о присуждениик исполнению обязанности устранить нарушения Правил и норм пожарной безопасности



Дело №2-335(1)/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2011 года                          г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.

при секретаре Новиковой С.В.

с участием помощника Ртищевского межрайпрокурора Саратовской области Евтушенко И.В.,

представителя ответчика - главы администрации Урусовского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области Стрельника И.В.,

представителя третьего лица на стороне ответчика - администрации Ртищевского района Саратовской области Спириной У.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ртищевского межрайпрокурора Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Урусовского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности,

установил:

Заместитель Ртищевского межрайпрокурора Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Урусовского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Ртищевской межрайонной прокуратурой Саратовской области совместно с сотрудниками отделения надзорной деятельности по Ртищевскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области в апреле 2011 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Урусовского муниципального образования Ртищевского муниципального района требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в границах населенных пунктов Урусовского муниципального образования.

При проверке установлено, что ответчиком требования действующего законодательства не исполняются, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании осуществляется ненадлежащим образом.

Так, установлено, что входящие в состав Урусовского муниципального образования сельские населенные пункты (пос. Ртищевский, д. Александровка, д. Ивано-Кулики, с. Курган, с. Нижнее Голицыно, д. Свищевка, д. Перепутинка, с. Урусово, д. Раево-Воскресенское, п. Центральная усадьба совхоза Выдвиженец, п. Стройиндустрия, п. Точка - 1, д. Чаадаевка, п. Новостройка, д. Нестеровка, п. Бакунинский, д. Дивовка, п. Братеево, п. Заря Социализма, п. Труд Тридцати, п. Им. Крупской) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения (нарушение п.1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 года №313).

У водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (нарушение п.1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 года № 313).

На территории сельских населенных пунктов муниципального образования отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (нарушение п.1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 года № 313).

Кроме того, территории населенных пунктов не оборудованы наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря (нарушение п.1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 года № 313).

Указанные нарушения требований пожарной безопасности непосредственно влияют на возможность возникновения пожара на территории данного муниципального образования, его дальнейшее распространение, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.

Таким образом, по мнению истца, неисполнение (ненадлежащее исполнение) администрацией Урусовского муниципального образования Ртищевского муниципального района возложенных на нее обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, выразившееся в нарушении вышеуказанных требований пожарной безопасности, является прямой и основной причиной нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и жизни, которое может привести к массовым человеческим жертвам и причинению значительного материального ущерба.

Прокурор, основываясь на положениях Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), просит суд признать бездействие ответчика незаконным и обязать устранить указанные нарушения правил и норм пожарной безопасности в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд, выслушав стороны, заслушав мнение третьих лиц, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Устава Урусовского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения поселения также относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители органов местного самоуправления несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

    В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Пунктом 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

В соответствие со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что администрацией Урусовского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области требования указанных выше законов исполняются не в полной мере, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.

Из представленных прокурором доказательств следует, что входящие в состав Урусовского муниципального образования сельские населенные пункты (пос. Ртищевский, д. Александровка, д. Ивано-Кулики, с. Курган, с. Нижнее Голицыно, д. Свищевка, д. Перепутинка, с. Урусово, д. Раево-Воскресенское, п. Центральная усадьба совхоза Выдвиженец, п. Стройиндустрия, п. Точка - 1, д. Чаадаевка, п. Новостройка, д. Нестеровка, п. Бакунинский, д. Дивовка, п. Братеево, п. Заря Социализма, п. Труд Тридцати, п. Им. Крупской) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения (нарушение п.1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 года №313).

У водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (нарушение п.1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 года № 313).

На территории сельских населенных пунктов муниципального образования отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (нарушение п.1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 года № 313).

Кроме того, территории населенных пунктов не оборудованы наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря (нарушение п.1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 года № 313).

Указанные обстоятельства подтверждены справкой о результатах проверки, актом проверки органом государственного пожарного надзора органа местного самоуправления от 13 апреля 2011 года.

Доказательств устранения выявленных нарушения ответчиком в соответствии со статьей 56 ГПК РФ не представлено.

Доводы ответчика о невозможности устранения выявленных нарушений из-за отсутствия денежных средств, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с требованиями статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Суд учитывает, что администрацией Урусовского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области проводится определенная работа в области соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, принимаются соответствующие постановления и решения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности, однако указанные действия не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления в полной мере требований действующего законодательства и не освобождают орган местного самоуправления от обязанности устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Неисполнение администрацией муниципального образования законодательства о пожарной безопасности может привести к причинению вследствие пожаров вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - населения, проживающего на территории муниципального образования.

В соответствии с требованиями статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы зашиты гражданских прав установлены статьей 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Тем самым обязанности местной администрации выполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области пожарной безопасности могут быть обеспечено судебным решением.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствие со ст. 78 Федерального закона от 6 октября 2003 года за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд полагает, что администрация Урусовского муниципального образования Саратовской области должна исполнить свои обязательства по устранению нарушений требований пожарной безопасности до 01 сентября 2011 года. Данный срок является разумным для исполнения такого рода обязательств. Кроме того, ответчик не лишен возможности при наличии соответствующих обстоятельств в соответствии со статьей 203 ГПК РФ заявить ходатайство об отсрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь статьей 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать бездействие администрации Урусовского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области незаконным

Обязать администрацию Урусовского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области к исполнению в срок до 01 сентября 2011 года обязанность устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности:

обеспечить входящие в состав Урусовского муниципального образования сельские населенные пункты (пос. Ртищевский, д. Александровка, д. Ивано-Кулики, с. Курган, с. Нижнее Голицыно, д. Свищевка, д. Перепутинка, с. Урусово, д. Раево-Воскресенское, п. Центральная усадьба совхоза Выдвиженец, п. Стройиндустрия, п. Точка - 1, д. Чаадаевка, п. Новостройка, д. Нестеровка, п. Бакунинский, д. Дивовка, п. Братеево, п. Заря Социализма, п. Труд Тридцати, п. Им. Крупской) пожарными мотопомпами для целей пожаротушения;

у гидрантов и водоемов (водоисточников), находящихся на территории Урусовского МО, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели;

территории сельских населенных пунктов, входящих в состав Урусовского муниципального образования, оборудовать средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

оборудовать территории населенных пунктов, входящих в состав Урусовского муниципального образования, наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.

Судья