2-270-12 о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации



Дело №2-270(1)/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 апреля 2012 года                                                                                    город Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи В.Н. Трутевой,

при секретаре Т.В.Спициной,

с участием истца Белавиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белавина Н.С., Белавиной Н.А., к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации, администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

истцы обратились в суд с иском к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны Российской Федерации, администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области о признании права общей долевой собственности в равных долях в порядке приватизации занимаемого ими жилого помещения - <адрес> требования истцы обосновывают тем, что они на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с договором социального найма от 22 ноября 2004 года занимают вышеназванную квартиру, которая относится к государственному жилищному фонду, состоит из двух жилых комнат, имеет общую площадь 41,9 кв. м, в том числе жилую площадь 29,9 кв.м.

По мнению истцов, они имеют право на приватизацию названного выше жилого помещения, поскольку ранее в приватизации не участвовали. Военный городок, в котором расположена квартира, исключен из перечня закрытых военных городков. Истцы обратились с письменным заявлением в уполномоченный Министерством обороны РФ орган - Федеральное Государственное учреждение «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации» с заявлением о бесплатной передаче в собственность занимаемой ими квартиры. Письмом от 15 декабря 2011 года № 141/4-5318 уполномоченным должностным лицом ответчика им сообщено об отсутствии возможности для заключения договора передачи квартиры в собственность, указано на отсутствие права отчуждать имущество, закрепленное за учреждением.

Согласно справке администрации муниципального образования город Ртищево от 27 октября 2011 года № 2718 указанная квартира не числится в реестре объектов муниципального имущества.

В судебном заседании истец Белавина Н.А. поддержала свои требования. Истец Белавин Н.С. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчики - Федеральное Государственное учреждение «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, администрация муниципального образования город Ртищево Саратовской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

В письменном отзыве на исковое заявление Федеральное Государственное учреждение «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», указало, что не является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по совершению сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением. Такие функции возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ - ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

Суд в соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с согласия истца Белавиной Н.А. рассмотрел дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав объяснения Белавиной Н.А., исследовав и оценив представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 17, 18, 40, 45 Конституции Российской Федерации право на жилище является непосредственно действующим, признается и гарантируется государством.

Согласно п.1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.

Судом установлено, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ истцам квартирно-эксплуатационной частью Балашовского района ПРИВО была предоставлена отдельная квартира, состоящая из двух жилых комнат, в доме <адрес>. С истцами 22 ноября 2004 года Балашовской квартирно-эксплуатационной частью «206 КЭЧ района», являющейся балансодержателем жилого дома, действующим от имени собственника жилого помещения - Министерства обороны Российской Федерации, заключен договор социального найма на занимаемое ими жилое помещение - вышеназванную квартиру (л.д.17). Согласно справке о составе семьи, выданной управляющей организацией «Ртищевский ремонтно - эксплуатационный участок № 6» Филиала «Саратовский» ОАО «Славянка», в настоящее время в квартире зарегистрированы истцы (л.д.15). Других лиц, имеющих право пользования жилым помещением, не имеется. Истцы не имеют задолженности по оплате за наем жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг (л.д.16).

На основании Приказа Минобороны № 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является правопреемником ФГКЭУ «206 Балашовская Самарская квартирно-эксплуатационная часть района». Жилой дом <адрес> находится в собственности Российской Федерации, был закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ «206 Балашовская КЭЧ района». Из этого следует, что функции наймодателя жилого помещения, занимаемого истцами, перешли к ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Доводы ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, изложенные в отзыве на исковое заявление об отсутствии спецификации квартир в передаточном акте, не является доказательством отсутствия у Министерства обороны Российской Федерации права собственности на спорный объект недвижимости.

Согласно техническому паспорту на указанное помещение, изготовленному
Ртищевским отделением Саратовского филиала ФГУ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» 25 ноября 2011 года, спорная квартира состоит из двух жилых комнат, имеет общую площадь 41,9 кв. м, жилую площадь - 29,9 кв. м, инвентаризационную стоимость - 185028 рублей (л.д.13-14).

Истцы являются гражданами Российской Федерации, что подтверждается данными паспортов: , выданного ДД.ММ.ГГГГ Ртищевским ГРОВД Саратовской области на имя Белавина Н.С., , выданного ДД.ММ.ГГГГ тем же органом на имя Белавиной Н.А. (л.д.22-23).

Согласно сведениям, содержащимся в поквартирной карточке, истцы зарегистрированы в жилом помещении с 1973 года, соответственно право на приватизацию не использовали, поскольку такое право предоставлено гражданам Российской Федерации Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 (л.д.18).

Согласно ст. ст. 2, 4, 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности, жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка, в собственность граждан.

Согласно Федеральному закону от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», жилые помещения, расположенные в границах военных городков подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (ч.1 ст. 2).При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (ч.5 ст.2).

Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (ч.1 ст. 3).Право на принятие указанного имущества в муниципальную собственность дано также главе городского округа, на территории которого находятся подлежащие передачи объекты (ч. 3 ст. 3).

Суд приходит к убеждению, что истцы имеют право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения.

В целях реализации права на приватизацию занимаемого помещения истцы обращались в Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ с заявлением о приватизации жилого помещения, от которого получен ответ за № 141/4-5318 от 15 декабря 2011 года об отсутствии у учреждения права на передачу в собственность занимаемого истцами жилого помещения (л.д.20-21).

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона РФ «Об обороне» № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, приобретенное учреждением по договору и иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности и в соответствии с положением об учете федерального имущества (Постановление Правительства РФ № 447 от 16 августа 2007 года) подлежит учету в реестре федерального имущества. При этом обязанность по представлению документов возложена на правообладателей.

Указом Президента РФ от 17 ноября 2008 года № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

Из отзыва ответчика на исковое заявление не следует, что спорная квартира не закреплена за ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, однако, по мнению ответчика, учреждение не может в установленном порядке заключить договор передачи квартиры в собственность, поскольку не наделено такими полномочиями.

Отсутствие возражений на исковые требования со стороны собственника спорной квартиры - Министерства обороны РФ суд расценивает как согласие на передачу в собственность истцам занимаемого ими жилого помещения.

Администрация муниципального образования город Ртищево полагает, что у неё также отсутствуют полномочия для передачи квартиры истцам в собственность, поскольку она не числится в реестре объектов муниципального имущества (л.д.19).

Между тем, государство, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации.

В силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения находящегося в собственности Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке

В соответствии со ст.ст.17, 28 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Белавина Н.С., Белавиной Н.А., удовлетворить.

Признать за Белавиным Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, проживающим в городе <адрес>, право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру под номером общей площадью 41,9 (сорок одна целая девять десятых) квадратных метров, жилой площадью 29,9 (двадцать девять целых девять десятых) квадратных метров, находящуюся в доме <адрес>.

Признать за Белавиной Н.А.,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, проживающей в городе <адрес>, право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру под номером общей площадью 41,9 (сорок одна целая девять десятых) квадратных метров, жилой площадью 29,9 (двадцать девять целых девять десятых) квадратных метров, находящуюся в доме <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через Ртищевский районный суд.

           Судья