. Наказание он отбыл,22 сентября 2010 года заявитель был освобожден из мест лишения свободы и прибыл к месту жительства.Во время отбытия наказания он привлекался к оплачиваемому труду.В совершенном преступлении он полностью раскаялся, встал на путь исправления.

Согласно медицинскому заключению от ДД.ММ.ГГГГ у заявителя имеется эндобронхиальная опухоль главного бронха слева, ХОБЛ, эмфизема легких, пневмосклероз, ИБС - атеросклеротический кардиосклероз.Он нуждается в медицинском наблюдении и лечении. Полагает, что продолжительность его дальнейшей жизни невелика. В Азербайджане у заявителя нет ни родственников, ни жилья. Все его родственники проживают на территории Краснозвездинского муниципального района. Депортацией заявитель будет обречен на проведение остатка жизни в качестве лица без места жительства.

Заявитель является лицом без гражданства. Имеет право на прием в гражданство Российской федерации в упрощенном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.В нарушения вышеуказанной конституционной нормы, заявитель не был ознакомлен с решением, предписывающим выехать за пределы РФ, поэтому он не имеет возможности аргументировано опровергнуть доводы указанного решения.

Обжалуемым решением он лишен права на получение гражданства РФ, проживания по месту регистрации, получения трудовой пенсии по старости по месту своей регистрации и фактического проживания.

Ахмедов Р.Х. просит признать незаконным решение Министерства юстиции РФ от 06 апреля 2010 года о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В судебном заседании Ахмедов Р.Х. заявленные требования поддержал, заявил ходатайство о восстановлении срока на оспаривание решения. Пропуск срока на оспаривание решения заявитель мотивирует тем, что он не был ознакомлен с текстом этого решения. В период отбывания наказания он подписывал какие-то документы, касающиеся отбывания наказания, однако с текстом подписываемого документа он ознакомлен не был. Фактически о наличии самого решения ему стало известно только ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Журик Т.В., действующая на основании доверенности, выданной Министром юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования не признала. Ахмедов Р.Х. является лицом без гражданства, не имел вида на жительство, гражданство Российской Федерации он не приобретал. Ахмедов Р.Х. был осужден Ртищевским районным судом по ч.1 ст.105 УК РФ к 3 годам лишения свободы. Дальнейшее его проживание создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. На основании ч.3 ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Минюстом России обоснованно вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ - р «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы». Нарушений действующего законодательства РФ при вынесении оспариваемого распоряжения Министерства юстиции не имеется. По мнению, представителя заинтересованного органа, заявитель пропустил срок на оспаривание распоряжения, о котором ему стало известно ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

В силу ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Основанием к удовлетворению заявления при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц служит одновременное наличие 2-х составляющих: незаконности действий (решений) и реального нарушения этими действиями (решениями) субъективных прав заявителя.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и должностных лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Суд приходит к убеждению, что заинтересованным лицом доказана законность принятого распоряжения.

В силу ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Следовательно, основанием для признания пребывания лица без гражданства на территории России нежелательным является реальная угроза обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, создаваемая иностранным гражданином.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместитель Министра юстиции Российской Федерации А.Д. Алханов вынес распоряжение -р «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы». Из этого распоряжения усматривается, что пребывание Ахмедова Р.Х. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. На основании ч.3 ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114- ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» пребывание (проживание) в Российской Федерации Ахмедова Р.Х., являющегося лицом без гражданства, нежелательным сроком до 22 сентября 2018 года, и обязать его покинуть территорию Российской Федерации.

С данным распоряжением Ахмедов Р.Х ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ руководством Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония исполнения наказаний по Саратовской области», где он отбывал наказание, что подтверждается его подписью на копии распоряжения (л.д.30).

Судом установлено, что Ахмедов Р.Х., уроженец <адрес>, является лицом без гражданства, который прибыл из Азербайджана на территорию Российской Федерации в 1996 году. С ДД.ММ.ГГГГ Ахмедов Р.Х. значится зарегистрированным в <адрес>, что усматривается из адресного листка прибытия, трудовой книжки (л.д.12,16).

Вступившим в законную силу приговором Ртищевского городского суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ Ахмедов Р.Х. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 Уголовного кодекса РФ, выразившегося в умышленном причинении смерти гражданину. Ахмедову Р.Х. назначено наказание в виде лишения свободы, с применением ст.64 УК РФ, то есть ниже низшего предела, совершенное им преступление относится к категории тяжких, направленных против жизни и здоровья граждан(глава 16 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Министерство юстиции Российской Федерации правильно посчитало Ахмедова Р.Х. лицом, создающим реальную угрозу правам и законным интересам граждан, и в целях защиты прав и законных интересов других лиц приняло решение о нежелательности пребывания заявителя в Российской Федерации.

Процедура принятия оспариваемого распоряжения полностью соблюдена.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. № 199 утверждены Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. В указанном Перечне в качестве федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации указано Министерство юстиции Российской Федерации.

Оспариваемое распоряжение принято на основании представления о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, принятого Федеральной службой исполнения наказаний от 26 августа 2009 года. При вынесении представления Федеральная служба исполнения наказаний руководствовалась Инструкцией «О порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы», утвержденной приказом №171 от 20 августа 2007 года Министерства юстиции Российской Федерации (л.д.39).

Из заключения о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, утверждённого начальником ГУ ФСИН России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Ахмедов Р.Х. связь с родственниками не поддерживал, на путь исправления не встал (л.д.40-41).

Из опросного листа Ахмедова Р.Х. следует, что он прибыл в Россию в августе 1996 года на постоянное место жительства, зарегистрирован в России с 1998 года. Родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не имеет. На ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>. За приобретением российского гражданства не обращался. После освобождения он имеет намерение остаться на территории Российской Федерации. Подтверждая правильность записанных сведений, Ахмедов Р.Х поставил в опросном листе свою подпись, что заявителем не отрицается (л.д.42).

Объяснения Ахмедова Р.Х. о том, что он расписывался в документах, не читая их, суд оценивает критически, так как гражданин, ставя свою подпись на документе, фактически подтверждает свое ознакомление с ним. Заявителем не оспаривается заключение о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

Таким образом, обжалуемое распоряжение принято уполномоченным на то органом при наличии предусмотренных законом оснований в установленном законом порядке.

Суд приходит к убеждению, что права Ахмедова Р.Х. обжалуемым распоряжением на получение гражданства РФ, проживания по месту регистрации, получения трудовой пенсии по старости по месту своей регистрации и фактического проживания не нарушены.

Гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке заявитель получить в настоящее время не может.

В силу под. «б» п.1 ст.11 Федерального закона от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» заявитель может приобрести гражданство Российской Федерации только в результате приема в гражданство Российской Федерации.

Согласно п.п. «д», «ж» ст.16 указанного Федерального закона отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые: имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

В связи с тем, что заявитель имеет неснятую и непогашенную судимость, то в силу прямого указания закона его заявление о приеме в гражданство не может быть удовлетворено.

Начиная с 1996 года Ахмедов Р.Х., имел возможность приобрести гражданство Российской Федерации, однако он проявил пренебрежительное отношение к законодательству страны пребывания. Доводы заявителя о юридической безграмотности, не могут являться основанием для неисполнения законов, действующих в Российской Федерации. Как следует из объяснений заявителя, он хорошо владеет русским языком, при наличии желания, имел возможность разрешить вопрос о своем гражданстве.

Право на получение пенсии заявителем оспариваемым решением не нарушается.

Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право на социальное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение, гарантируется в Российской Федерации каждому человеку - вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, т.е. иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

В части третьей статьи 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепляется право иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Одним из обязательных условий назначения пенсии лицам без гражданства является постоянное законное проживание на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 года № 110-ФЗ) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Ахмедов Р.Х. не имеет разрешения на временное проживание, за таким разрешением в соответствующие органы он не обращался.

Ахмедов Р.Х. достиг общего пенсионного возраста ДД.ММ.ГГГГ, с этого времени он имеет право на обращение с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган, однако он этим правом не воспользовался. Нахождение в местах лишения свободы не препятствует назначению пенсии.

В силу п.8 Постановления Минтруда РФ № 17, Пенсионного фонда Российской Федерации № 19пб от 27 февраля 2002 года «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.

Суд приходит к убеждению, что заявитель без уважительных причин пропустил срок для оспаривания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации. С данным распоряжением Ахмедов Р.Х. был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись на копии документа, которая поступила к начальнику учреждения по месту отбывания заявителем наказания (л.д.30 оборот).

Утверждение заявителя о том, что он узнал о принятом в отношении него решении ДД.ММ.ГГГГ в отделении УФМС России по Саратовской области в городе Ртищево, суд оценивает критически. Данное утверждение опровергается его подписью на копии распоряжения. Кроме того, в отделении УФМС России по Саратовской области в городе Ртищево, ему также не было вручено данное распоряжение, однако заявитель нашел способ его оспорить.

Нахождение заявителя в местах лишения свободы, не является препятствием к обжалованию распоряжения. ДД.ММ.ГГГГ заявитель освободился из мест лишения свободы, однако обратился в суд за защитой своих прав лишь ДД.ММ.ГГГГ, пропустив трехмесячный срок на оспаривание распоряжения.

Отсутствие уважительных причин для пропуска указанного срока является, по мнению суда, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Доводы заявителя о том, что он проживает с ФИО4, ничем не подтверждены. ФИО4 членом его семьи не является.

Как указано в опросном листе, Ахмедов Р.Х. не имеет родственников, проживающих на территории Российской Федерации (л.д.42). Из заключения о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания заявителя в Российской Федерации следует, что он не поддерживает связь с родственниками. Оспариваемое распоряжение не нарушает прав Ахмедова Р.Х. на уважение его личной и семейной жизни, предусмотренных ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Состояние здоровья заявителя не может являться основанием для признания оспариваемого распоряжения незаконным, поскольку это распоряжение не отменяет права Ахмедова Р.Х. на оказание ему медицинской помощи.

Таким образом, вмешательство со стороны государственных органов в осуществление прав заявителя, предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, в целях предотвращения преступлений, защиты прав и свобод других лиц.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Ахмедову Равилю Хорисовичу отказать в удовлетворении заявления об оспаривании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд.

Судья