2-121-12 о госсударственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи объекта недвижимого имущества, об освобождении имущества от ареста



Дело №2-121(1)/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2012 года                       г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.

при секретаре Новиковой С.В.,

с участием истца Булютина С.Н., его представителя Елисеевой Н.Ю.,

ответчика Огурцова В.А.,

ответчика Скворцовой И.А., её представителя Дудорова А.С.

судебного пристава-исполнителя Ртищевского районного отдела судебных приставов Лещука И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булютина Сергея Николаевича к Огурцову Владимиру Анатольевичу, Скворцовой Инне Александровне о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи объекта недвижимого имущества, об освобождении имущества от ареста,

установил:

Булютин С.Н. обратился в Ртищевский районный суд Саратовской области с иском к Огурцову В.А. и Скворцовой И.А. о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи объекта недвижимого имущества, об освобождении имущества от ареста.

В обоснование исковых требований истец указал, что на основании договора купли-продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между продавцом Огурцовым В.А. и покупателем Булютиным С.Н., удостоверенного нотариусом города Ртищево Саратовской области ФИО8 по реестру , Булютин С.Н. купил гараж под , находящийся в районе общественных гаражей по <адрес>, расположенный на земельном участке бессрочного пользования размером 23 кв.м. С момента заключения указанного договора купли-продажи и до настоящего времени он открыто владеет указанным гаражом на правах собственника, использует его по прямому назначению - для хранения автотранспорта.

До настоящего времени государственная регистрация перехода права собственности не произведена. Истец считает, что актом государственной регистрации права был бы засвидетельствован факт перехода права собственности в соответствии с требованиями закона, при этом режим собственности не изменился бы, так как вышеуказанный договор сторонами сделки исполнен и третьими лицами не оспорен.

ДД.ММ.ГГГГ актом о наложении ареста (описи имущества) судебным приставом-исполнителем Ртищевского РОСП Лещуком И.В. по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Октябрьским районным судом г. Пензы в пользу Скворцовой И.А. описан приобретенный им по вышеуказанному договору гараж.

В удовлетворении его исковых требований о снятии ареста решением мирового судьи судебного участка Ртищевского района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Ртищевского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано ввиду того, что собственником гаража из-за отсутствия государственной регистрации перехода права собственности является до настоящего времени Огурцов В.А..

Истец указывает, что договор купли-продажи гаража заключен до возникновения спорных отношений со Скворцовой И.А., расчет произведен полностью, с момента заключения договора до настоящего времени он единолично пользуется гаражом, хранит в нем автомобиль и инвентарь, считает, что имеет полное право на оформление гаража в собственность. После ареста гаража истец неоднократно обращался к Огурцову В.А. с просьбой совместного обращения для регистрации сделки в уполномоченный орган, на что он ответил отказом.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Ртищевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области с заявлением о государственной регистрации права на указанный объект недвижимости, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено о приостановлении государственной регистрации, было предложено представить документ о снятии запрета на перерегистрацию права собственности на данный объект, заявление собственника или решение суда о регистрации перехода права собственности на гараж, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.

Поскольку Огурцов В.А. не отказывается от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 23 кв.м., принадлежащим ему на основании свидетельства постоянного (бессрочного) пользования землей, выданного ДД.ММ.ГГГГ за Ртищевским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, на котором расположен гараж, указанное право постоянного (бессрочного) пользования подлежит прекращению.

Истец просит суд вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ним и Огурцовым В.А., прекратить право бессрочного пользования земельным участком площадью 23 кв.м., освободить имущество - гараж - от ареста.

В судебном заседании истец Булютин С.Н. и его представитель Елисеева Н.Ю. исковые требования поддержали, дали аналогичные объяснения.

Ответчик Огурцов В.А. исковые требования признал.

Ответчик Скворцова И.А. и её представитель Дудоров А.С. исковые требования не признали, пояснили, что Огурцов В.А. является должником по исполнительному производству о взыскании с Огурцова В.А. в пользу Скворцовой И.А. денежных средств в возмещение вреда, на протяжении нескольких лет свои обязанности не исполняет, в связи с чем образовалась задолженность. Судебным приставом-исполнителем обоснованно наложен арест на гараж, принадлежащий Огурцову В.А., при этом не имеется уклонения Огурцова В.А. от государственной регистрации перехода права собственности.

Судебный пристав-исполнитель Ртищевского районного отдела судебных приставов УФССП по Саратовской области Лещук И.В. также возражал против удовлетворения исковых требований.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области представило отзыв на исковое заявление, полагая решение спора на усмотрение суда, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав объяснения сторон, их представителей, показания свидетелей ФИО11, ФИО12, исследовав письменные материалы дела, в том числе материалы исполнительного производства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Из материалов дела следует, что Огурцову Владимиру Анатольевичу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - гараж , площадью 23 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, район общественных гаражей, о чем в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ за условным кадастровым номером: .

ДД.ММ.ГГГГ между Огурцовым В.А. и Булютиным С.Н. был заключен договор купли-продажи, по условиям которого Огурцов В.А. продал, а Булютин С.Н. купил указанный гараж за 1200 рублей. Договор купли-продажи удостоверен ДД.ММ.ГГГГ нотариусом города Ртищево Саратовской области ФИО8 по реестру (л.д. 9-10).

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

В силу статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 года государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Не смотря на требования законодательства о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи недвижимого имущества, а также соответствующее разъяснение нотариуса по заключенному между сторонами договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности до ДД.ММ.ГГГГ стороны договора не обращались, а ДД.ММ.ГГГГ обратился истец Булютин С.Н. - покупатель по договору.

На момент обращения покупателя с заявлением в регистрирующий орган в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имелась запись о регистрации ограничения (обременения) права в виде ареста на основании акта о наложении ареста (описи имущества) от ДД.ММ.ГГГГ Ртищевским районным отделом судебных приставов.

При этом судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на исполнение судебному приставу-исполнителю поступил исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Октябрьским районным судом г. Пензы, о взыскании с Огурцова В.А. в пользу Скворцовой И.А. ущерба в размере 21364 рубля, а также ежемесячно по 1548 рублей 37 копеек ущерба, причиненного несовершеннолетнему ФИО13 смертью кормильца.

ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство, направлены запросы во все регистрирующие органы, проведена проверка имущественного положения должника Огурцова В.А. по месту жительства.

Учитывая, что должником решение суда не исполняется длительное время (согласно расчету - с 2003 года), задолженность составила 154837 рублей, судебным приставом - исполнителем ДД.ММ.ГГГГ на принадлежащий Огурцову В.А. гараж наложен арест.

Здание гаража не относится к имуществу гражданина, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 80 Федерального закона РФ N 229-ФЗ от 2 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.

Таким образом, с даты наложения ареста на гараж, принадлежащий на праве собственности Огурцову В.А., он не был вправе им распоряжаться, в том числе подавать заявления о государственной регистрации перехода права собственности.

Суд учитывает, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, то есть 13 лет 8 месяцев с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности стороны договора не обращались.

До наложения ареста на имущество у сторон не было какого-либо препятствия в регистрации перехода права собственности.

При таких обстоятельствах истцом не представлено суду доказательств уклонения Огурцова В.А. от государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи недвижимости.

Пункт 2 статьи 551 ГК РФ предусматривает, что исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

Из смысла указанной нормы закона следует, что до момента государственной регистрации перехода права собственности к покупателю формально (для третьих лиц) собственником имущества остается продавец, из чего и должны исходить остальные участники имущественного оборота, в том числе и кредиторы продавца.

Учитывая изложенное, суд не может принять признание иска ответчиком Огурцовым В.А., поскольку это нарушает права и интересы взыскателя Скворцовой И.А..

При таких обстоятельствах исковые требования о государственной регистрации перехода права собственности, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу статьи 119 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при наложении ареста в порядке обеспечения иска или исполнения исполнительных документов на имущество, не принадлежащее должнику, собственник имущества (законный владелец, иное заинтересованное лицо) вправе обратиться с иском об освобождении имущества от ареста.

Правом на обращение с соответствующим иском обладают лица, имеющие в отношении спорного имущества права и не являющиеся стороной в исполнительном производстве, поскольку иск об исключении имущества из описи является разновидностью иска о признании права собственности, поэтому заявитель такого иска должен доказать свои права на арестованное имущество.

Таким образом, правом на обращение в суд с иском об освобождении имущества от ареста обладает собственник (иной законный владелец) имущества. Такие иски предъявляются к должнику и взыскателю.

Исходя из смысла вышеприведенных правовых норм, до государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество истец не вправе требовать освобождения имущества от ареста.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований заявление Булютина Сергея Николаевича к Огурцову Владимиру Анатольевичу, Скворцовой Инне Александровне о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи объекта недвижимого имущества, прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, об освобождении имущества от ареста, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.

Судья