о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным ( Краснозвезденское муниципальное образование)



Дело №2-331(1)/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 июня 2011 года                            г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой О.В.,

при секретаре Жевак О.В.,

с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Евтушенко И.В.,

представителя третьего лица - Главного управления МЧС России по Саратовской области Бурцева А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности,

установил:

Ртищевский межрайонный прокурор (далее по тексту прокурор) обратился с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности. В обоснование своих требований прокурор указал, что Ртищевской межрайонной прокуратурой совместно с сотрудниками отделения надзорной деятельности по Ртищевскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области в апреле 2011 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в границах населенных пунктов Краснозвездинского муниципального образования.

При проведении проверки установлено, что Администрацией Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области требования действующего законодательства не исполняются, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальном образовании осуществляется ненадлежащим образом.

Входящие в состав Краснозвездинского муниципального образования сельские населенные пункты: д.Сорокино, с.Голицыно, д.Селитьба, с. Подгоренка, с.Изнаир, с.Лопатино, д.Рюмино, д. Ундольщино, д. Степановка, с.Сланцы, д.Екатериновка, д.Березовка, с.Владыкино не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения в нарушение п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (далее по тексту ППБ 01-03) от 18 июня 2003 года №313.

У водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели в нарушение п.1 ст. 151 ФЗ «Технический регламент о

требованиях пожарной безопасности»; п. 90 ППБ 01-03.

На территории сельских населенных пунктов Краснозвездинского муниципального образования отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в нарушение п.1 ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 114 ППБ 01-03.

Кроме того, территории населенных пунктов не оборудованы наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря в нарушение п.1 ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 27 ППБ 01-03.

Данные нарушения требований пожарной безопасности, по мнению прокурора, непосредственно влияют на возможность возникновения пожара на территории данного муниципального образования, его дальнейшее распространение, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей.

Неисполнение (ненадлежащее исполнение) Администрацией Краснозвездинского муниципального образования возложенных на нее Федеральным законом от 06 октября 2002 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, выразившееся в нарушении вышеуказанных требований пожарной безопасности, является прямой и основной причиной нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и жизни, которое может привести к массовым человеческим жертвам и причинению значительного материального ущерба.

Прокурор просит признать бездействие администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области по принятию мер по устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности незаконным и обязать в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности на территории данного образования, а именно: обеспечить входящие в состав Краснозвездинского муниципального образования сельские населенные пункты - д.Сорокино, с.Голицыно, д.Селитьба, с. Подгоренка, с.Изнаир, с.Лопатино, д.Рюмино, д. Ундольщино, д. Степановка, с.Сланцы, д.Екатериновка, д.Березовка, с.Владыкино - пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели; на территории сельских населенных пунктов муниципального образования оборудовать средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; оборудовать территории населенных пунктов наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.

В ходе судебного заседания помощник Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Евтушенко И.В. исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенному в заявлении. Дополнила, что сотрудниками Отделения надзорной деятельности по Ртищевскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области, прокуратурой района обращалось внимание на выявленные нарушения в сфере противопожарной безопасности. Ответчик был привлечен в административной ответственности, вносились представления на устранение допущенных нарушений, однако каких-либо мер по изменению ситуации не было принято.

Представитель       ответчика - глава     Администрации      Краснозвездинского

муниципального образования Ртищевского района Саратовской области Фомина Н.В., извещенная о времени и месте в судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, не просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца - Главного управления МЧС России по Саратовской области Бурцев А.В., действующий на основании доверенности №81 от 04 мая 2011 года поддержал заявленные требования. Пояснил, что в апреле 2011 года совместно с сотрудниками прокуратуры проводилась проверка соблюдения органами местного самоуправления Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в границах населенных пунктов Краснозвездинского муниципального образования. В ходе проведения проверки было установлено, что ответчиком требования действующего законодательства не исполняются в полной мере, в сельских населенных пунктам муниципального образования отсутствуют в нарушение правил пожарной безопасности мотопомпы либо отсутствуют договора с организациями, имеющими мотопомпы на использование в целях пожаротушения в населенных пунктах. Кроме того, указанные в иске обязанности ответчика по установлению у гидрантов и водоемов (водоисточников), находящихся на территории Краснозвездинского муниципального образования, а также по направлению движения к ним соответствующих указателей; на территории сельских населенных пунктов муниципального образования оборудовать средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; оборудовать территории населенных пунктов наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, также не исполнены до настоящего времени.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив представленные письменные доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, граждан, неопределенного круга лиц.

Статьей 78 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В силу ст.ст.7, 15, 41, 45 Конституции РФ, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Указанные положения закреплены в п.п.9 ч.1 ст.3 Устава Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области, согласно которым к вопросам местного значения поселения также относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения.

В силу ст.10, ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Руководители органов местного самоуправления несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В силу п.1 ППБ 01-03 настоящие правила пожарной безопасности в РФ устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 11 ППБ 01-03 предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

Согласно п.31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

В силу п.27 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

Пунктом 90 ППБ 01-03 предусмотрено, что угидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В силу п.114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В судебном заседании установлено, что администрацией Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области требования указанных выше законов исполняются не в полной мере, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.

Из представленных в суд доказательств следует, что отделением надзорной деятельности по Ртищевскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Саратовской области при проведении проверок неоднократно выявлялись нарушения противопожарного законодательства в Администрации Краснозвездинского муниципального образования. Ртищевской межрайонной прокуратурой вносились представления об устранении указанных нарушений.

Представитель третьего лица Бурцев А.В. в судебном заседании пояснил, что ранее в 2008- 2009 годах проводились проверки организации деятельности органов местного самоуправления Краснозвездинского муниципального образования по обеспечению требований законодательства в организации и обеспечении первичных мер пожарной безопасности. В ходе проведения проверок выявлялись указанные нарушения: в населенных пунктах муниципального образования отсутствовали пожарные мотопомпы, не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, территории населенных пунктов не полностью освещены в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, водоемов, наружных пожарных лестниц. В адрес ответчика вносились предписания для исполнения, проводились внеплановые проверки, но указанные требования до настоящего времени не были исполнены. В апреле 2011 года была вновь проведена проверка в отношении ответчика, внесено предписание на исполнение, ответственные лица были привлечены к административной ответственности, однако выявленные нарушения не устранены.

Указанные обстоятельства подтверждаются: актом проверки организации деятельности Краснозвездинского муниципального образования по исполнению установленных полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности от 30 июля 2008 года; актом проверки №56 от 10 августа 2009 года; справкой о результатах проверки от 14 апреля 2011 года; актом проверки органом государственного пожарного надзора органа местного самоуправления № 23 от 08 апреля 2011 года, представлением Ртищевского межрайонного прокурора об устранении нарушений №55-2010 от 22 сентября 2010 года, не оспаривается ответчиком.

Как следует из акта проверки органом государственного пожарного надзора органа местного самоуправления № 23 от 08 апреля 2011 года, при проведении проверки установлено, что входящие в состав Краснозвездинского муниципального образования сельские населенные пункты - д.Сорокино, с.Голицыно, с.Селитьба, с. Подгоренка, с.Изнаир, с.Лопатино, с.Рюмино, д. Ундольщино, д. Степановка, с.Сланцы, д.Екатериновка, д.Березовка, с.Владыкино не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения в нарушение п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (далее по тексту ППБ 01-03) от 18 июня 2003 года №313.

У водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели в нарушение п.1 ст. 151 ФЗ «Технический регламент о

требованиях пожарной безопасности»; п. 90 ППБ 01-03.

На территории сельских населенных пунктов Краснозвездинского муниципального образования отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в нарушение п.1 ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 114 ППБ 01-03.

Кроме того, территории населенных пунктов не оборудованы наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря в нарушение п.1 ст. 151 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 27 ППБ 01-03.

В связи с допущенными нарушениями в адрес ответчика внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из сведений домовладений, в населенных пунктах Краснозвездинского муниципального образования имеется 1452 домовладения, из которых: д.Сорокино -34, с.Голицыно - 52, д.Селитьба - 6, с. Подгоренка - 76, с.Изнаир - 39, с.Лопатино - 107, д. Рюмино - 14, д. Ундольщино - 13, д. Степановка - 7, с.Сланцы - 84, д.Екатериновка - 41, д.Березовка - 28, с.Владыкино - 1738 домовладения.

Как было бесспорно установлено в судебном заседании, на территории с.Красная Звезда имеется одна прицепная пожарная мотопомпа, модели «Гейзер-1600» МП-13/80.01, находящаяся в КФХ «Агрос» в с.Голицыно. Доказательств, подтверждающих наличие иных мотопомп на территории указанных населенных пунктов, надлежащего выполнения возложенных на ответчика обязательств, в суд не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к убеждению, что неисполнение администрацией Краснозвездинского муниципального образования законодательства о пожарной безопасности может привести к причинению вследствие пожаров вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - населения, проживающего на территории данного муниципального образования.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Исковые требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности по устранению нарушений норм законодательства о пожарной безопасности.

В силу ч.1, ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд приходит к выводу о том, что администрация Краснозвездинского муниципального образования должна исполнить свои обязательства по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01 сентября 2011 года, считая данный срок разумным для исполнения такого рода обязательств. При этом ответчик в соответствии со ст.203 ГПК РФ при наличии соответствующих обстоятельств имеет право ходатайствовать об отсрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области по непринятию мер по устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности на территории Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области незаконным.

Обязать Администрацию Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области в срок до 01 сентября 2011 года устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить входящие в состав Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области сельские населенные пункты - д.Сорокино, с.Голицыно, с.Селитьба, с. Подгоренка, с.Изнаир, с.Лопатино, с.Рюмино, д. Ундольщино, д. Степановка, с.Сланцы, д.Екатериновка, д.Березовка, с.Владыкино - пожарными мотопомпами для целей пожаротушения.

- у гидрантов и водоемов (водоисточников), находящихся на территории Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели;

- территории сельских населенных пунктов, входящих в состав Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области, оборудовать средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

- оборудовать территории населенных пунктов, входящих в состав Краснозвездинского муниципального образования Ртищевского района Саратовской области, наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоемов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.

Судья подпись