об оспаривании акта обследования жилого помещения, действий должностных лиц и предоставлении социальных выплат



Дело №2-318(1)/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года                                       г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Кулагина П.В.

при секретаре Мироновой Н.С.,

с участием истца Здобновой А.И., её представителя Морозова Э.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Здобновой Алевтины Ивановны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, государственной жилищной инспекции Саратовской области об оспаривании акта обследования жилого помещения, действий должностных лиц, о предоставлении социальной выплаты и взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

Здобнова А.И. обратилась в Ртищевский районный суд Саратовской области с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области об оспаривании акта обследования жилого помещения, действий должностных лиц, предоставлении социальной выплаты. В дальнейшем Здобнова А.И. увеличила исковые требования, просив взыскать с ответчиков денежную компенсацию морального вреда.

В обоснование исковых требований указано, что Здобнова А.И. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, является ветераном труда, тружеником тыла, инвалидом 2 группы по зрению, вдовой бывшего пенсионера МВД, участника Великой Отечественной войны КТИ.

Квартира расположена на втором этаже двухэтажного каркасно-засыпного <адрес> года постройки, имеет отопление от газовой печи, стояк которой разрушен, в зимнее время температура в жилом помещении не превышает 6-12 градусов тепла, при топке из печи идет дым, в связи с чем использование печи является опасным. Водогрейная колонка не работает; водопроводные трубы обветшали; не работает сливной бачек унитаза. В квартире необходимо проведение работ по повышению уровня обеспеченности коммунальными услугами.

В конце июля 2010 года она обратилась в администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей в соответствии с Законом Саратовской области от 19.02.2010 N 15-ЗСО «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживающим в Саратовской области, в 2010 - 2011 годах».

В предоставлении соответствующей компенсации ей было отказано письмом администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ и письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным жилищным инспектором Саратовской области, проведение капитального ремонта не требуется.

Не оспаривая отсутствие необходимости проведения капитального ремонта, Здобнова А.И. оспаривает вывод об отсутствии необходимости проведения работ, направленных на повышение уровня обеспеченности коммунальными услугами.

Здобнова А.И. просит суд признать незаконным акт обследования жилого помещения, составленный ДД.ММ.ГГГГ государственной жилищной инспекцией Саратовской области, а также отказ администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ и отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении мер социальной поддержки, а также просит взыскать с ответчиков денежную компенсацию морального вреда в размере по <данные изъяты> рублей с каждого.

В судебном заседании истец Здобнова А.И. и её представитель Морозов Э.Э. требования поддержали, дали объяснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении.

Представители ответчиком - администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явились, представили отзывы на исковое заявление.

В отзыве, представленном администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что ДД.ММ.ГГГГ ЗАВ обратилась с заявлением о предоставлении ей дополнительной меры социальной поддержки в соответствии с Законом Саратовской области от 19.02.2010 N 15-ЗСО «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживающим в Саратовской области, в 2010 - 2011 годах». ДД.ММ.ГГГГ в администрацию был представлен акт обследования жилого помещения, составленный инспектором Государственной жилищной инспекции Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержались выводы о том, что проведение капитального ремонта в квартире, принадлежащей Здобновой А.И. не требуется. Поскольку указанные меры социальной поддержки предоставляются только на основании акта обследования жилого помещения Государственной жилищной инспекции Саратовской области, подтверждающего необходимость проведения в жилом помещении капитального ремонта и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности его коммунальными услугами, то администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области принято решение об отказе в предоставлении социальной выплаты, в связи с тем, что представленный акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ не подтвердил необходимость проведения в жилом помещении капитального ремонта и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности его коммунальными услугами.

В отзыве на исковое заявление, представленное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области указывается, что у Министерства отсутствуют полномочия в сфере предоставления гражданам дополнительной меры социальной поддержки по проведению в жилых помещениях капитального ремонта и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами.

Определением суда в качестве ответчика по делу была привлечена Государственная жилищная инспекция Саратовской области. ДД.ММ.ГГГГ от начальника инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя по имеющимся доказательствам.

Выслушав объяснения истца и его представителя, ознакомившись с представленными отзывами, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Закона Саратовской области от 19.02.2010 N 15-ЗСО «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживающим в Саратовской области, в 2010 - 2011 годах» (в редакции Закона на момент принятия обжалуемых решений), настоящий Закон устанавливает в 2010 году дополнительную меру социальной поддержки по проведению в жилых помещениях капитального ремонта и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами (далее - мера социальной поддержки), следующим категориям граждан по месту их проживания:

1) инвалидам Великой Отечественной войны;

2) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах";

3) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

4) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

5) лицам, признанным инвалидами, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

6) нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Мера социальной поддержки предоставляется по заявлению граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, на основании акта обследования жилого помещения Государственной жилищной инспекции Саратовской области, подтверждающего необходимость проведения в жилом помещении капитального ремонта и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности его коммунальными услугами (часть 2).

Порядок обследования жилого помещения Государственной жилищной инспекцией Саратовской области и основания необходимости проведения в жилом помещении капитального ремонта и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности его коммунальными услугами, устанавливается Правительством области (часть 3).

Мера социальной поддержки предоставляется гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, которые не имеют права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Законом Саратовской области "О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" (часть 4).

Статьей 2 Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, мера социальной поддержки предоставляется однократно в форме социальной выплаты в размере не более 36800 рублей.

Социальная выплата предоставляется в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на банковский счет, открытый гражданином, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат (часть 2).

Социальная выплата направляется на оплату:

договоров на выполнение работ по проведению капитального ремонта жилого помещения;

договоров на выполнение работ, направленных на повышение уровня обеспеченности жилого помещения коммунальными услугами;

приобретения материалов, необходимых для проведения капитального ремонта и повышения уровня обеспеченности коммунальными услугами;

расходов в размере не более 800 рублей, связанных с открытием и обслуживанием соответствующего банковского счета гражданина (часть 3).

Порядок предоставления социальной выплаты устанавливается Правительством области (часть 4).

Согласно пункту 3 Положения о предоставлении отдельным категориям граждан социальных выплат за счет средств областного бюджета на проведение в жилых помещениях капитального ремонта и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 11.03.2010 N 72-П, заявление о предоставлении меры социальной поддержки с приложением необходимых документов подается гражданином, имеющим право на получение меры социальной поддержки, в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства гражданина.

К заявлению о предоставлении меры социальной поддержки согласно пункту 4 Положения прилагаются:

документ, удостоверяющий личность заявителя, и его копия;

справка с места жительства;

документы, подтверждающие факт отнесения к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом;

акт обследования жилого помещения Государственной жилищной инспекции Саратовской области.

Из материалов дела следует, что ЗАВ является вдовой участника Великой Отечественной войны КТИ, умершего в 1997 году, относится к категории лиц, указанных в части 1 статьи 1 Закона Саратовской области от 19.02.2010 N 15-ЗСО «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживающим в Саратовской области, в 2010 - 2011 годах», на которых распространяется действие указанного Закона.

ДД.ММ.ГГГГ ЗАВ обратилась в администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки, представив необходимые документы, за исключением акта обследования жилого помещения Государственной жилищной инспекции Саратовской области.

На основании поступившего заявления Государственной жилищной инспекцией Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого помещения, в котором проживает ЗАВ по адресу: <адрес> составлен акт обследования.

В указанном акте от ДД.ММ.ГГГГ указано, что проведение в жилом помещении капитального ремонта не требуется, что явилось основанием для принятия органом местного самоуправления решения об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки.

Порядок обследовании жилого помещения Государственной жилищной инспекцией Саратовской области в целях выявления необходимости проведения в жилых помещениях капитального ремонта и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности его коммунальными услугами урегулирован соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 11.03.2010 N 72-П.

Положение устанавливает порядок обследования жилого помещения Государственной жилищной инспекцией Саратовской области в целях выявления необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами, и основания необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами (пункт 1).

Обследование жилого помещения осуществляется Государственным жилищным инспектором (пункт 2).

Государственный жилищный инспектор с выездом (выходом) на место составляет акт обследования жилого помещения по форме согласно приложению к настоящему Положению (пункт 6).

Согласно пункту 7 Положения, в акте обследования жилого помещения указывается необходимость (либо ее отсутствие) проведения капитального ремонта жилого помещения и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности его коммунальными услугами.

При этом в силу пункта 8 Положения, необходимость капитального ремонта жилого помещения и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности его коммунальными услугами, обуславливается наличием одного или нескольких из следующих оснований:

1) в индивидуальном жилом доме:

ремонт крыши (в том числе стропильной системы), фасадов дома, восстановление поврежденных участков фундамента;

переустройство, установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем отопления, водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения;

замена печного отопления центральным или автономным источником теплоснабжения;

капитальный ремонт наружных ограждающих конструкций и конструктивных элементов жилых домов (в том числе окна, входные двери);

замена, восстановление полов;

переустройство, установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внешних систем отопления, водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м;

2) в жилом помещении, расположенном в многоквартирном доме:

переустройство, установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем отопления, водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения;

замена печного отопления автономным источником теплоснабжения;

ремонт крыши, фасадов, межпанельных стыков зданий полносборной конструкции в части, относящейся непосредственно к жилому помещению.

В нарушение указанного положения, в составленном Государственной жилищной инспекцией Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ сделан вывод об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения без указания на необходимость или отсутствие необходимости проведения работ, направленных на повышение уровня обеспеченности его коммунальными услугами.

В составленном Государственной жилищной инспекцией Саратовской области по поручению суда акте обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ имеется указание на отсутствие необходимости проведения работ, направленных на повышение уровня обеспеченности его коммунальными услугами.

При этом в обоих актах обследования указано, что имеются неисправности системы отопления и системы горячего водоснабжения, то есть, указаны обстоятельства, которые в силу пункта 8 Положения являются основаниями, обуславливающими необходимость капитального ремонта жилого помещения и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности его коммунальными услугами.

Как следует из заключения судебной строительно-технической экспертизы, от ДД.ММ.ГГГГ , проведенной старшим экспертом ГУ «Саратовская лаборатория судебных экспертиз» КСА, в результате осмотра <адрес> установлено, что газовая водогрейная колонка, установленная на кухне, находится в неисправном состоянии; печь газовая, расположенная в жилой комнате, находится в неисправном состоянии. Штукатурка на поверхности печи деформирована (отслаивается, разрушается). Во всем жилом доме жители отказались от использования газовых печей и перешли на газовые водогрейные отопительные котлы. Бачок смывной, установленный в санитарном узле, находится в неисправном состоянии; трубы отопительные имеют большой физический износ (34 года эксплуатации), требуют полной замены. Эксперт пришел к категоричному выводу о том, что проведение работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами в жилом доме Здобновой А.И. по адресу: <адрес> необходимо. Стоимость ремонтно-восстановительных работ с учетом качества материалов и технологий на дату проведения экспертизы составляет 104298 рублей.

Не доверять заключению эксперта у суда основания не имеется, поскольку эксперт государственного экспертного учреждения имеет соответствующее высшее техническое и юридическое образование, необходимый стаж работы, заключение является мотивированным, обоснованным.

Ответчиком - государственной жилищной инспекцией Саратовской области не представлено доказательств, опровергающих выводы эксперта о необходимости проведения работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами в жилом доме Здобновой А.И. по адресу: <адрес>.

Сам акт обследования не соответствует пункту 8 Положения об обследовании жилого помещения Государственной жилищной инспекцией Саратовской области в целях выявления необходимости проведения в жилых помещениях капитального ремонта и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности его коммунальными услугами, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 11.03.2010 N 72-П.

При таких обстоятельствах у суда имеются основания для признания составленного Государственной жилищной инспекцией Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ акта обследования жилого помещения, в котором проживает ЗАВ по адресу: <адрес> недействительным.

Оснований для удовлетворения требований о признании недействительным отказ администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ и отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении мер социальной поддержки, а также во взыскании с ответчиков денежной компенсацию морального вреда суд не усматривает, поскольку на момент направления ответа ДД.ММ.ГГГГ акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным признан не был и в нем содержался вывод об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не уполномочено Законом Саратовской области на принятие решений о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки или отказе в предоставлении, непосредственно никаких решений об отказе в предоставлении выплаты Здобновой А.И. не принимало, обжалуемый заявителем ответ адресован не Здобновой А.И., а депутату Саратовской областной думы Заигралову Ю.А., в котором указано, что решение о предоставлении меры социальной поддержки путем выдачи гражданину - получателю социальной выплаты свидетельства, либо о мотивированном отказе в предоставлении социальной выплаты принимает уполномоченный орган местного самоуправления.

Соответствующие незаконные действия или бездействия органа местного самоуправления - администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области или органа государственной власти - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в ходе рассмотрения настоящего дела не установлены, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения требований о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Между тем, согласно пункту 8 Положения о предоставлении отдельным категориям граждан социальных выплат за счет средств областного бюджета на проведение в жилых помещениях капитального ремонта и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами, решение о предоставлении меры социальной поддержки принимается органом местного самоуправления путем выдачи гражданину - получателю социальной выплаты свидетельства по форме согласно приложению к настоящему Положению.

Учитывая, что в силу статьи 4 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, судебное решение должно обеспечить необходимый уровень гарантий прав гражданина, реальную защиту и восстановление права, а права и обязанности могут в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации возникать непосредственно из судебного решения, то суд считает возможным вынести решение об обязании органа местного самоуправления - администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области выдать Здобновой А.И. как получателю социальной выплаты свидетельство по установленной форме.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать недействительным акт обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, составленный ДД.ММ.ГГГГ государственной жилищной инспекцией Саратовской области.

Обязать администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области выдать Здобновой Алевтине Ивановне как получателю социальной выплаты                           Именное свидетельство о предоставлении социальной выплаты на проведение в жилых помещениях капитального ремонта и (или) работ, направленных на повышение уровня обеспеченности их коммунальными услугами.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Ртищевский районный суд Саратовской области.

Судья