об обязании к исполнению в натуре обязанности по разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп



Дело № 2-633(4)/2011г.

    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 декабря 2011 года                                                                                            г.Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Петькина С.В.,

при секретаре Ильиной Е.А.,

с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Анненкова А.П.,

представителя ответчика - главы Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области А.В. Арясова действующего на основании Устава Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области об обязании к исполнению в срок 1 месяц со дня вступления в силу решения суда обязанности по разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначения в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

    У С Т А Н О В И Л:

Ртищевский межрайонный прокурор ( далее Прокурор) обратился в суд с иском в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области об обязании к исполнению в срок 1 месяц со дня вступления в силу решения суда обязанности по разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначения в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

В обоснование исковых требований указано, что Ртищевской прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности администрации Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области.

В ходе проверки установлено, что администрация Салтыковского муниципального образования является органом местного самоуправления и выполняет исполнительно-распорядительные функции в соответствии с Уставом Администрация расположена по адресу: <адрес>.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2011 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 31 устава Салтыковского муниципального образования, местная администрация обладает правами юридического лица. Согласно части 2 статье 41 вышеназванного закона, органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций

При этом, в целях устойчивого обеспечения Российской Федерации энергоносителями, создания условий стабильного и эффективного развития топливно-энергетического комплекса, проведения согласованной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях, повышения эффективности добычи (производства), преобразования, транспортировки, распределения и использования топливно-энергетических ресурсов Государственной думой РФ принят Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон).

В соответствии со статьей 10 Закона с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.

Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации. В целях создания организационных, материально-технических, финансовых и иных условий, обеспечивающих реализацию требований к обращению с указанными отходами, Правительством Российской Федерации утверждается государственная программа, которая подлежит реализации с 1 января 2011 года.

В соответствии с указанной статьей Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2010 № 681 утверждены Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила).

В пункте 3 Правил изложены требования, согласно которым юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

Как установлено в ходе проверки администрацией Салтыковского муниципального образования при осуществлении своей деятельности используются ртутьсодержащие лампы.

Однако до настоящего времени инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не разработана, лица, ответственные за обращение с указанными отходами не назначены.

Вместе с тем, согласно действующему законодательству (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1287-03
«Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, утверждены Минприроды РФ 30 ноября 1992) ртуть относится к веществам 1 класса опасности.

В соответствии с Санитарными правилами при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением (утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 4 апреля 1988 № 4607-88) отработанную ртуть необходимо временно хранить на складах в условиях, исключающих возможность загрязнения ею воздуха.

Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Таким образом, бездействием ответчика нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и гарантированные государством, а также интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой, непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Несоблюдение природоохранных требований, бездействие администрации Салтыковского муниципального образования по устранению допущенного нарушения явилось основанием для обращения прокуратуры в суд.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.      

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

В судебном заседании помощник прокурора Анненков А.П. от исковых требований отказался, в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора в полном объеме, просил прекратить производство по делу.

Представитель ответчика не возражал против прекращения производства по делу.

Согласно ч.3 ст. 173 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятии его судом суд выносит определение, которым одновременно прекращает производство по делу.

Руководствуясь ст. 39, ч.3 ст. 173,ст.ст.220,221 ГПК РФ, суд

    О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по делу возбужденному по иску Ртищевского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области об обязании к исполнению в срок 1 месяц со дня вступления в силу решения суда обязанности по разработке инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначения в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами, прекратить.

Разъяснить прокурору, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение может быть подана частная жалоба в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

        Судья