Дело №2-161(1)/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 21 марта 2012 года г. Ртищево Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой О.В., при секретаре Жевак О.В., с участием истца Мирошниченко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирошниченко Е.И. к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации, установил: Мирошниченко Е.И. обратилась в суд с иском с учетом уточнения к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование своих требований истец указывает, что на договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, она является нанимателем изолированного жилого помещения, находящегося в государственной собственности, расположенное по адресу: <адрес>. Реализация свое право на приватизацию указанного жилого помещения она обратилась в администрацию муниципального образования город Ртищево с заявлением о бесплатной передаче жилого помещения в собственность. Ответом администрации было указано, что спорное жилое помещение не числится в реестре объектов муниципального имущества. 22 ноября 2011 года они обратились в Министерство обороны РФ с заявлением о приватизации жилого помещения. 29 ноября 2011 данное заявление было получено. С момента подачи документов в Министерство обороны РФ прошло более двух месяцев, однако ответа не поступило. Учитывая, что Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений ст.4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка в собственность граждан. Жилые дома, находящиеся на территории бывшего закрытого военного города Ртищево должны быть переданы в муниципальную собственность муниципального образования город Ртищево Саратовской области. Считая, что изложенное нарушает её права, просила признать недействительным отказ Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области и Министерства обороны РФ в бесплатной передаче ей в собственность занимаемой квартиры в порядке приватизации и признать за ней право собственности в порядке приватизации на указанное жилое помещение. В судебном заседании истец Мирошниченко Е.И. отказалась от исковых требований в части признания недействительным отказа Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области и Министерства обороны РФ в бесплатной передаче ей в собственность занимаемой квартиры в порядке приватизации. В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Дополнила, что указанное жилое помещение было предоставлено её супругу и членам их семьи на основании ордера. Жилое помещение было предоставлено ему как военнослужащему, проходившему службу в войсковой части г.Ртищево. С указанного времени она стала проживать в квартире, осуществляет оплату коммунальных платежей, заключила договор социального найма. В настоящее время она зарегистрирована и проживает в квартире одна, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет, право на приватизацию не использовала. Определением суда от 21 марта 2012 года производство по делу в части исковых требований Мирошниченко Е.И. о признания недействительным отказа Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области и Министерства обороны РФ в бесплатной передаче в собственность занимаемой квартиры в порядке приватизации прекращено. Ответчики - Министерство обороны Российской Федерации, Администрация муниципального образования город Ртищево Саратовской области надлежащем образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки представителей не сообщили, не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей. Представитель ответчика - ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России Бакина И.И., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в письменном отзыве на исковое заявление полагала, что в соответствии с Уставом управления оно не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, поэтому не имеет права и не имеет возможности заключить договор передачи квартиры в собственность истцов, просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, извещенное о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило. В письменном отзыве на иск просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, полагая, что исходя из содержания ст.6 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 Министерство обороны РФ выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним, а также осуществляет передачу имущества Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность. Третье лицо - «Ртищевский ремонтно-эксплуатационный участок №6» Открытого акционерного общества «Славянка» филиал «Саратовский» своего представителя для участия в судебном разбирательстве не направили. Филиал «Саратовский» Открытого акционерного общества «Славянка» в письменном отзыве на исковые требования указал, что ОАО «Славянка» является управляющей организацией по отношению к спорному жилому помещению, не имеет полномочий на распоряжение данным имуществом. Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с согласия истца рассмотрел дело в отсутствии неявившихся участников процесса. Суд, заслушав пояснения истца, исследовав письменные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Согласно пункта 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма. Согласно статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно статьи 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. В силу норм статьи 1 Закона Российской Федерации РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. Согласно статьи 2 указанного Закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 01 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Согласно статьи 11 данного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз. В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судом установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ старшему прапорщику ФИО5 на состав семьи - жена Мирошниченко Е.И. и дочь ФИО6 было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ с Мирошниченко Е.И. был заключен договор социального найма указанной квартиры, находящейся в государственной собственности. Из копии паспорта истца Мирошниченко Е.И., поквартирной карточки, справки о составе семьи №533 от 07 ноября 2011 года, выданных начальником РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» усматривается, что Мирошниченко Е.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> 26 марта 1985 года. Других лиц, зарегистрированных по указанному адресу, не имеется. Согласно справки начальника РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» №119 от 15 марта 2012 года следует, что задолженности по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, по оплате за пользование жилым помещением, за предоставляемые услуги за указанное жилое помещение не имеется. Из сообщения начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области № 2817 от 10 ноября 2011 года следует, что спорная квартира не состоит на балансе отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области и не числится в реестре объектов муниципального имущества. Судом установлено, что 22 ноября 2011 года истец обращалась с заявлением о приватизации жилого помещения Министру обороны РФ с необходимыми документами, занимаемого ими жилого помещения по указанному адресу, которое 29 ноября 2011 года было получено адресатом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении. Как следует из письма №194/07/3391 от 14 февраля 2012 года, направленным в адрес истца, Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ рассмотрено обращение истца по вопросу приватизации жилого помещения. Сообщает, что в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Одновременно сообщается, что признание права собственности на занимаемые жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства. Согласно статьи 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу статьи 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно справки Ртищевского филиала ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» №2012/23 от 11 февраля 2012 года, справки Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» № 366 от 10 февраля 2012 года, и уведомления Ртищевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области № 42/005/2012-524 от 13 февраля 2012 года следует, что отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества - спорную квартиру. Согласно сведениям технического паспорта на указанное помещение от 30 ноября 2011 года, изготовленному Ртищевским отделением Саратовского филиала ФГУ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», спорная квартира состоит из двух жилых комнат, имеет общую площадь 47,2 кв.м., жилую площадь 31,2 кв.м., инвентаризационную стоимость- 237263 рубля. Истец является гражданкой Российской Федерации, что подтверждается данными паспорта. Согласно сведениям, содержащимся в справке директора Ртищевского МУП «ЕРКЦ» от 08 февраля 2012 года, в функции которого переданы обязанности по приватизации жилых помещений в Ртищевском районе, истец право на приватизацию не использовала. Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01.06.2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. 04 августа 2011 года Президент РФ поручением Пр.3366, п.2 дал поручение об утверждении графика передачи жилого фонда и инженерных коммуникаций Министерства обороны РФ в муниципальную собственность. По указанию Главы государства этот график должен был быть утвержден до 01 октября 2011 года. Приказом Министра обороны РФ от 23 сентября 2011 года № 1717 были определены порядок и инструкция по передаче жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации по договорам социального найма из состава жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации. Обязанность по приему документов на приватизацию и заключению соответствующих договоров возложена на Департаменты жилищного обеспечения Министерства обороны. Согласно Федерального закона от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», жилые помещения, расположенные в границах военных городков подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (ч.1 ст. 2).При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (ч.5 ст.2). Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (ч.1 ст. 3).Право на принятие указанного имущества в муниципальную собственность дано также главе городского округа, на территории которого находятся подлежащие передачи объекты (ч. 3 ст. 3). В соответствии со статьей 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Предоставленное на основании договора социального найма истцу жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не расположено в закрытом военном городке и не является служебным жилым помещением. В связи с тем, что спорная квартира предоставлена из государственного жилищного фонда по договору социального найма в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, истец в силу статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право приобрести её в собственность в порядке бесплатной приватизации. Препятствий для приватизации указанного жилого помещения не имеется. Пунктами 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 года № 8 установлено, что требование граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями. Отсутствие нормативного регулирования порядка получения согласия Министерства обороны РФ как представителя собственника государственного имущества на передачу жилого помещения в собственность, порядка заключения и оформления договоров на приватизацию жилого помещения нарушает права истца на приватизацию занимаемого жилого помещения. Данное право истца не оспаривается. Доказательств в опровержение установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела, в суд представлено не было. Учитывая, что истец фактически проживает в указанном жилом помещении, вселена в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истца на указанное жилье никем не оспаривается, суд считает заявленные исковые требования о признании за истцом права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Мирошниченко Е.И. удовлетворить. Признать за Мирошниченко Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - двухкомнатную квартиру общей площадью 47,2 кв.м., в том числе жилой площадью 31,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> Право на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда путём подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный судСаратовской области.