Дело №2-152(1)/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 февраля 2011 года г. Ртищево Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Трутевой В.Н., при секретаре Спициной Т.В., с участием представителя истца - помощника Ртищевского межрайпрокурора Гудкова А.Е., представителя ответчика - администрации муниципального образования города Ртищево Саратовской области Пичугина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Ртищево Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании действующему законодательству, установил: Ртищевский межрайпрокурор в защиту прав и интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования города Ртищево Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании действующему законодательству. Свои требования прокурор обосновывает следующим. Проверкой соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и транспортной деятельности, проведенной Ртищевской межрайпрокуратурой, установлено, что в соответствии с Законом Саратовской области от 09.11.2007 года № 238-ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Ртищевским муниципальным районом и вновь образованными поселениями, входящими в его состав» сооружения (асфальтовое покрытие) улица Образцова и улица Балашовская г.Ртищево Саратовской области переданы в собственность муниципального образования город Ртищево. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;программно-целевой подход к деятельности по обеспечении безопасности дорожного движения. Согласно пункту 4 статьи 6 вышеуказанного закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Пунктом 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Согласно статьи 17 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В соответствии с методическим рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17 марта 2004 г. N ОС-28/1270-ис) (далее - Методические рекомендации Росавтодора): содержание автомобильной дороги - это выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги. Зимнее содержание - это работы и мероприятия по защите дороги в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями. При этом, в соответствии с п. 3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Аналогичные требования изложены в методических рекомендациях Росавтодора, в соответствии с пунктом 1 которых для обеспечения безопасности и удобства движения автомобильные дороги общего пользования должны иметь геометрические параметры, инженерное оборудование, а также транспортно-эксплуатационное состояние и уровень загрузки, позволяющие автомобилям двигаться без изменения скорости, траектории движения и необходимости резкого торможения. Пункт 1.2.7. Методических рекомендаций Росавтодора указывает, что на покрытии проезжей части нельзя допускать образования колейности, при которой возникают опасные условия движения и создаются помехи для очистки покрытий от снежных отложений и удаления зимней скользкости. Указанным пунктом установлены пределы допустимой и предельно допустимой глубины колеи. Так, для автомобильных дорог с расчетной скоростью движения автомобилей 60 км/ч и менее допустимая глубина колее составляет 30 мм, предельная 35 мм. Кроме этого, пункт 6.1.1. методических рекомендаций Росавтодора устанавливает, что непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающего работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы автомобильных дорог. Согласно пункту 6.1.5. методических рекомендаций Росавтодора уровень зимнего содержания принимаются соответственно требованиям табл. 6.1, согласованной с ГОСТ 50597-93. В соответствии с данной таблицей на автомобильных дорогах с покрытием из цементобетона, асфальтобетона и битумоминеральных смесей с интенсивностью движения до 100 автомобилей в сутки рыхлый (талый)снег не должен превышать на дорожном покрытии величину в 4 см, ширина очистки должна составлять 100% поверхности. В ходе проверки проведенной Ртищевской межрайпрокуратурой совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по Ртищевскому MP установлено, что на улице Образцова и улице Балашовская г. Ртищево толщина снежного покрытия более 4 см., при этом на автомобильной дороге образована колея глубиной более 35 мм. В связи с неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, возникает угроза жизни и здоровью участников дорожного движения. Согласно статьи 34 Федерального закона от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. Кроме этого, невыполнением требований Федеральных законов, государственных стандартов нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд. Статья 12 ГК РФ предусматривает в качестве способа защиты гражданских прав иные способы защиты, в данном случае - признание бездействия незаконным и возложение указанных обязанностей. В соответствии с п.п. «а», «т» п. 11 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711), на Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности: осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования; выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Ртищево по ненадлежащей организации содержания дорожного покрытия улицы Образцова и улицы Балашовская г. Ртищево.Обязать администрацию муниципального образования город Ртищево к исполнению в течении 7 дней со дня вступления в силу решения суда обязанности по приведению дорожного покрытия улицы Образцова и улицы Балашовская г.Ртищево в соответствие с действующим законодательством в натуре: устранить колеи на дорожном покрытии;устранить снежные заносы дорожного покрытия. В судебном заседании прокурор отказался от иска, поскольку ответчиком устранены нарушения. Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, приходит к следующему. В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд вправе принять отказ от иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Суд считает возможным принять отказ от иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Судом разъяснены последствия отказа от иска и принятия его судом, предусмотренные ст.220-221 ГПК РФ. Руководствуясь ст.220-221 ГПК РФ, суд определил: Принять отказ Ртищевского межрайпрокурора от иска. Прекратить производство по делу по иску Ртищевского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Ртищево Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании действующему законодательству. Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. На определение может быть подана частная жалоба, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через районный суд в течение десяти дней. Судья