2-384-12 признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить нарушение прав граждан на доступ к информации о работе органа местного самоуправления



Дело №2-384(1)/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2012 года                                                                                               г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.,

при секретаре Новиковой С.В.,

с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Евтушенко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ртищевского межрайпрокурора Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить нарушения прав граждан на доступ к информации о работе органа местного самоуправления с обращениями,

установил:

Заместитель Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить нарушения прав граждан на доступ к информации о работе органа местного самоуправления с обращениями.

В обоснование исковых требований указано, что при проведении проверки исполнения законодательства при работе с обращениями граждан в администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении доступа информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан.

В соответствии со статьями 2, 3, 13 Федерального закона от 2 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Согласно статье 7, части 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2011 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон) доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий органами местного самоуправления.

Форма предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается Законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации. Форма предоставления информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления может устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 10 Закона органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Статьей 13 Закона определен обязательный перечень сведений, подлежащих размещению в сети «Интернет», в рамках обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Так, согласно части 9 статьи 13 Закона информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, сказанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

В нарушение Федерального закона от 02 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 09 февраля 2011 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» администрация Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области информацию о работе администрации с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, на официальном сайте названного органа местного самоуправления в сети Интернет не размещает.

Вместе с тем, согласно статьям 4, 8 Закона одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Пользователь информацией имеет право:

- получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;

- обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации.

Прокурор в соответствии со статьями 45, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) просит суд признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области по непринятию мер к устранению нарушений Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечений доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и размещению в сети «Интернет» информации о деятельности органа местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан незаконным и обязать администрацию Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и разместить в сети «Интернет» информацию о работе администрации Октябрьского муниципального образования с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

о порядке и времени приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядке рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

о фамилии, имени и отчестве руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема вышеперечисленных лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

обзоры обращений вышеперечисленных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

В судебном заседании помощник прокурора Евтушенко И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения, аналогичные изложенному.

Представитель ответчика - Глава администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области Спицын А.В. исковые требования признал, о чем представил соответствующее заявление, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; признание, соблюдение и защита данного права является обязанностью Российской Федерации как демократического правового государства (статья 1, часть 1; статья 2; статья 29, часть 4). Аналогичную норму содержит статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к числу принципов, на которых основывается правовое регулирование отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, относятся свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, установление ограничений доступа к информации только федеральным законом, открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления, а также неприкосновенность частной жизни и недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (пункты 1, 2, 3, 6 и 7 статьи 3).

Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами (часть 1); им не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, а также к информации - за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну, - о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (часть 4).

Предметом регулирования Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" являются отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией (граждан, организаций, общественных объединений) к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (часть 1 статьи 2). В нем закрепляются основные принципы и способы обеспечения доступа к информации о деятельности данных органов (статьи 4 и 6), устанавливаются форма и способы предоставления такой информации, права пользователей и ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих за нарушение права на доступ к ней (статьи 7, 8 и 25).

Согласно Федеральному закону "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается посредством ее обнародования (опубликования) в средствах массовой информации (статья 12), размещения в сети Интернет (статьи 13 и 14).

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, сказанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Судом установлено, и не оспаривается ответчиком, что бездействием администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области нарушаются права неопределенного круга лиц (пользователей информации) на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан, в том числе об установленных для граждан уполномоченными лицами администрации днях и часах приема, о порядке рассмотрения поступающих обращений, т.е. на свободную реализацию конституционного права на обращение.

Установлено, что администрация в нарушение статей 9, 10, 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информацию о своей деятельности в сети Интернет не размещала, не определила должностных лиц, уполномоченных для организации работы по обеспечению доступа к информации. Не был утвержден перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», тем самым не обеспечен доступ граждан к информации о деятельности органов местной власти.

Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Принуждение исполнить обязанности в интересах неопределенного круга лиц по выполнению обязанности предоставления статистической отчетности может быть обеспечено судебным решением.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области по непринятию мер к устранению нарушений Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечений доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и размещению в сети «Интернет» информации о деятельности органа местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан незаконным.

Обязать администрацию Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и разместить в сети «Интернет» информацию о работе администрации Октябрьского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

о порядке и времени приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядке рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

о фамилии, имени и отчестве руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема вышеперечисленных лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

обзоры обращений вышеперечисленных лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в течение месяца в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.

Судья