2-181-12 о признании права собственности на занимаемое жилое помещение



Дело №2-181(1)/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 марта 2012 года                                      г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой О.В.,

при секретаре Жевак О.В.,

с участием истца Ивахова В.В., Иваховой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивахова В.В., Иваховой Л.Н. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Ивахов В.В., Ивахова Л.Н. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований истцы указывают, что на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ за , Ивахов В.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Квартира была предоставлена его семье на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного между Государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «206 КЭЧ района» в лице начальника ФИО6, действующего от имени собственника жилого помещения Министерства Обороны РФ, с одной стороны и Ивахова В.В., с другой стороны. Спорное жилое помещение принадлежит государственному жилищному фонду. Согласно технического паспорта, указанное жилое помещение состоит из двух комнат, имеет общую площадь 41,1 кв.м., жилую площадь 24,7 кв.м. Вместе с ним в квартире проживает его жена. Они приняли решение приватизировать занимаемую ими по договору социального найма квартиру с передачей квартиры в общую долевую собственность. Обратились в администрацию муниципального образования город Ртищево с заявлением о бесплатной передаче. Ответом администрации было указано, что спорное жилое помещение не числится в реестре объектов муниципального имущества. 22 ноября 2011 года они обратились в Министерство обороны РФ с заявлением о приватизации жилого помещения. 29 ноября 2011 данное заявление было получено. С момента подачи документов в Министерство обороны РФ прошло более двух месяцев, однако ответа не поступило.

Считают, что их право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения было нарушено, поскольку занимаемая им квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащим приватизации.

Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений ст.4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка в собственность граждан. Жилые дома, находящиеся на территории бывшего закрытого военного города Ртищево должны быть переданы в муниципальную собственность муниципального образования город Ртищево Саратовской области.

Учитывая, что изложенное нарушает их права, просили признать недействительным отказ Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области и Министерства обороны РФ в бесплатной передаче им в общую долевую собственность занимаемой квартиры в порядке приватизации и признать за ними право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру общей площадью 41,1 кв.м., жилую площадь 24,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истцы Ивахов В.В., Ивахова Л.Н. отказались от исковых требований в части признания недействительным отказа Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области и Министерства обороны РФ в бесплатной передаче им в общую долевую собственность занимаемой квартиры в порядке приватизации. В остальной части исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении. Дополнили, что указанное жилое помещение было предоставлено Ивахову В.В. и членам семьи на основании ордера в 1976 году. Жилое помещение предоставлено ему как военнослужащему, проходившему службу в войсковой части г.Ртищево. С указанного времени они стали проживать в квартире, осуществляют оплату коммунальных платежей, заключили договор социального найма. В настоящее время они зарегистрированы и проживают в квартире вместе, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеют, право на приватизацию не использовали. После подачи искового заявления в суд из Министерства обороны Российской Федерации в их адрес пришел ответ о рассмотрении их обращения по поводу приватизации жилого помещения, из которого следует, что в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Одновременно сообщено, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.

Ответчики - Министерство обороны Российской Федерации, Администрация муниципального образования город Ртищево Саратовской области надлежащем образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки представителей не сообщили, не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Представитель ответчика ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России Бакина И.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в письменном отзыве на исковое заявление полагала, что в соответствии с Уставом управления оно не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, поэтому не имеет права и не имеет возможности заключить договор передачи квартиры в собственность истцов, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, извещенное о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило. В письменном отзыве на иск просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, полагая, что исходя из содержания ст.6 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 Министерство обороны РФ выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним, а также осуществляет передачу имущества Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.

Третье лицо «Ртищевский ремонтно-эксплуатационный участок №6» Открытого акционерного общества «Славянка» филиал «Саратовский» своего представителя для участия в судебном разбирательстве не направили. Филиал «Саратовский» Открытого акционерного общества «Славянка» в письменном отзыве на исковые требования указал, что ОАО «Славянка» является управляющей организацией по отношению к спорному жилому помещению, не имеет полномочий на распоряжение данным имуществом.

Суд в соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с согласия истцов рассмотрел дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Суд, заслушав пояснения истца, третьего лица, исследовав письменные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно статьи 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

В силу норм статьи 1 Закона Российской Федерации РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Согласно статьи 2 указанного Закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 01 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно статьи 11 данного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно. В порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.

Согласно п.1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из пояснений истцов Ивахова В.В., Иваховой Л.Н., указанное жилое помещение было предоставлено в 1976 года военнослужащему Ивахову В.В. и членам его семьи, что не оспаривается ответчиками и подтверждается представленными в суд доказательствами.

Согласно договора социального найма жилого помещения №481 от 30 декабря 2009 года следует, что на основании административного расследования и ходатайства начальника Ртищевского гарнизона от 09 декабря 2009 года с Иваховым В.В. был заключен договор социального найма указанной квартиры, находящейся в государственной собственности на состав семьи - жену Ивахову Л.Н.

Из копии паспорта истцов Ивахова В.В., Иваховой Л.Н., поквартирной карточки, справки о составе семьи №531 от 07 ноября 2011 года, выданных начальником РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» усматривается, что Ивахов В.В., Ивахова Л.Н. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> 21 сентября 1976 года. Других лиц, зарегистрированных по указанному адресу не имеется.

Согласно справок начальника РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» №529 от 07 ноября 2011 года, №120 от 15 марта 2012 года следует, что задолженности по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, по оплате за пользование жилым помещением, за предоставляемые услуги за указанное жилое помещение не имеется.

Из сообщения начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области № 2816 от 10 ноября 2011 года следует, что спорная квартира не состоит на балансе отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области и не числится в реестре объектов муниципального имущества.

Судом установлено, что 22 ноября 2011 года истцы обращались с заявлением о приватизации жилого помещения Министру обороны РФ с необходимыми документами, занимаемого ими жилого помещения по указанному адресу, которое 29 ноября 2011 года было получено адресатом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Как следует из письма №194/07/2768 от 10 февраля 2012 года, направленным Ивахову В.В. Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ рассмотрено обращение истцов по вопросу приватизации жилого помещения. Сообщает, что в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Одновременно сообщается, что признание права собственности на занимаемые жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно статьи 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статьей 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу статьи 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно справки Ртищевского филиала ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» №2012/24 от 14 февраля 2012 года, справки Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» № 374 от 20 февраля 2012 года, и уведомления Ртищевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области № 42/005/2012-545 от 15 февраля 2012 года следует, что отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества - спорную квартиру.

Согласно техническому паспорту на указанное помещение от 29 ноября

2011 года, изготовленному Ртищевским отделением Саратовского филиала ФГУ
«Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», спорная квартира состоит из двух комнат, имеет общую площадь 41,1 кв.м., жилую площадь - 24,7 кв.м., инвентаризационную стоимость- 175154 рубля.

Истцы являются гражданами Российской Федерации, что подтверждается

данными их паспортов. Согласно сведениям, содержащимся в справке директора Ртищевского МУП «ЕРКЦ» от 08 февраля 2012 года, в функции которого переданы обязанности по приватизации жилых помещений в Ртищевском районе, истцы право на приватизацию не использовали.

Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01.06.2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.

04 августа 2011 года Президент РФ поручением Пр.3366, п.2 дал поручение об утверждении графика передачи жилого фонда и инженерных коммуникаций Министерства обороны РФ в муниципальную собственность. По указанию Главы государства этот график должен был быть утвержден до 01 октября 2011 года. Приказом Министра обороны РФ от 23 сентября 2011 года № 1717 были определены порядок и инструкция по передаче жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации по договорам социального найма из состава жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации. Обязанность по приему документов на приватизацию и заключению соответствующих договоров возложена на Департаменты жилищного обеспечения Министерства обороны.

Согласно Федерального закона от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», жилые помещения, расположенные в границах военных городков подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (ч.1 ст. 2).При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (ч.5 ст.2).

Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (ч.1 ст. 3).Право на принятие указанного имущества в муниципальную собственность дано также главе городского округа, на территории которого находятся подлежащие передачи объекты (ч. 3 ст. 3).

В соответствии со статьей 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в

Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Предоставленное на основании договора социального найма истцам жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не расположено в закрытом военном городке и не является служебным жилым помещением.

В связи с тем, что спорная квартира предоставлена из государственного жилищного фонда по договору социального найма в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, истцы в силу статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести её в собственность в порядке бесплатной приватизации. Препятствий для приватизации указанного жилого помещения не имеется.

Пунктами 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 года № 8 установлено, что требование граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.

Отсутствие нормативного регулирования порядка получения согласия Министерства обороны РФ как представителя собственника государственного имущества на передачу жилого помещения в собственность, порядка заключения и оформления договоров на приватизацию жилого помещения нарушает права истца на приватизацию занимаемого жилого помещения. Данное право истцов не оспаривается. Доказательств в опровержение установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела, в суд представлено не было.

Учитывая, что Ивахов В.В., Ивахова Л.Н. фактически проживают в указанном жилом помещении, вселены в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истцов на указанное жилье никем не оспаривается, суд считает заявленные исковые требования о признании за истцами права общей долевой собственности на указанную квартиру в порядке приватизации законными, обоснованным и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ивахова В.В., Иваховой Л.Н. удовлетворить.

Признать за Иваховым Ивахова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, Украина и Иваховой Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой совхоз Стройиндустрия, <адрес> право общей долевой собственности, по 1/2 (одной второй) доле за каждым, в порядке приватизации на жилое помещение - двухкомнатную квартиру площадью 41,1 кв.м., в том числе жилой площадью 24,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>

Право на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной

регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда путём подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный судСаратовской области.