об оспаривании не предоставления социальной выплаты



Дело №2-542(1)/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2011 года               г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Кулагина П.В.

при секретаре Новиковой С.В.,

с участием истца Гусева А.И.,

представителя ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области Айдаровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусева Анатолия Ивановича к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об оспаривании не предоставления социальной выплаты,

установил:

Гусев А.И. обратился в Ртищевский районный суд Саратовской области с исковыми требованиями к Министерству финансов РФ, Министерству регионального развития Российской Федерации и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об оспаривании не предоставления социальной выплаты.

В обоснование исковых требований истец указал, что с 27 октября по ДД.ММ.ГГГГ в составе воинской части 37528 он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, является инвалидом 2 группы бессрочно по заболеванию, полученному при исполнении иных обязанностей воинской службы связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Указом Президента Российской Федерации от 05 августа 2010 награжден орденом Мужества.

На основании пункта 2 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с изменениями на 24 июля 2009 года» Гусеву А.И. гарантировано улучшение жилищных условий как нуждающегося в этом и вставшего на учет до 1 января 2005 года.

Постановлением Главы Объединенного муниципального образования Ртищевского района Саратовской области от 07.06.2004 года № 985 Гусев А.И. был поставлен в очередь на получение жилой площади, как нуждающийся в улучшении жилищных условий и был включен в Список граждан для постановки на очередь на получение жилой площади.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммой «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изменениями от 21 декабря 2009 года) установлено, что формы государственной поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Включенный в Список граждан для постановки на очередь на получение жилищного сертификата в 2004 году Гусев А.И. попадает под Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 годы. Из письма заместителя председателя Правительства Саратовской области по моему обращению от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в сводном Списке граждан-участников на 2010 год по указанной категории Гусев А.И. значится под № 63 в соответствии с датой постановки на учет нуждающихся при администрации Ртищевского муниципального района 15.06.2004 года. Вместе с тем было сообщено, что для предоставления Гусеву А.И. жилищного сертификата в 2010 году возможности не имелось, так как в 2010 году для Саратовской области из Федерального бюджета были выделены денежные средства, позволяющие обеспечить государственными жилищными сертификатами 2 семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий до 1994 года. Из этого следует, что подпрограмма «Жилище» на 2002-2010 годы не выполнена, то есть не обеспечена денежными средствами по вине ответчиков.

В письме Министерства регионального развития РФ на обращение истца в Правительство РФ №17513-07 от 03.08.2011 года было сообщено, что Гусев А.И. относится к категории граждан-участников ликвидации: последствий радиационных аварий и катастроф, на которых распространяются права и меры социальной поддержки предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в том числе право на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета». В рамках подпрограммы на период 2011-2015 годов, в отношении граждан, указанной категории планируется дальнейшее их обеспечение жильем. Согласно графику выпуска и распределения в 2011 году государственных жилищных сертификатов, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 6 апреля 2011 года №582-р, в текущем году Саратовской области для решения жилищной проблемы граждан указанной категории выпущен 1 сертификат, что вызывает сомнение в исполнении подпрограммы на период 2011-2015 годов.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы наЧернобыльской АЭС» и Постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2002-2010 годы» выдача Гусеву А.И. государственного жилищного сертификата должна была произойти не позднее 2010 года, так как с начала 2011 года действует подпрограмма на период с 2011-2015 годов.

В исковом заявлении указывается, что являясь инвалидом 2 группы с 5 апреля 2004 года бессрочно по заболеванию, полученному вследствие Чернобыльской катастрофы на основании ст. 14 п. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального Закона от 24.11.1995 года № 179 - ФЗ, Гусев А.И. имеет право на одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение 3 месяцев со дня подачи заявления при условии признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. По этому основанию Гусев А.И. был поставлен в очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до 1 января 2005 года, а с 1 января 2005 года вступил в действие Закон Российской Федерации № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года (изменение к Закону РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), согласно которому обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан указанной категории, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью осуществляется в размерах и порядке установленном Правительством РФ.

Считает, что, являясь инвалидом 2 группы, он имеет право также на получение государственного жилищного сертификата на основании ст. 14 п. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в редакции Федерального Закона от 24.11.1995 года № 179 - ФЗ.

Истец указывает на то, что проживает вместе с семьей в деревне, где не имеется школы, медпункта, магазина, животноводческих ферм, работы. Так как в деревне осталась только семья Гусева А.И., то к ним не приезжает автолавка с продуктами. Воспитывает дочь, которая является инвалидом детства в связи с гормональным нарушением от полученной им радиации.

Гусев А.И. просит признать невыдачу ему социальной выплаты - государственного жилищного сертификата по федеральной целевой подпрограмме «Жилище» на 2002-2010 годы незаконной и обязать ответчиков выдать в целях улучшения жилищных условий государственный жилищный сертификат.

В судебном заседании истец Гусев А.И. свои исковые требования поддержал, дал объяснения, аналогичные указанному в исковом заявлении. Дополнил, что постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 г. за №23 отмечено, что пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122 ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав инвалидам на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона. В этой связи считает обоснованным и законным применение в рамках длящихся правоотношений статьи 14 Закона «О социальной защите граждан подвергшихся радиации на Чернобыльской АЭС», гарантирующего инвалидам получение бесплатно благоустроенного жилья в течении трёх месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительно жилой площадью в виде отдельной комнаты.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Саратовской области Е.А.Айдарова, действующая на основании доверенности № 14-16/14 от 11.01.2011 года, выданной руководителем Управления Федерального казначейства по Саратовской области О.М.Калиниченко, в судебном заседании с исковыми требованиями Гусева А.И. не согласилась, пояснила, что Министерство финансов Российской Федерации является не надлежащим ответчиком по данному делу, так как на Министерство финансов Российской Федерации и органы Федерального казначейства никакими законодательными актами Российской Федерации не наложена обязанность, а также не установлены полномочия по выдаче государственных жилищных сертификатов, при этом действующим законодательством не предусмотрена возможность выплаты денежной компенсации лицам, не получившим жилищный сертификат.

Привлеченные в качестве ответчиков Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения относительно исковых требований, просили в удовлетворении исковых требований Гусеву А.И. отказать.

В соответствии с пунктом 5 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании пункта 2 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в редакции от 11.07.2011 года) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.09.1991 года № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона РФ от 15.09.1991 года № 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Граждане из указанных категорий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, то есть до вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ, обеспечивались жилой площадью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц".

В настоящее время обеспечение жильем указанных граждан осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, путем предоставления социальных выплат для приобретения жилья, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме (п. 19 Правил).

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (п. 24 Правил).

Согласно пункту 35 Правил Министерство регионального развития Российской Федерации как государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 36 Правил органы исполнительной власти в 2 -месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 Правил.

Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 Правил.

Судом установлено, что истец Гусев Анатолий Иванович с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом второй группы, заболевание получено при исполнении иных обязанностей воинской службы связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой МСЭ-2001 .

В соответствии с Постановлением Администрации объединенного муниципального образования Ртищевского района Саратовской области № 985 от 07.06.2004 года «О постановке на очередь на получение жилой площади граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», Гусев А.И. поставлен на очередь на получение жилой площади на основании улучшения жилищных условий, очередь участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС .

Согласно информационному письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, в сводном списке граждан, изъявивших желание принять участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года в 2011 году, по категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, Гусев Анатолий Иванович значится под номером 55, в соответствии с датой постановки на учет нуждающихся ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, право Гусева А.И. на улучшение жилищных условий не нарушено.

Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт 3 части первой статьи 14).

В настоящее время данная редакция Закона не действует. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий.

Учитывая изложенное, ссылка истца на не обеспечение его благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления и не обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты не может быть принята во внимание.

Таким образом, внеочередное предоставление государственных жилищных сертификатов действующим законодательством не предусмотрено, а выдача государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, в случае удовлетворения исковых требований Гусева А.И., повлечет нарушение прав граждан, поставленных на учет раньше истца.

Предположение истца о том, что подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 не будет исполнена на фактических материалах дела не основано и не может быть принято во внимание.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Гусева Анатолия Ивановича к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об оспаривании не предоставления социальной выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.

Судья