2-619-11 о признании незаконным действий должностного лица



Дело № 2-619 (1)/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2011 года                 г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Кулагина П.В.

при секретаре Новиковой С.В.,

с участием истца Ибрагимовой Г.А.-к.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области Платонова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибрагимовой Гаджиханым Аваз кызы к главе администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о признании незаконным действий должностного лица,

установил:

Ибрагимова Г.А.-к. обратилась в Ртищевский районный суд Саратовской области с иском к администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о признании незаконным действий должностного лица об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в первоочередном порядке.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимова Г.А.-к. обратилась к Главе администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области Милевскому В.Н. с заявлением о постановке её семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как семью, имеющую детей-инвалидов - дочь-инвалид ФИО3 Мамедага кызы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В постановке на учет в отдельные списки ответом от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в связи с тем, что администрация не располагает резервным жилищным фондом для предоставления отдельным категориям граждан.

Истец считает данный отказ незаконным, поскольку согласно постановлению администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ семья Ибрагимовой Г.А.-к. ранее принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 4 человека.

Занимаемое в настоящее время жилое помещение имеет площадь 22,9 кв.м., что менее 6 к.м. на человека, ребенку-инвалиду необходимо большее жилое пространство. Средств для приобретения собственного жилья семья заявительницы не имеет.

Ибрагимова Г.А.-к. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставленного по договору социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы семей, имеющих детей-инвалидов, согласно Постановлению Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», с приложением всех необходимых документов.

Истец указывает, что ответом ответчика нарушено её право, а также право дочери-инвалида на получение жилого помещения по отдельным спискам для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Истец просит суд признать незаконными действия главы администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в первоочередном порядке; обязать главу администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области принять Ибрагимову Г.А.-к. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как семью, имеющую детей-инвалидов в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

В судебном заседании Ибрагимова Г.А.-к. исковые требования поддержала, дала аналогичные объяснения.

Представитель ответчика по доверенности Платонов А.В. исковые требования не признал и пояснил, что семья Ибрагимова Г.А.-к. состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма согласно постановлению администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ , порядковый номер очередности - 100. Действующим законодательством не предусмотрено первоочередное предоставление жилых помещений отдельным категориям граждан, по этой причине истцу было отказано в постановке на учет в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В части первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.

Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года предусматривалась возможность не только внеочередного, но и первоочередного предоставления жилья отдельным категориям граждан (ст. 33, 36, 37).

В первую очередь жилые помещения по прежнему законодательству предоставлялись инвалидам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным особо почетными государственными наградами, лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите Родины, инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих, матерям-героиням, многодетным семьям, семьям при рождении близнецов, спасателям и многим другим категориям граждан, указанным в ст. 36 ЖК 1983 г.

В период действия ЖК РСФСР правоотношения по обеспечению семей инвалидов жилыми помещениями регулировались, в том числе Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», согласно пункту 5 которого инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, вступившему в силу с 1 марта 2005 года, первоочередное предоставление жилья не предусматривается.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О "По жалобе гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.

Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что семья Ибрагимова Г.А.-к. впервые поставлена на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма согласно постановлению администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ , порядковый номер очередности в настоящее время - 100.

Заболевание, имеющееся у дочери заявителя (M16 Коксартроз [артроз тазобедренного сустава] по МКБ-10), не входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, что Ибрагимовой Г.А.-к. не оспаривалось.

При таких обстоятельствах оснований для принятия Ибрагимовой Г.А.-к. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставленного по договору социального найма в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке не имеется. Данное обстоятельство не препятствует получению заявителем иных гарантированных государством мер социальной поддержки.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Ибрагимовой Гаджиханым Аваз кызы к главе администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о признании незаконным действий об отказе в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в первоочередном порядке отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.

Судья