о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительными свидетельств о праве на наследство, признании недостойными наследниками



Дело №2- 463(1)/2011                                                                        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                                                 

23 августа 2011года                                                                                       город Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи В.Н. Трутевой,

при секретаре Т.В. Спициной,

с участием истца Улановой Н.Ф.,

ответчиков Корниловой Л.В., Лысенкова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Улановой Надежды Федоровны к Корниловой Ларисе Викторовне, Лысенкову Олегу Викторовичу о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительными свидетельств о праве на наследство, признании недостойным наследником,

установил:

Уланова Н.Ф. обратилась в суд с иском к Корниловой Л.В., Лысенкову О.В., в котором просит восстановить ей срок для принятия наследства после смерти её отца ЛВФ, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признать ответчиков недостойными наследниками, признать недействительными свидетельства о праве на наследство, выданные ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа город Ртищево и Ртищевский район Саратовской области КИЮ, на имя ответчиков, а также взыскать с ответчиков судебные расходы.

Свои требования истица обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ году умер её отец ЛВФ, после его смерти открылось наследство на принадлежавшее ему имущество: жилой <адрес>, денежные средства на счете , хранящиеся в Ртищевском отделении Сбербанка. Она, как наследник первой очереди, постоянно проживает в г.Саратове, не смогла до настоящего времени оформить свои права на наследственное имущество, так как не знала об открытии наследства и не могла этого знать. Ответчики не сообщили истице о смерти отца. Об этом событии истица узнала в июне 2010 года от своей подруги детства. Узнав о смерти отца, истица обратилась к нотариусу КИЮ с заявлением о принятии наследства по закону и завещанию, поскольку со слов отца истице известно, что он оставил на её имя завещание на всё своё имущество. Нотариус отказала истице в выдаче свидетельства о праве на наследство в связи с пропуском срока на принятие наследства, и рекомендовала обратиться в суд о восстановлении срока на принятие наследства. По мнению истицы, она пропустила срок по уважительной причине. Ответчики не сообщили нотариусу, что наследником к имуществу ЛВФ является также истица. Уланова Н.Ф. полагает, что ответчики являются недостойными наследниками, поскольку скрыли факт существования истицы, являющейся наследником к имуществу наследодателя.

Истица Уланова Н.Ф. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Ответчики Корнилова Л.В., Лысенков О.В. исковые требования не признали, пояснив, что истица приходится родной сестрой наследодателя ЛВФ, поэтому не является наследником первой очереди. Наследодатель никогда не говорил им о том, что Уланова Н.Ф. приходится ему дочерью, ответчики знали, что истица приходится сестрой их отцу, но не поддерживали с ней родственных связей. Адреса истицы они не знали, поскольку никогда не были у неё в гостях. Уважительной причины для пропуска срока на принятие наследства у истицы нет, поскольку ей никто не чинил препятствия в общении с наследодателем. Истицей пропущен шестимесячный срок со времени того, как она узнала о смерти наследодателя. Никакого завещания ЛВФ в пользу истицы не составлялось. Никаких умышленных действий, направленных против наследодателя или других наследников, ответчиками не совершалось.

Суд, выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ году умер ЛВФ, что усматривается из данных свидетельства о смерти , выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС по г. Ртищево и Ртищевскому району Управления по делам ЗАГС Правительства Саратовской области (л.д.7).

После смерти ЛВФ открылось наследство на 1/2 долю жилого дома под <адрес>, остатка денежного вклада и компенсации на счете в Ртищевском отделении Сбербанка России ОАО, недополученной пенсии за февраль 2006 года.

Истица Уланова Н.Ф. полагает, что она приходится дочерью ЛВФ, соответственно наследником первой очереди к имуществу ЛВФ по закону и завещанию. Она ДД.ММ.ГГГГ обратилась к нотариусу нотариального округа город Ртищево и Ртищевский район Саратовской области КИЮ с заявлением о принятии наследства после смерти ЛВФ по закону и завещанию (л.д.11).

Нотариус постановлением от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в совершении нотариального действия отказал истице в выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти ЛВФ в связи с пропуском срока для принятия наследства, отсутствием документов, подтверждающих родственные отношения с наследодателем (л.д.6).

В силу ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

Истица в судебном заседании пояснила, что мать ЛВФ ЛЕА в семидесятые годы прошлого столетия сказала ей о том, что ЛВФ составил в её пользу завещание. ЛВФ её водили к нотариусу КЛП, пояснив, что истица должна будет обратиться к этому нотариусу в случае смерти наследодателя. Завещание хранилось у матери ЛВФ.

Однако истица не представила суду доказательств наличия завещательного распоряжения ЛВФ на случай своей смерти в её пользу, не заявила ходатайств об истребовании завещательного распоряжения у нотариуса.

Судом установлено, что истица не является наследником первой очереди к имуществу ЛВФ по закону.

Согласно ст.1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.

Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.

Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).

В силу ст. 1142 этого же Кодекса наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

Судом установлено, что истица не приходится дочерью наследодателю.

Согласно данных представленного свидетельства о рождении БЧ родителями родившейся ДД.ММ.ГГГГ ЛНФ зарегистрированы ЛФМ и ЛЕА (л.д.8). В связи с вступлением в брак истица изменила добрачную фамилию на фамилию Уланова, что следует из объяснений истицы, не оспаривается ответчиками. Исходя из свидетельства о рождении истицы, наследодатель ЛВФ не приходится ей отцом, соответственно истица не может являться наследником первой очереди к имуществу ЛВФ.

Из объяснений истицы следует, что именно ЛВФ приходился ей отцом, однако при регистрации рождения её родителями были записаны родители ЛВФ, поскольку последний был очень молод, когда родилась истица, родители не хотели портить ему жизнь.

Эти объяснения истицы не подтверждены допустимыми доказательствами. Судом истице было разъяснено право оспаривания записи об отце в актовой записи о её рождении и предоставления доказательств признания своего отцовства ЛВФ в отношении неё, однако Уланова Н.Ф. не заявила таких требований.

Наследниками первой очереди к имуществу ЛВФ являются ответчики, приходящиеся детьми наследодателю (л.д.37-38,47).

По данным наследственного дела 56/06, которое начато ДД.ММ.ГГГГ, окончено ДД.ММ.ГГГГ, ответчики обратились к нотариусу <адрес> КЛП с заявлениями о выдаче свидетельств о праве на наследство по закону, предоставив документы, свидетельствующие о родственных отношениях между ними и наследодателем (л.д.34-35, 46).

Нотариусом нотариального округа города Ртищево и Ртищевского района Саратовской области КЛП ДД.ММ.ГГГГ ответчикам выданы свидетельства о праве на наследство по закону на неполученную пенсию, 1/2 долю жилого <адрес>, зарегистрированные в реестре за и (л.д.54-55). ДД.ММ.ГГГГ тем же нотариусом ответчикам выдано свидетельство о праве на наследство по закону на компенсацию по закрытым счетам в Ртищевском отделении Сбербанка России ОАО, реестр 3706 (л.д.59).

Истец полагает, что ответчики являются недостойными наследниками. Истица полагает, что основаниями для признания ответчиков недостойными наследниками являются факты несообщения нотариусу о наличии у наследодателя ещё одного ребенка в лице неё самой, а также укрытие завещания наследодателя.

В силу ст. 1117 ГК РФ не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество.

Правила настоящей статьи распространяются на наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве.

Суду не предоставлено доказательств, что ответчики совершили умышленные противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию себя самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства.

Никакого судебного решения, подтверждающего совершение ответчиками каких-либо противоправных действий в отношении наследодателя, либо других наследников суду не предоставлено.

Ответчики не должны были сообщать нотариусу об истице, как о наследнике первой очереди по закону, поскольку она в силу ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации таковым не является, а факт сокрытия завещания наследодателя ответчиками истицей не доказано.

Суд приходит к убеждению, что требования о признании ответчиков недостойными наследниками необоснованны, не подтверждены доказательствами и удовлетворению не подлежат.

Суд приходит к убеждению, что истица пропустила срок для принятия наследства, который не может быть восстановлен.

В силу ч.1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно ч. 1 ст. 1155 этого же Кодекса по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

По признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи). Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.

Как установлено судом, истица проживает в городе Саратове, местом жительства наследодателя был город Ртищево, расстояние между населенными пунктами 200 км. По утверждению Улановой Н.Ф., ей было известно о наличии завещания, оставленного ЛВФ в её пользу. Истица должна была проявить интерес к судьбе наследодателя. По её утверждению, она последний раз видела ЛВФ в 2000 году, после этого с ним не общалась. Истица не предприняла никаких мер к получению информации об открытии наследства.

Как утверждает истица, она узнала о смерти ЛВФ в июне 2010 года, однако обращение её в суд последовало в июле 2011 года, спустя один год и один месяц со времени получения информации о смерти наследодателя, то есть за пределами сроков, установленных ч.1 ст.155 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д.1).

Суд считает, что истицей не представлены доказательства того, что она не должна была знать об открытии наследства, пропустила срок для принятия наследства по уважительным причинам.

Довод истицы о том, что свидетельства о праве на наследство ответчикам выданы нотариусом КИЮ, опровергается регистрацией права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ответчика Корниловой Л.В. на жилой дом с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что право собственности Корниловой Л.В. на указанное домовладение возникло на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданных нотариусом города Ртищево Саратовской области КЛП, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69). Данная запись о регистрации истцом не оспаривается.

Согласно ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Суд приходит к убеждению, что ответчиками не нарушены права Улановой Н.Ф. на получение наследства.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Улановой Надежде Федоровне отказать в удовлетворении исковых требований о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительными свидетельств о праве на наследство, признании недостойным наследником.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней через районный суд.

          Судья