о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления (Администрация муниципального образования г.Ртищево)



Дело № 2 - 365(1)/2011

                                                                РЕШЕНИЕ

                                              Именем Российской Федерации

16 мая 2011 года                                                                                                    г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Армяшиной Е.А.,

при секретаре Туновой Е.А.,

с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Гордеевой С.С.,

представителя заинтересованного лица - консультанта по правовым вопросам администрации муниципального образования города Ртищево Саратовской области Стуенко С.Б., действующего на основании доверенности от 11 мая 2011 года, выданной первым заместителем главы администрации муниципального образования города Ртищево Саратовской области Агишевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ртищевского межрайонного прокурора в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным (в порядке статьи 254 ГПК РФ),

                                                                  установил:

Ртищевский межрайонный прокурор (далее - Прокурор) обратился в суд с заяв-

лением в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании

незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования города Ртищево Саратовской области (далее - администрация МО г. Ртищево).

В обоснование заявленного требования Прокурор в заявлении указал, что в нарушение требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года), Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) администрация МО г. Ртищево в срок до 15 марта 2011 года не подготовила доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год и не представила указанный доклад в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, не разместила сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета. Бездействием администрации МО г. Ртищево нарушаются охраняемые частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации права и интересы неопределенного круга лиц - населения Российской Федерации, на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля, а также нарушаются интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти на получение в установленные сроки информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.

Заявляя о нарушенном праве, Прокурор просит суд: признать незаконным

бездействие администрации МО г. Ртищево, выразившееся в неподготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до 15 марта 2011 года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федера -

ции на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, неразмещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета; - обязать администрацию МО г. Ртищево подготовить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета.

В судебном заседании помощник Прокурора Гордеева С.С. отказалась от требований в части возложения на администрацию МО г. Ртищево обязанности подготовить и представить в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета в связи с добровольным исполнением заявленного требования заинтересованным лицом до рассмотрения дела по существу. Определением суда производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Дала пояснения аналогичные изложенному в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - консультант по правовым вопросам администрации муниципального образования города Ртищево Саратовской области Стуенко С.Б. требования Прокурора признал, выразил согласие на удовлетворение заявления Прокурора. Пояснил, что 13 мая 2011 года доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год был подготовлен, направлен в Министерство экономического развития Российской Федерации и размещён на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района в сети Интернета.

Суд, заслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления Прокурора по следующим основаниям.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании статьи 254 ГПК РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

Исходя из содержания статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и неопределённого круга лиц.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 7 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам: информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственно контроля (надзора), муниципального контроля; информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля: подготовка в установленном порядке предложении о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и другое.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года ежегодно органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации осуществляют подготовку

докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля и его представление в Правительство Российской Федерации.

Порядок подготовки указанных докладов регламентирован Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2010 года № 215 (далее - Правила).

Так, в соответствии с пунктами 2, 3 Правил органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, по итогам своей деятельности ежегодно подготавливаются доклады, в которые включаются сведения об организации и проведении муниципального контроля за отчетный год и его эффективности согласно Приложению по следующим разделам: состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности; организация муниципального контроля; финансовое и кадровое обеспечение муниципального контроля; проведение муниципального контроля; действия органов муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений; анализ и оценка эффективности муниципального контроля; выводы и предложения по результатам муниципального контроля.

Полный перечень сведений, включаемых в доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля, определен Приложением к Правилам.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что к докладу прилагается отчёт об осуществлении муниципального контроля по утверждённой форме федерального статистического наблюдения.

В соответствии с пунктом 6 Правил, доклады подписываются руководителями органов местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля, и представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчётным годом, на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде.

Согласно пункту 8 Правил, сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернета, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, в срок не позднее 14 марта 2011 года обязаны подготовить и представить в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2010 год, которые должны содержать сведения и документы, перечень которых определен Правилами. При этом сведения, содержащиеся в докладах, должны быть размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернета.

На основании пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 3.2 Положения о муниципальном земельном контроле, утверждённым решением Совета МО г. Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области № 12-83 от 12 ноября 2009 года предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляет отдел по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования города Ртищево.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что вышеуказанные требования Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года и Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, а также требования Правил администрацией МО г. Ртищево в установленный срок исполнены не были.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Суд приходит к выводу о том, что бездействием администрации МО г. Ртищево нарушены интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти и интересы неопределённого круга лиц - населения Российской Федерации на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.

На основании изложенного суд считает, что заявленные Прокурором требования законны, доказательно обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199,254-257 ГПК РФ, суд

                                                     решил:

Заявление Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования города Ртищево Саратовской области незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города Ртищево Саратовской области, выразившееся в неподготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до 15 марта 2011 года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, неразмещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд в течение десяти дней.

Судья