2-172-12 о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации



Дело №2-172(1)/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 марта 2012 года                                      г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой О.В.,

при секретаре Жевак О.В.,

с участием истцов Полянского А.М., Полянской В.А.,

представителя истцов Полянского А.М., Полянской В.А. - Елисеевой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полянского А.М., Полянской В.А. к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Полянский А.М., Полянская В.А. обратились в суд с иском к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование исковых требований истцы указывают, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Балашовской квартирно-эксплуатационой частью «206 КЭЧ района» в лице начальника домоуправления №2 при в/ч 62540, действующего от имени собственника жилого помещения Министерства обороны РФ, с одной стороны и Полянским А.М., с другой стороны, им в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно данным технического паспорта, указанное жилое помещение состоит из двух комнат, имеет общую площадь 41,7 кв.м., жилую площадь 27,7 кв.м., инвентаризационную стоимость 159660 рублей.

Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений ст.4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка в собственность граждан.

Приказом Министра обороны РФ от 23 сентября 2011 года №1717 были

определены порядок и инструкция по передаче жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Вооруженных Сил РФ по договорам социального найма из состава жилищного фонда Министерства Обороны РФ в собственность граждан в порядке приватизации. Обязанность по приему документов на приватизацию и заключению соответствующих договором возложена на Департаменты жилищного обеспечения Министерства обороны.

Реализация свое право на приватизацию указанного жилого помещения они обратились с письменным заявлением в уполномоченный орган Министерства обороны РФ - ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России. Письмом от 28 декабря 2011 года № 141/4-5334 уполномоченным должностным лицом ответчика сообщено об отсутствии возможности для заключения договора передачи квартиры в собственность, указано на отсутствие права ответчика отчуждать имущество, закрепленное за учреждением.

Согласно справке отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования г. Ртищево от 03 ноября 2011 года № 2781, указанная квартира не числится в реестре объектов муниципального имущества.

Учитывая, что действующим законодательством окончательный срок приватизации определен 01 марта 2013 года, истцы желают воспользоваться своим правом на безвозмездное получение жилого помещения в собственность.

Указанное жилое помещение было предоставлено им на условиях договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается ордером от ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение не является аварийным, истцы зарегистрированы в указанном жилом помещении до принятия Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", задолженность по оплате за пользование жилым помещением и коммунальные услуги отсутствует. Просят признать за ними право общей долевой собственности, по 1/2 доле за каждым, в порядке приватизации на жилое помещение - двухкомнатную квартиру общей площадью 41,7 кв.м., в том числе жилой площадью 27,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истцы Полянский А.М., Полянская В.А. исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении, дали пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Дополнили, что указанное жилое помещение было предоставлено истцу Полянскому А.М. и членам его семьи - жене Полянской В.А., двум дочерям ФИО5, ФИО6 на основании ордера №169 от 07 апреля 1977 года. Жилое помещение было предоставлено истцу ранее как военнослужащему, проходившему службу при войсковой части г.Ртищево. С указанного периода времени они стали проживать в квартире, осуществляют оплату коммунальных платежей, заключили договор социального найма. Истцы зарегистрированы и проживают в квартире вдвоем, право на приватизацию не использовали. Иных лиц, зарегистрированных по указанному адресу, не имеется.

Представитель истцов Полянского А.М., Полянской В.А. - Елисеева Н.Ю. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Ответчики - Министерство обороны Российской Федерации, Администрация муниципального образования город Ртищево Саратовской области, надлежащем образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки представителей не сообщили, не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Представитель ответчика - ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны

России Бакина И.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в письменном отзыве на исковое заявление полагала, что в соответствии с Уставом управления оно не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, поэтому не имеет права и не имеет возможности заключить договор передачи квартиры в собственность истцов, просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, извещенное о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило. В письменном отзыве на иск просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, полагая, что исходя из содержания ст.6 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 Министерство обороны РФ выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним, а также осуществляет передачу имущества Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Суд, заслушав пояснения истцов, представителя истцов, исследовав письменные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно пункта 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.

Согласно статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно статьи 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

В силу норм статьи 1 Закона Российской Федерации РФ от 04 июля 1991 года

№1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Согласно статьи 2 указанного Закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 01 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно статьи 11 данного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно. В порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ прапорщику Полянскому А.М. с семьей, состоящей из жены Полянской В.А., двух дочерей была предоставлена на право занятия двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно договора социального найма жилого помещения №463 от 01 декабря 2009 года следует, что на основании ордера №169 от 07 апреля 1977 и заявления Полянского А.М. от 11 ноября 2009 года, с Полянским А.М. был заключен договор социального найма указанной квартиры, находящейся в государственной собственности на состав семьи - жену Полянскую В.А.

Из копии паспорта истцов Полянского А.М., Полянской В.А., поквартирной карточки, справки о составе семьи №526 от 07 ноября 2011 года, выданных начальником РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» усматривается, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Других лиц, зарегистрированных по указанному адресу, не имеется.

Согласно справки начальника РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» №115 от 13 марта 2012 года следует, что задолженности по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, по оплате за пользование жилым помещением, за предоставляемые услуги за указанное жилое помещение не имеется.

Из сообщения начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области № 2781 от 03 ноября 2011 года следует, что спорная квартира не состоит на балансе отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области и не числится в реестре объектов муниципального имущества.

Судом установлено, что Полянский А.М., Полянская В.А. 18 ноября 2011 года обращались с заявлением в ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России с вопросом о приватизации жилого помещения занимаемого ими жилого помещения по указанному адресу, с предоставлением необходимых документов.

Согласно сведениям письма №141/4-5334 от 15 декабря 2011 года ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО» Минобороны России следует, что поступившее заявление истцов по вопросу приватизации указанной квартиры рассмотрено. В соответствии с п.3.4. Устава ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им. ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России не имеет возможности в установленном законом порядке заключить договор передачи квартиры в собственность, и не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением.

Согласно статьи 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в

Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу статьи 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно справки Ртищевского филиала ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» №2012/21 от 11 февраля 2012 года, справки Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» № 368 от 09 февраля 2012 года, и уведомления Ртищевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области № 42/005/2012-522 от 13 февраля 2012 года следует, что отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества - спорную квартиру.

Согласно сведениям технического паспорта на указанное помещение от 28 ноября 2011 года, изготовленного Ртищевским отделением Саратовского филиала ФГУ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», спорная квартира состоит из двух комнат, имеет общую площадь 41,7 кв.м., жилую площадь 27,7 кв.м., инвентаризационную стоимость - 159660 рублей.

Истцы являются гражданами Российской Федерации, что подтверждается данными паспортов. Согласно сведениям, содержащимся в справке директора Ртищевского МУП «ЕРКЦ» от 09 февраля 2012 года, в функции которого переданы обязанности по приватизации жилых помещений в Ртищевском районе, истцы право на приватизацию не использовали.

Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01.06.2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.

04 августа 2011 года Президент РФ поручением Пр.3366, п.2 дал поручение об утверждении графика передачи жилого фонда и инженерных коммуникаций Министерства обороны РФ в муниципальную собственность. По указанию Главы государства этот график должен был быть утвержден до 01 октября 2011 года. Приказом Министра обороны РФ от 23 сентября 2011 года № 1717 были определены порядок и инструкция по передаче жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации по договорам социального найма из состава жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации. Обязанность по приему документов на приватизацию и заключению соответствующих договоров возложена на Департаменты жилищного обеспечения Министерства обороны.

Согласно Федерального закона от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», жилые помещения, расположенные в границах военных городков подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (ч.1 ст. 2).При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (ч.5 ст.2).

Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (ч.1 ст. 3).Право на принятие указанного имущества в муниципальную собственность дано также главе городского округа, на территории которого находятся подлежащие передачи объекты (ч. 3 ст. 3).

В соответствии со статьей 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в

Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Предоставленное на основании договора социального найма истцам жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не расположено в закрытом военном городке и не является служебным жилым помещением.

В связи с тем, что спорная квартира предоставлена из государственного жилищного фонда по договору социального найма в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, истцы в силу статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести её в собственность в порядке бесплатной приватизации. Препятствий для приватизации указанного жилого помещения не имеется.

Пунктами 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 года № 8 установлено, что требование граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.

Отсутствие нормативного регулирования     порядка      получения согласия

Министерства обороны РФ как представителя собственника государственного имущества на передачу жилого помещения в собственность, порядка заключения и оформления договоров на приватизацию жилого помещения нарушает права истца на приватизацию занимаемого жилого помещения. Данное право истцов не оспаривается. Доказательств в опровержение установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела, в суд представлено не было.

Учитывая, что истцы фактически проживают в указанном жилом помещении, вселены в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истцов на указанное жилье никем не оспаривается, суд считает заявленные исковые требования о признании за истцами права общей долевой собственности на указанную квартиру в порядке приватизации законными, обоснованным и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Полянского А.М., Полянской В.А. удовлетворить.

Признать за Полянского А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес> и Полянской В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> право общей долевой собственности, по 1/2 (одной второй) доле за каждым, в порядке приватизации на жилое помещение - двухкомнатную квартиру площадью 41,7 кв.м., в том числе жилой площадью 27,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>

Право на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда путём подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный судСаратовской области.