Дело № 2 - 361(1)/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 мая 2011 года г. Ртищево Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Трутевой В.Н., при секретаре Спициной Т.В., с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Гордеевой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ртищевского межрайонного прокурора в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным (в порядке статьи 254 ГПК РФ), установил: Ртищевский межрайонный прокурор (далее - Прокурор) обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Октябрьского МО). В обоснование заявленного требования Прокурор в заявлении указал, что в нарушение требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года), Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) администрация Октябрьского МО в срок до 15 марта 2011 года не подготовила доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год и не представила указанный доклад в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, не разместила сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета. Бездействием администрации Октябрьского МО нарушаются охраняемые частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации права и интересы неопределенного круга лиц - населения Российской Федерации, на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля, а также нарушаются интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти на получение в установленные сроки информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля. Заявляя о нарушенном праве, Прокурор просит суд: признать незаконным бездействие администрации Октябрьского МО, выразившееся в неподготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до 15 марта 2011 года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, неразмещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета; - обязать администрацию Октябрьского МО подготовить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета. В судебном заседании помощник Прокурора Гордеева С.С. отказалась от требований в части возложения на администрацию Октябрьского МО обязанности подготовить и представить в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета в связи с добровольным исполнением заявленного требования заинтересованным лицом до рассмотрения дела по существу. Определением суда производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Дала пояснения аналогичные изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица - администрации Октябрьского МО в судебном заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд в соответствии с ч.2 ст.257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица. Суд, заслушав заявителя, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления Прокурора по следующим основаниям. На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и неопределённого круга лиц. Согласно статьи 254 ГПК РФ граждане, организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Исходя из содержания статьи 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании части 1 статьи 7 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам: информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственно контроля (надзора), муниципального контроля; информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля: подготовка в установленном порядке предложении о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и другое. В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года ежегодно органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации осуществляют подготовку докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля и его представление в Правительство Российской Федерации. Порядок подготовки указанных докладов регламентирован Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2010 года № 215 (далее - Правила). Так, в соответствии с пунктами 2, 3 Правил органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, по итогам своей деятельности ежегодно подготавливаются доклады, в которые включаются сведения об организации и проведении муниципального контроля за отчетный год и его эффективности согласно Приложению по следующим разделам: состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности; организация муниципального контроля; финансовое и кадровое обеспечение муниципального контроля; проведение муниципального контроля; действия органов муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений; анализ и оценка эффективности муниципального контроля; выводы и предложения по результатам муниципального контроля. Полный перечень сведений, включаемых в доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля, определен Приложением к Правилам. Пунктом 4 Правил предусмотрено, что к докладу прилагается отчёт об осуществлении муниципального контроля по утверждённой форме федерального статистического наблюдения. В соответствии с пунктом 6 Правил доклады подписываются руководителями органов местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля, и представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчётным годом, на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде. Согласно пункту 8 Правил сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернета, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, в срок не позднее 14 марта 2011 года обязаны подготовить и представить в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2010 год, которые должны содержать сведения и документы, перечень которых определен Правилами. При этом сведения, содержащиеся в докладах, должны быть размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернета. На основании пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения. Пунктом 2.2 Положения о муниципальном земельном контроле, утверждённого решением Совета Октябрьского МО от 18 декабря 2009 года № 54 предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется Главой администрации Октябрьского муниципального образования или должностным лицом, уполномоченным осуществлять земельный контроль в соответствии с настоящим положением в порядке, установленным муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления. Пояснения представителя заявителя подтверждаются справкой о результатах проверки соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля в администрации Октябрьского МО от 22 апреля 2011 года, подготовленной помощником прокурора Гордеевой С.С. В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Суд приходит к выводу о том, что бездействием администрации Октябрьского МО нарушены интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти и интересы неопределённого круга лиц - населения Российской Федерации на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля. Суд считает, что заявленные Прокурором требования законны, доказательно обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме. Руководствуясь ст.ст. 194-199,254-257 ГПК РФ, суд решил: заявление Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области незаконным - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неподготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до 15 марта 2011 года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, неразмещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета. Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд в течение десяти дней. Судья подпись