2-252-12 о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации



Дело №2-252(1)/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2012 года                           г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.

при секретаре Авдеевой Л.В.,

с участием представителя истца Елисеевой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушкевич Л.С. к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Ушкевич Л.С. обратилась в суд с иском к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России), Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - Территориальное управление Росимущества в Саратовской области), Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование исковых требований истец указала, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Балашовской квартирно-эксплуатационной частью «206 КЭЧ района» и Ушкевич Л.С. как нанимателем, истец на условиях социального найма одна бессрочно владеет и пользуется изолированным жилым помещением, находящимся в государственной собственности, расположенным по адресу: <адрес>.

Указанная квартира состоит из двух комнат, имеет общую площадь 39,3 кв.м., жилую площадь 25,0 кв.м., инвентаризационную стоимость 188927 рублей.

Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01.06.2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка в собственность граждан.

В целях реализации своего права на приватизацию указанного жилого помещения истец обратилась с письменным заявлением в уполномоченный орган Министерства обороны РФ - ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России.

Письмом от 15.12.2011 года № 141/4-5327 уполномоченным должностным лицом ответчика сообщено об отсутствии возможности для заключения договора передачи квартиры в собственность, указано на отсутствие права ответчика отчуждать имущество, закрепленное за учреждением.

Согласно справке отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования г. Ртищево от 25.10.2011 года № 2685, указанная квартира не числится в реестре объектов муниципального имущества.

Учитывая, что действующим законодательством окончательный срок приватизации определен 01.03.2013 года, истец желает воспользоваться своим правом на безвозмездное получение жилого помещения в собственность.

Жилое помещение не является аварийным, истец зарегистрирован в указанном жилом помещении до принятия Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", задолженность по оплате за пользование жилым помещением и коммунальные услуги отсутствует.

Ссылаясь на статьи 2, 4, 8, 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 года № 1541-1, истец просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - двухкомнатную квартиру общей площадью 39,3 кв.м., в том числе жилой площадью 25,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (далее - спорная квартира).

В судебном заседании представитель истца Елисеева Н.Ю. исковые требования поддержала, подтвердила указанные обстоятельства, дополнила, что ранее истец правом на участие в приватизации жилых помещений не пользовался. Ушкевич Л.С. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России Бакина И.И. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, в отзыве на исковое заявление исковые требования не признала, указав, что ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России не вправе совершать сделки по отчуждению или обременению имущества, и не наделено полномочиями по передаче гражданам в собственность имущества, закрепленного за учреждением.

Ответчики Министерство обороны Российской Федерации, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области и Администрация муниципального образования город Ртищево Саратовской области, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание явку представителей не обеспечили, письменного возражения не представили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснение представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 25 ноября 2004 года между Балашовской квартирно-эксплуатационной частью 206 КЭЧ района и Ушкевич Л.С. на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма указанной квартиры.

Согласно сообщению начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области № 2685 от 25.10.2011 года, спорная квартира не состоит на балансе отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области и не числится в реестре объектов муниципального имущества.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества - спорную квартиру, что подтверждено Уведомлением Ртищевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области № 42/005/2012-785 от 12.03.2012 года.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно статье 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Согласно статье 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В связи с тем, что истице спорная квартира предоставлена из государственного жилищного фонда по договору социального найма в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, она в силу статьи 2 названного Закона имеет право приобрести её в собственность в порядке бесплатной приватизации.

В силу части 1 статьи 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01.06.2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.

В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Предоставленное на основании договора социального найма истице жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является общежитием и не расположено в закрытом военном городке.

Ранее истец Ушкевич Л.С. не принимала участия в приватизации жилого помещения, иных лиц, проживающих в спорном жилом помещении и сохраняющих право на его приватизацию, а также иных препятствий для приватизации указанного жилого помещения не имеется.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований. Однако представители ответчиков не предоставили суду какие-либо доказательства в опровержение установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24.08.1993 года № 8 требование граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Отсутствие на момент принятия решения об отказе в приватизации жилого помещения нормативного регулирования порядка получения согласия Министерства обороны РФ как представителя собственника государственного имущества на передачу жилого помещения в собственность, порядка заключения и оформления договоров на приватизацию жилого помещения нарушает права истца на приватизацию занимаемого жилого помещения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.

Суд также учитывает, что на основании пункта 5.3. Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества. Правовым последствием удовлетворения исковых требований является прекращение права собственности Российской Федерации, в связи с чем ответчиком по делу должно являться территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Ушкевич Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> право собственности в порядке приватизации на жилое помещение: двухкомнатную квартиру площадью 39,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

Инвентарный номер объекта: .

Право на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.

Судья