2-126-12 о возложении запрета на исполнение работником обязаностей по трудовому договору



Дело №2-126(1)/2012                                                                           

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 февраля 2012 года                                                                                             г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе судьи Трутевой В.Н.,

при секретаре Спициной Т.В.,

с участием представителя истца - заместителя Ртищевского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Каширина О.В.,

представителя ответчика - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Манжурина В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ртищевского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», третье лицо - Самсонов Андрей Анатольевич - о возложении запрета на исполнение работником обязанностей по трудовому договору,

установил:

Заместитель Ртищевского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (далее - прокурор) в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») с названными требованиями.

Свои требования прокурор обосновывает следующим. Между ОАО «РЖД» в лице начальника локомотивного депо Ртищево, с одной стороны, и Самсоновым А.А., с другой стороны, ДД.ММ.ГГГГ был заключен трудовой договор , по которому Самсонов А.А. обязался выполнять обязанности по профессии помощник машиниста тепловоза участка локомотивные бригады Локомотивного депо Ртищево. ДД.ММ.ГГГГ между названными сторонами было заключено соглашение о внесении изменений в трудовой договор , трудовые отношения были продолжены по профессии помощник машиниста тепловоза (в грузовомдвижении). Приказом начальника Юго - Восточной железной дороги от ДД.ММ.ГГГГ /н локомотивное депо Ртищево было переименовано в эксплуатационное локомотивное депо Ртищево - Восточное.При заключении трудового договора Самсоновым А.А. в целях подтверждения своего специального права на осуществление деятельности по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» был представлен акт квалификационной комиссии о теоретических испытаниях на присвоение профессии помощника машиниста (водителя) по форме ТУ-136 ДД.ММ.ГГГГ, выданный квалификационной комиссией при техническом кабинете локомотивного депо Ртищево. На основании указанного акта начальником локомотивного депо Ртищево Самсонову А.А. ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 .

По мнению истца, Акт квалификационной комиссии формы ГУ-136 ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 от ДД.ММ.ГГГГ должны быть признаны недействительными в связи с отсутствием у Самсонова А.А. необходимого специального образования и квалификации. В соответствии с частью 1 статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом        исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. В соответствии с п. 2 Положения о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации, утвержденного приказом МПС РФ от 28 октября 1999г. № 39Ц (далее - Положение), к теоретическим испытаниям на профессию помощника машиниста (водителя) локомотива, моторвагонного подвижного состава (МВПС), специальною самоходного подвижного состава (ССПС) (далее - помощник машиниста локомотива) на путях общего пользования, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшиепрофессиональную подготовку в соответствии с пунктом 4 Положения при наличии квалификации слесаря по ремонту соответствующего типа подвижного состава (локомотива, моторвагонного или специального самоходного подвижного состава, далее - локомотив) не ниже 3 разряда.

При проведении проверки прокурором установлено, что представленное Самсоновым А.А. для допуска к теоретическим испытаниям свидетельство АВ от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер 763, выданное ГОУ НПО «Профессиональное училище », подтверждающее присвоение квалификации «помощник машиниста электровоза, тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда» является подложным.

Прокурор просит суд признать акт квалификационной комиссии о теоретических испытаниях Самсонова А.А. на присвоениепрофессии помощника машиниста (водителя) по форме ТУ-136 от ДД.ММ.ГГГГ, выданный квалификационной комиссией при техническом кабинете локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Самсонову А.А. начальником локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», недействительными.Запретить ОАО «РЖД» со дня вступления решения суда в законную силу привлекать Самсонова А.А. к исполнению грузовых обязанностей по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» на основании свидетельства помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании заместитель прокурора Каширин О.В. поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика - ОАО «РЖД» Манжурин В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, обстоятельства, изложенные прокурором в судебном заседании, признал, пояснив, что с Самсоновым А.А. ДД.ММ.ГГГГ расторгнут трудовой договор.

Третье лицо - Самсонов А.А. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав представителей сторон, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, граждан, неопределенного круга лиц.

В силу ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Судом на основании объяснений представителей сторон и представленных письменных доказательств установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» в лице начальника локомотивного депо Ртищево и Самсоновым А.А. был заключен трудовой договор , по которому работник обязался выполнять обязанности по профессии помощник машиниста тепловоза участка локомотивные бригады Локомотивного депо Ртищево. ДД.ММ.ГГГГ между сторонами было заключено соглашение о внесении изменений в трудовой договор , трудовые отношения были продолжены по профессии помощник машиниста тепловоза (в грузовомдвижении). Приказом начальника ЮВЖД от ДД.ММ.ГГГГ /н локомотивное депо Ртищево было переименовано в эксплуатационное локомотивное депо Ртищево - Восточное.

Самсонов А.А. не имел право на выполнение работы помощника машиниста.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных     происшествий     и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Исходя из п. 2 ст. 20 Федерального закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.

Пунктом 3 ст. 25 Федерального закона определено, что порядок профессионального отбора работников железнодорожного транспорта, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В соответствии с ч. 1 ст. 328 Трудового кодекса Российской Федерации работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом        исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Согласно п. 2 Положения о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации, утвержденного приказом МПС РФ от 28 октября 1999 года № 39Ц (далее - Положение), к теоретическим испытаниям на профессию помощника машиниста (водителя) локомотива, моторвагонного подвижного состава (МВПС), специальною самоходного подвижного состава (ССПС) (далее - помощник машиниста локомотива) на путях общего пользования,     допускаются     лица     не     моложе      18     лет,     прошедшиепрофессиональную подготовку в соответствии с пунктом 4 Положения при наличии квалификации слесаря по ремонту соответствующего типа подвижного состава (локомотива, моторвагонного или специального самоходного подвижного состава, далее - локомотив) не ниже 3 разряда.

Абзацем 3 п. 4 Положения предусмотрено, что к сдаче испытаний на профессию помощник машиниста локомотива могут допускаться лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по специальностям «Локомотивы», «Электрический транспорт», «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог».

В соответствии с абз. 2 - 4 п. 5 Положения теоретические испытания на присвоение профессии помощника машиниста локомотива в образовательных подразделениях локомотивных депо проводятся комиссией в составе: начальника локомотивного депо или главного инженера (председатель), ведущего инженера (инженер) депо, машиниста - инструктора локомотивных бригад, инженера по охране труда и технике безопасности локомотивного депо, а также представителя выборного профсоюзного органа локомотивного депо. Председатель комиссии может привлекать к работе в комиссии дополнительно и других специалистов локомотивного депо.

Результаты теоретических испытаний на присвоение профессии помощника машиниста локомотива в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо оформляются актом формы ТУ-136. Акт подписывается членами комиссии, и подписи скрепляются печатью.Лицам, выдержавшим испытания, выдается свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153, утверждаемой Министерством путей сообщения Российской Федерации.

Самсоновым А.А. для допуска к теоретическим испытаниям в числе прочих документов было представлено свидетельство АВ от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный номер 763, выданное ГОУ НПО «Профессиональное училище », подтверждающее присвоение квалификации «помощник машиниста электровоза, тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда».

В ходе проверки, проведенной ЛО МВД России на ст. Ртищево в порядке ст. 144-145 УПК РФ, было установлено, что данное свидетельство является подложным.

Согласно справке ГОУ НПО «ПУ » от ДД.ММ.ГГГГ Самсонов А.А. в «Поименной книге обучающихся» отделения платных образовательных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не значился.

Свидетельство АВ в книге регистрации выдачи свидетельств платных образовательных услуг не зарегистрировано, данное свидетельство согласно отчета о получении и использовании бланков строгой отчетности значится выданным в 2003 году.

По факту выдачи Самсонову А.А. подложного свидетельства в отношении бывшего заместителя директора по УПР ПУ ФИО6 и бывшего мастера производственного обучения ПУ ФИО7, совершивших преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

В отношении Самсонова А.А., не проходившею обучения в ПУ ,знавшего о подложности свидетельства и использовавшего его дляпоступления на работу в локомотивное депо, то есть совершившего преступление, предусмотренное ч. 1ст. 24 УПК РФ всвязи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Таким образом, у Самсонова А.А. отсутствуют документы, подтверждающие наличие квалификации слесаря по ремонту локомотива не ниже 3 разряда, а также документы, свидетельствующие о наличии иного образования, дающего право допуска к сдаче испытаний на профессию помощник машиниста локомотива.

Суд приходит к убеждению, что постановление квалификационной комиссии при техническом кабинете локомотивного депо Ртищево о присвоении Самсонову А.А. должности помощника машиниста тепловоза, электровоза, изложенное в акте формы ТУ-136 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено в отношении лица,не имеющего необходимого образования и квалификации. Из этого следует, что свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 от ДД.ММ.ГГГГ, выданноеСамсонову А.А. на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, выдано с нарушением требований Положения.

Привлечение лица, прошедшего профессиональный отбор с нарушением установленного порядка, не имеющего требуемого профессионального образования и квалификации, к выполнению работы, непосредственно связанной с движением железнодорожного подвижного состава, создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, и как следствие угрозу жизни и здоровья неопределенного крута лиц из числа пассажиров, работников железнодорожного транспорта, иных лиц (в том числе находящихся вблизи железнодорожного полотна и пересекающих железнодорожные пути в установленных местах). Данное обстоятельство не отрицается представителем ответчика.

В целях устранения угроз безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» не может привлекать Самсонова А.А. к исполнению трудовых обязанностей по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» на основании свидетельства помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя Ртищевского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать недействительным акт квалификационной комиссии о теоретических испытаниях Самсонова Андрея Анатольевича на присвоениепрофессии помощника машиниста (водителя) по форме ТУ-136 от ДД.ММ.ГГГГ, выданный квалификационной комиссией при техническом кабинете локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Признать недействительным свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Самсонову Андрею Анатольевичу начальником локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Запретить открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» привлекать Самсонова Андрея Анатольевича к исполнению грузовых обязанностей по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» на основании свидетельства помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд в течение тридцати дней.

Судья