2-8-12 о взыскании денежной компенсации за долю в общей собственности на имущество КФХ



Дело № 2- 8(1)/2012

                                                    РЕШЕНИЕ

                                  Именем Российской Федерации

24 января 2012 года                                                                                   город Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Трутевой В.Н.,

при секретаре Спициной Т.В.,

с участием ответчика Разаренова А.И., его представителя Елисеевой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Здравиной Татьяны Васильевны к ИП главе крестьянского (фермерского) хозяйства «РИН» Разаренову Александру Ивановичу о взыскании денежной компенсации за долю в общей собственности на имущество КФХ,                                                                 

установил:

Здравина Т.В. обратилась в суд с иском к ИП главе крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) «РИН» Разаренову Александру Ивановичу о взыскании денежной компенсации за долю в общей собственности на имущество КФХ. Свои требования истица обосновывает тем, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию после умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 она является собственником земельного участка площадью 11,5 га сельхозугодий, в том числе 10 га пашни для сельскохозяйственного производства в Выдвиженском административном округе. Данный земельный участок принадлежал наследодателю на основании свидетельства на право собственности на землю, серии РФ - ХХХII , выданного Ртищевским Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Саратовской области. Постановлением администрации г. Ртищево и Ртищевского района от ДД.ММ.ГГГГ ответчику Разаренову А.И. был предоставлен в собственность земельный участок общей площадью 40 га, в том числе пашни 40 га для организации крестьянского (фермерского) хозяйства зернового направления из земель товарищества «Стройиндустрия». На основании этого постановления было зарегистрировано КФХ под названием «РИН», главой которого был утвержден ответчик, членами хозяйства: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, главе КФХ выдано свидетельство на право собственности на землю. Наследодатель ФИО8 являлась членом КФХ, вошла в хозяйство с земельной долей общей площадью 10 га пашни. Вступив в наследство после умершей ФИО8, истица обратилась к ответчику по вопросу выплаты ей денежной компенсации за долю в праве общей собственности на имущество КФХ, принадлежащую наследодателю ФИО8, однако в устной форме ей было отказано в удовлетворении её требований. Письменное обращение к ответчику о выплате доли также оставлено без ответа. Истица полагает, что на основании ст. 257, п. 2 ст.1179 ГК РФ она имеет право на получение денежной компенсации соразмерно наследуемой доли в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и наследником об ином, доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ стоимость 10 га земельной доли составляет 408 000 рублей.

Истица просит взыскать с ответчика 408 000 рублей в порядке компенсации за долю в общей собственности на имущество КФХ «РИН», заключающуюся в земельной доле площадью 10 га пашни.нность земельный участок об

Истица, её представитель ФИО9, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах своей неявки суд не известили (л.д. 25, 32, 39). Истица и её представитель не ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В соответствии с п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК) суд рассмотрел дело в отсутствие истца и её представителя, поскольку ими не представлены сведения о причинах неявки. Суд не нашел оснований для отложения дела.

Ответчик Разаренов А.И., его представитель Елисеева Н.Ю., действующая на основании п.6 ст.53 ГПК РФ, исковые требования не признали. По мнению ответчика, наследодатель ФИО8 на момент смерти не являлась членом крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку вышла из состава его членов в 1998 году. В настоящее время названия КФХ «РИН» не существует, ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Земельная доля в количестве 10 га, компенсацию за которую истица просит взыскать с ответчика, не является собственностью КФХ. Ответчик является единственным участником КФХ, он провел межевание принадлежащих ему земельных участков, зарегистрировал право собственности на каждый из них без обременения правами других лиц. На основании представленных истицей правоустанавливающих документов Здравиной Т.В. принадлежит 1/212 в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 2442 га в Выдвиженском административном округе Ртищевского района. Она имеет право выделить и получить в натуре данный земельный участок.

Суд, заслушав ответчика, его представителя, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В силу ч.1-2 ст.1179 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основаниях с соблюдением при этом правил статей 253 - 255 и 257 - 259 настоящего Кодекса.

Если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается.

Согласно статье 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Исходя из правил ч. 2 статьи 258 ГК РФ, земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество.

В случаях, предусмотренных настоящей статьей, доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ предмет и основание иска определяются истцом. Исходя из исковых требований, предметом иска является компенсация в сумме 408 000 рублей за долю в общей собственности на имущество КФХ «РИН», заключающуюся в земельной доле площадью 10 га пашни. Основанием требования является свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное ДД.ММ.ГГГГ нотариусом города Астрахани, по которому наследником к имуществу ФИО8 является истица.

Суд приходит к убеждению, что истицей не представлено доказательств нахождения принадлежащего ей наследственного имущества в виде земельной доли площадью 10 га в составе крестьянского (фермерского) хозяйства, доля ФИО8 в имуществе КФХ составляет 408000 рублей.

Судом установлено, что ФИО8 при реорганизации совхозов и колхозов в соответствии с Законом РФ «О земельной реформе» в 1996 году был передан в собственность земельный пай в количестве 11,5 га сельхозугодий, в том числе 10 га пашни в ТОО «Новостройка» Ртищевского района. Для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «РИН» ответчику Разаренову А.И. был предоставлен в собственность земельный участок общей площадью 40 га пашни, изымаемый из земель товарищества «Стройиндустрия». Главой КФХ был утвержден ответчик, членами хозяйства - ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО7, что следует из постановления администрации города Ртищево и Ртищевского района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), что не отрицается ответчиком.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным ДД.ММ.ГГГГ Специализированным отделом ЗАГС г. Астрахани по регистрации смерти (л.д.9), не отрицается ответчиком.

Из объяснений ответчика, подтвержденных протоколом общего собрания КФХ «РИН» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследодатель ФИО8, как и другие члены хозяйства, вышла из состава крестьянского (фермерского) хозяйства без земельного и имущественного пая в связи с невозможностью работать (л.д.43). Следует заметить, что ФИО8 никогда не работала в КФХ «РИН», поскольку на момент его организации ей было 72 года, в силу возраста она была нетрудоспособной, что подтверждается пояснениями ответчика.

Исходя из ксерокопии приложенного к исковому заявлению завещания от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом города Астрахани ФИО11, содержание которого не оспаривается истцом, ФИО8 завещала истице имущество, в том числе, земельный участок площадью 13 га, находящийся по адресу: <адрес> (л.д.15). По мнению суда, данное обстоятельство подтверждает доводы ответчика о том, что ФИО8 уже на момент составления завещания не являлась членом крестьянского (фермерского) хозяйства, не считала, что земельный участок находится в собственности ответчика.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о крестьянском (фермерском) хозяйстве в Едином государственном реестре содержатся сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого ответчик Разаренов А.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44 - 45).

Из пояснений ответчика следует, что других членов крестьянского хозяйства не зарегистрировано.

Как следует из ксерокопии свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом города Астрахани ФИО12, приложенного истицей к исковому заявлению, возражений по содержанию которого от ответчика не поступило, оно выдано на имущество, принадлежавшее ФИО8, которое состоит из земельного пая в размере 11,5 га сельхозугодий, в том числе, 10 га пашни для сельскохозяйственного производства, в Выдвиженском административном округе в земельном массиве площадью 2442 га с кадастровым номером . Из этого свидетельства усматривается, что земельный участок принадлежит наследодателю на основании решения общего собрания ТОО «Новостройка» от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства на право собственности на землю серии РФ - ХХХII , выданного Ртищевским Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Саратовской области, регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

Таким образом, из названного свидетельства не усматривается, что оно выдано на долю в имуществе крестьянского (фермерского) хозяйства. Следует заметить, что доля наследодателя ФИО8 в имуществе крестьянского (фермерского) хозяйства не определялась.

Отсутствие права истицы на долю в имуществе крестьянского (фермерского) хозяйства, заключающуюся в земельной доле площадью 10 га пашни подтверждается приложенной к исковому заявлению ксерокопией свидетельства о государственной регистрации права 64 - АВ 741689, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ. Из этого документа усматривается, что за истицей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право общей долевой собственности на 1/212 долю на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 2442 га, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.17). Из этого обстоятельства следует вывод о том, что истица является участником общей долевой собственности, имеет право на 1/212 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 2442 га, расположенный в <адрес>.

Приложенная истицей к исковому заявлению ксерокопия кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером 64:30:240112:20 с местоположением <адрес>, поле I участок I, не является доказательством нахождения 10 га пашни в крестьянском хозяйстве, главой которого является ответчик. Так, на основании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком зарегистрировано право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 30 га, расположенного по названному адресу. Данные свидетельства о государственной регистрации права 64 - АВ 620261, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, позволяют суду сделать вывод о том, что ответчик является единственным собственником этого земельного участка, поскольку других участников собственности на названный земельный участок не зарегистрировано (л.д.41).

Следует отметить, что при создании крестьянско-фермерских хозяйств, передаче земельных паев в собственность создаваемых КФХ, свидетельства на право собственности на землю, выданные Ртищевским комитетом по земельным ресурсам, у участников КФХ изымались. По объяснениям ответчика, все свидетельства передавались на хранение в администрацию Ртищевского муниципального района. Как видно из приложенной истицей ксерокопии документа, истице ДД.ММ.ГГГГ был выдан дубликат свидетельства на право собственности на земельный пай 11,5 га сельхозугодий, в том числе 10 га пашни для сельскохозяйственного производства, находящийся в ТОО «Новостройка» Ртищевского района (л.д.10-11). Данное свидетельство послужило основанием для нотариуса города Астрахани ФИО12 считать наследодателя ФИО8 собственником земельного пая, в том числе 10 га пашни, соответственно к выдаче истице свидетельства о праве на наследство по завещанию после смерти ФИО8 (л.д.16).

Суд пришел к убеждению, что истица на основании свидетельства о праве на наследство является собственником доли в праве общей долевой собственности в общем земельном участке, выделенном бывшему ТОО «Новостройка» на основании Постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ . Исходя из названного Постановления, общая площадь земель, передаваемая в коллективно-долевую собственности и выделенная в фонд перераспределения ТОО «Новостройка» составляет 2442 га (л.д.46).

Суд полагает, что истица в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101 -ФЗ (в редакции от 29 декабря 2010 года) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеет право выделить земельный участок в счет своей земельной доли при отсутствии противоречий требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и названным Федеральным законом.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                    решил:

Здравиной Татьяне Васильевне отказать в удовлетворении исковых требований к ИП главе крестьянского (фермерского) хозяйства Разаренову Александру Ивановичу о взыскании денежной компенсации за долю в общей собственности на имущество КФХ в размере 408 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда путём подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный суд.

Судья