2-145-12 о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации



Дело №2-145(1)/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 марта 2012 года                                                                                      город Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи В.Н. Трутевой,

при секретаре Т.В.Спициной,

с участием истца - Гречушниковой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гречушниковой Т.М. к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

истец обратилась в суд с иском к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области о признании права собственности в порядке приватизации занимаемого ими жилого помещения - квартиры <адрес>. Свои требования истец обосновывает тем, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Федеральным Государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «206 КЭЧ района», истцу в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, состоящее из двух жилых комнат, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: <адрес>.

По мнению истца, она имеет право на приватизацию названного выше жилого помещения, поскольку ранее в приватизации не участвовала. Военный городок, в котором расположена квартира, исключен из перечня закрытых военных городков. Истец обратилась с письменным заявлением в уполномоченный Министерством обороны РФ орган - Федеральное Государственное учреждение «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации» с заявлением о бесплатной передаче в собственность занимаемой ею квартиры. Письмом от 28 декабря 2011 года № 141/4-5844 уполномоченным должностным лицом ответчика ей сообщено об отсутствии возможности для заключения договора передачи квартиры в собственность, указано на отсутствие его права отчуждать имущество, закрепленное за учреждением.

Согласно справке Администрации муниципального образования город Ртищево от 27 октября 2011 года № 2709, указанная квартира не числится в реестре объектов муниципального имущества.

В судебном заседании истец поддержала свои требования.

Ответчики - Федеральное Государственное учреждение «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, Администрация муниципального образования город Ртищево Саратовской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Федеральное Государственное учреждение «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в письменном отзыве на исковое заявление полагало, что в соответствии с Уставом управления оно не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, поэтому не имеет права заключить договор передачи квартиры в собственность истцов (л.д.60).

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. В письменном отзыве на иск управление полагало, что не является ответчиком. Исходя из содержания ст.6 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

По Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 Министерство обороны РФ выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним, а также осуществляет передачу имущества Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (л.д.36-37).

Суд в соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с согласия истца рассмотрел дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав объяснения истца, исследовав и оценив представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 17, 18, 40, 45 Конституции Российской Федерации право на жилище является непосредственно действующим, признается и гарантируется государством.

Согласно п.1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.

Судом установлено, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ истцу была предоставлена отдельная квартира, состоящая из двух жилых комнат, в <адрес>. С Гречушниковой Т.М. 27 января 2009 года Федеральным Государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «206 КЭЧ района», действующим от имени собственника жилого помещения - Министерства обороны Российской Федерации, заключен договор № 339 социального найма на занимаемое ею жилое помещение - вышеназванную квартиру (л.д.21). Согласно справке о составе семьи, выданной управляющей организацией «Ртищевский ремонтно - эксплуатационный участок №6» Филиала «Саратовский» ОАО «Славянка», в настоящее время в квартире зарегистрирована одна истица (л.д.19). Других лиц, имеющих право пользования жилым помещением, не имеется.

На основании Приказа Минобороны № 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является правопреемником ФГКЭУ «206 Балашовская Самарская квартирно-эксплуатационная часть района». Жилой <адрес> находится в собственности Российской Федерации, был закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ «206 Балашовская КЭЧ района» (л.д.62). Из этого следует, что функции наймодателя жилого помещения, занимаемого истцами, перешли к ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно техническому паспорту на указанное помещение, изготовленному
Ртищевским отделением Саратовского филиала ФГУ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» 23 ноября 2011 года, спорная квартира состоит из двух жилых комнат, имеет общую площадь 50,5 кв. м, жилую площадь - 33,9 кв. м, инвентаризационную стоимость- 242 752 рубля (л.д.12-13).

Истец является гражданином Российской Федерации, что подтверждается данными паспорта № 63 03 343696, выданным 24 сентября 2002 года Ртищевским ГРОВД Саратовской области (л.д.22).

Согласно сведениям, содержащимся в справке директора Ртищевского МУП «ЕРКЦ», в функции которого переданы обязанности по приватизации жилых помещений в Ртищевском районе, истец право на приватизацию не использовала (л.д. 61).

Согласно ст. ст. 2, 4, 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности, жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка в собственность граждан.

Согласно Федеральному закону от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», жилые помещения, расположенные в границах военных городков подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (ч.1 ст. 2).При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (ч.5 ст.2).

Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (ч.1 ст. 3).Право на принятие указанного имущества в муниципальную собственность дано также главе городского округа, на территории которого находятся подлежащие передачи объекты (ч. 3 ст. 3).

Суд приходит к убеждению, что истец имеет право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения.

В целях реализации права на приватизацию занимаемого помещения истец обращалась в Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ с заявлением о приватизации жилого помещения, от которого получен ответ за № 141/4-5844 от 28 декабря 2011 года об отсутствии у учреждения права на передачу в собственность занимаемого истцами жилого помещения (л.д.17 - 18).

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона РФ «Об обороне» № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, приобретенное учреждением по договору и иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности и в соответствии с положением об учете федерального имущества (Постановление Правительства РФ № 447 от 16 августа 2007 года) подлежит учету в реестре федерального имущества. При этом обязанность по представлению документов возложена на правообладателей.

Указом Президента РФ от 17 ноября 2008 года № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

Из отзыва ответчика на исковое заявление не следует, что спорная квартира не закреплена за ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, однако, по мнению ответчика, учреждение не может в установленном порядке заключить договор передачи квартиры в собственность, поскольку не наделено такими полномочиями.

Администрация муниципального образования город Ртищево полагает, что у неё также отсутствуют полномочия для передачи квартиры истцам в собственность, поскольку она не передана в собственность муниципального образования (л.д.16).

Между тем, государство, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации.

В силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения находящегося в собственности Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке

В соответствии со ст.ст.17, 28 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Гречушниковой Т.М. удовлетворить.

Признать за Гречушниковой Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, проживающей в городе <адрес>, право собственности в порядке приватизации на квартиру под номером 4 (четыре) общей площадью 50,5 (пятьдесят целых пять десятых) квадратных метров, жилой площадью 33,9 (тридцать три целых девять десятых) квадратных метров, находящуюся в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через Ртищевский районный суд.