Дело №2-100(1)/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 27 февраля 2012 года г. Ртищево Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой О.В., при секретаре Жевак О.В., с участием представителя истца - помощника Ртищевского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Макеева А.В., представителя ответчика - Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Князевой В.В., действующей на основании доверенности №НЮ-9/729/Д от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица Иванова Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ртищевского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении запрета на исполнение работником обязанностей по трудовому договору, установил: Заместитель Ртищевского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (далее прокурор) обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») о возложении запрета на исполнение работником обязанностей по трудовому договору. Свои требования прокурор обосновывает тем, что Ртищевской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» в лице начальника локомотивного депо Ртищево, с одной стороны, и Ивановым Д.Е., с другой стороны, был заключен трудовой договор №, по которому Иванов Д.Е. был принят обмотчиком элементов электрических машин. ДД.ММ.ГГГГ между сторонами было заключено дополнительное соглашение № о внесении изменений в трудовой договор №, трудовые отношения были продолжены по профессии помощник машиниста тепловоза участка локомотивных бригад Локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения ЮВЖД- филиала ОАО «РЖД». ДД.ММ.ГГГГ между сторонами было заключено соглашение о внесении изменений в трудовой договор №, трудовые отношения были продолжены по профессии помощник машиниста тепловоза (в хозяйственном движении) участка локомотивные бригады Локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения ЮВЖД - филиала ОАО «РЖД». Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ было заключено на основании акта квалификационной комиссии о теоретических испытаниях на присвоение профессии помощника машиниста (водителя) по форме ТУ-136 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного квалификационной комиссией локомотивного депо Ртищево. На основании указанного акта начальником локомотивного депо Ртищево Иванову Д.Е. ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 №. По мнению истца, акт квалификационной комиссии формы ТУ-136 № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ должны быть признаны недействительными в связи с отсутствием у Иванова Д.Е. необходимого специального образования и квалификации. В соответствии с ч.1 ст.328 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. В соответствии с п. 2 Положения о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации, утвержденного приказом МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №Ц (далее Положение), к теоретическим испытаниям на профессию помощника машиниста (водителя) локомотива, моторвагонного подвижного состава (МВПС), специальною самоходного подвижного состава (ССПС) (далее - помощник машиниста локомотива) на путях общего пользования, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшиепрофессиональную подготовку в соответствии с пунктом 4 Положения при наличии квалификации слесаря по ремонту соответствующего типа подвижного состава (локомотива, моторвагонного или специального самоходного подвижного состава, далее - локомотив) не ниже 3 разряда. При проведении проверки прокурором установлено, что представленное Ивановым Д.Е. для допуска к теоретическим испытаниям свидетельство АГ № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер 927, выданное ГОУ НПО «Профессиональное училище №», подтверждающее присвоение квалификации «помощник машиниста электровоза, тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда» является подложным. В ходе проверки также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» и Ивановым Д.Е. было заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору №, в соответствии с которым работник был переведен на должность машиниста тепловоза. Специальное право ответчика на управление локомотивом подтверждалось свидетельством на право самостоятельного управления тепловозом формы ТУ-123 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданном на основании акта квалификационной комиссии управления ЮВЖД № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обучения в Елецкой дорожной технической школе (свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ). Акт квалификационной комиссии формы ТУ-139 № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство на право самостоятельного управления электровозом формы ТУ-123 № также должны быть признаны недействительными в связи с отсутствием у Иванова Д.Е. специального образования и квалификации, предусмотренного п. п. 2, 4 Положения, что является обязательным условием допуска к сдаче испытаний на профессию «машинист локомотива». В целях устранения угроз безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на ОАО «РЖД» должен быть возложен запрет на привлечение Иванова Д.Е. к исполнению трудовых обязанностей по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» на основании свидетельства помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ, а также к исполнению трудовых обязанностей по профессии «машинист тепловоза» на основании свидетельства на право самостоятельного управления тепловозом формы ТУ-123 № от ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор просит признать акт квалификационной комиссии о теоретических испытаниях Иванова Д.Е. на присвоение профессии помощника машиниста (водителя) по форме ТУ-136 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный квалификационной комиссией локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Иванову Д.Е. начальником локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», недействительными. Запретить ОАО «РЖД» со дня вступления решения суда в законную силу привлекать Иванова Д.Е. к исполнению трудовых обязанностей по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» на основании свидетельства помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ. Признать акт квалификационной комиссии управления Юго-Восточной железной дороги о теоретических испытаниях Иванова Д.Е. на право самостоятельного управления тепловозом по форме ТУ-139 № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право самостоятельного управления тепловозом формы ТУ-123 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Иванову Д.Е. начальником службы локомотивного хозяйства Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», недействительными. Запретить ОАО «РЖД» со дня вступления решения суда в законную силу привлекать Иванова Д.Е. к исполнению трудовых обязанностей по профессии «машинист тепловоза» на основании свидетельства на право самостоятельного управления тепловозом формы ТУ-123 № от ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ответчика подлежащую уплате по делу госпошлину. В судебном заседании помощник прокурора Макеев А.В. в связи с добровольным исполнением ответчиком исковых требований в части запрета привлекать Иванова Д.Е. к исполнению трудовых обязанностей по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» на основании свидетельства помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ, к исполнению трудовых обязанностей по профессии «машинист тепловоза» на основании свидетельства на право самостоятельного управления тепловозом формы ТУ-123 № от ДД.ММ.ГГГГ отказался от заявленных требований в данной части. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в данной части прекращено. В остальном исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Представитель ответчика ОАО «РЖД» Князева В.В., действующая на основании доверенности №НЮ-9/729/Д от ДД.ММ.ГГГГ, не возражала против удовлетворения исковых требований. Третье лицо Иванов Д.Е. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив при этом, что фактически на учебу он ходил по возможности, но итоговые экзамены по обучению не сдавал. Суд, выслушав представителей сторон, пояснения третьего лица, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, граждан, неопределенного круга лиц. В силу ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» в лице начальника локомотивного депо Ртищево, с одной стороны, и Ивановым Д.Е., с другой стороны, был заключен трудовой договор №, по которому Иванов Д.Е. был принят обмотчиком элементов электрических машин. ДД.ММ.ГГГГ между сторонами было заключено дополнительное соглашение № о внесении изменений в трудовой договор №, трудовые отношения были продолжены по профессии помощник машиниста тепловоза участка локомотивных бригад Локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения ЮВЖД- филиала ОАО «РЖД». ДД.ММ.ГГГГ между сторонами было заключено соглашение о внесении изменений в трудовой договор №, трудовые отношения были продолжены по профессии помощник машиниста тепловоза (в хозяйственном движении) участка локомотивные бригады Локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения ЮВЖД - филиала ОАО «РЖД». Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ было заключено на основании акта квалификационной комиссии о теоретических испытаниях на присвоение профессии помощника машиниста (водителя) по форме ТУ-136 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного квалификационной комиссией локомотивного депо Ртищево. На основании указанного акта начальником локомотивного депо Ртищево Иванову Д.Е. ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 №. ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» и Ивановым Д.Е. было заключено дополнительное соглашение № к трудовому договору №, в соответствии с которым работник был переведен на должность машиниста тепловоза. Специальное право ответчика на управление локомотивом подтверждалось свидетельством на право самостоятельного управления тепловозом формы ТУ-123 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданном на основании акта квалификационной комиссии управления ЮВЖД № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обучения в Елецкой дорожной технической школе (свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ). По мнению суда Иванов Д.Е. не имеет право на выполнение работы помощника машиниста тепловоза, электровоза и машиниста тепловоза. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Согласно п. 2 ст.20 Федерального закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития. Пунктом 3 ст. 25 Федерального закона определено, что порядок профессионального отбора работников железнодорожного транспорта, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В соответствии с ч. 1 ст. 328 Трудового кодекса Российской Федерации работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта. Согласно п. 2 Положения о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации, утвержденного приказом МПС РФ от 28 октября 1999 года № 39Ц (далее - Положение), к теоретическим испытаниям на профессию помощника машиниста (водителя) локомотива, моторвагонного подвижного состава (МВПС), специальною самоходного подвижного состава (ССПС) (далее - помощник машиниста локомотива) на путях общего пользования, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшиепрофессиональную подготовку в соответствии с пунктом 4 Положения при наличии квалификации слесаря по ремонту соответствующего типа подвижного состава (локомотива, моторвагонного или специального самоходного подвижного состава, далее - локомотив) не ниже 3 разряда. Абзацем 3 п. 4 Положения предусмотрено, что к сдаче испытаний на профессию помощник машиниста локомотива могут допускаться лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по специальностям «Локомотивы», «Электрический транспорт», «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог». В соответствии с абз. 2 - 4 п. 5 Положения теоретические испытания на присвоение профессии помощника машиниста локомотива в образовательных подразделениях локомотивных депо проводятся комиссией в составе: начальника локомотивного депо или главного инженера (председатель), ведущего инженера (инженер) депо, машиниста - инструктора локомотивных бригад, инженера по охране труда и технике безопасности локомотивного депо, а также представителя выборного профсоюзного органа локомотивного депо. Председатель комиссии может привлекать к работе в комиссии дополнительно и других специалистов локомотивного депо. Результаты теоретических испытаний на присвоение профессии помощника машиниста локомотива в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо оформляются актом формы ТУ-136. Акт подписывается членами комиссии, и подписи скрепляются печатью.Лицам, выдержавшим испытания, выдается свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153, утверждаемой Министерством путей сообщения Российской Федерации. Ивановым Д.Е. для допуска к теоретическим испытаниям в числе прочих документов было представлено свидетельство АГ № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер 927, выданное ГОУ НПО «Профессиональное училище №», подтверждающее присвоение квалификации «помощник машиниста электровоза, тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда». В ходе проведенной ЛО МВД России на ст. Ртищево проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ, было установлено, что данное свидетельство является подложным. Согласно справке ГОУ НПО «ПУ №» Иванов Д.Е. в «Поименной книге обучающихся» отделения платных образовательных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не значился. Свидетельство АГ № в книге регистрации выдачи свидетельств платных образовательных услуг не зарегистрировано, данное свидетельство согласно отчета о получении и использовании бланков строгой отчетности значится выданным в 2005 году. По факту выдачи Иванову Д.Е. подложного свидетельства в отношении бывшего заместителя директора по УПР ПУ № Гришина М.И. и бывшего мастера производственного обучения ПУ № Рубцова В.А., совершивших преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 292 УК РФ - служебный подлог, заместителем начальника СО при ЛОВД на ст. Ртищево ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе ввозбуждении уголовного дела на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. В отношении Иванова Д.Е., не проходившею обучения в ПУ №,знавшего о подложности свидетельства и использовавшего его дляпоступления на работу в локомотивное депо, то есть совершившего преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 327 УК РФ - использование заведомо подложного документа, дознавателем ЛОВД на ст. Ртищево ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 3 ч. 1ст. 24 УПК РФ всвязи с истечением сроков давности уголовного преследования. Таким образом, у Иванова Д.Е. отсутствуют документы, подтверждающие наличие квалификации слесаря по ремонту локомотива не ниже 3 разряда, а также документы, свидетельствующие о наличии иного образования, дающего право допуска к сдаче испытаний на профессию помощник машиниста локомотива. Суд приходит к убеждению, что постановление квалификационной комиссии при техническом кабинете локомотивного депо Ртищево о присвоении Иванову Д.Е. должности помощника машиниста тепловоза, электровоза, изложенное в акте формы ТУ-136 № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено в отношении лица,не имеющего необходимого образования и квалификации. Из этого следует, что свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданноеИванову Д.Е.на основании акта № выдано с нарушением требований Положения. В соответствии с п. 2 Положения о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах, утвержденном приказом МПС РФ от 11 ноября 1997 года № 23Ц (далее Положение), к теоретическим испытаниям на право управления локомотивом (электровоз, тепловоз, паровоз, газотурбовоз) и моторвагонным подвижным составом (электропоезд, дизельпоезд), далее именуемых локомотивом, на путях общего пользования допускаются лица не моложе 18 лет при наличии: квалификации слесаря по ремонту локомотива, моторвагонного подвижного состава (далее - локомотив) не ниже 3 разряда; стажа работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива, установленного Положением; свидетельства о присвоении профессии машиниста локомотива установленного образца, которое выдается по окончании специализированного учебного заведения. Согласно п. 4 указанного Положения №Ц профессиональную подготовку машинистов локомотивов без отрыва от производства в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку, разрешается проводить для лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование по тяговым специальностям. В соответствии с п. 13 Положения дорожная квалификационная комиссия при службе локомотивного хозяйства результаты теоретических испытаний на право управления локомотивом оформляет актом формы ТУ-139. Акт подписывается всеми членами комиссии. Согласно п. 14 Положения лицам, выдержавшим в дорожной квалификационной комиссии при службе локомотивного хозяйства испытания на право управления локомотивом, служба локомотивного хозяйства выдает свидетельство на право управления локомотивом формы ТУ-123. Суд также приходит к убеждению, что акт квалификационной комиссии формы ТУ-139 № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство на право самостоятельного управления электровозом формы ТУ-123 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные на Иванова Д.Е., также должны быть признаны недействительными в связи с отсутствием у Иванова Д.Е. специального образования и квалификации, предусмотренного п. п. 2, 4 Положения, что является обязательным условием допуска к сдаче испытаний на профессию «машинист локомотива». Привлечение лица, прошедшего профессиональный отбор с нарушением установленного порядка, не имеющего требуемого профессионального образования и квалификации, к выполнению работы, непосредственно связанной с движением железнодорожного подвижного состава, создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, и как следствие угрозу жизни и здоровья неопределенного крута лиц из числа пассажиров, работников железнодорожного транспорта, иных лиц (в том числе находящихся вблизи железнодорожного полотна и пересекающих железнодорожные пути в установленных местах). Данное обстоятельство не отрицается представителем ответчика. В целях устранения угроз безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» не может привлекать Иванова Д.Е. исполнению трудовых обязанностей по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» и по профессии «машинист тепловоза» на основании указанных свидетельств на право самостоятельного управления. Требования в данной части исполнены ответчиком в добровольном порядке. В соответствии с п.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования заместителя Ртищевского транспортного прокурора удовлетворить. Признать недействительным акт квалификационной комиссии о теоретических испытаниях Иванова Д.Е. на присвоениепрофессии помощника машиниста (водителя) по форме ТУ-136 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный квалификационной комиссией при техническом кабинете локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Признать недействительным свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Иванову Д.Е. начальником локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Признать недействительным акт квалификационной комиссии управления Юго-Восточной железной дороги о теоретических испытаниях Иванова Д.Е. на право самостоятельного управления тепловозом по форме ТУ-139 № от ДД.ММ.ГГГГ. Признать недействительным свидетельство на право самостоятельного управления тепловозом формы ТУ-123 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Иванову Д.Е. начальником службы локомотивного хозяйства Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение тридцати дней. Судья