2-268-12 о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации



Дело №2-268(1)/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 апреля 2012 года                                     г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой О.В.,

при секретаре Жевак О.В.,

с участием истца Сердюковой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сердюкова Н.П., Сердюковой Г.Н. к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Сердюков Н.П., Сердюкова Г.Н. обратились в суд с иском к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований истцы указывают, что на основании договора социального найма жилого помещения от 26 октября 2009 года за №420, Сердюков Н.П. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Квартира была предоставлена его семье на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного между Государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «206 КЭЧ района» в лице начальника ФИО5, действующего от имени собственника жилого помещения Министерства Обороны РФ, с одной стороны и Сердюковым Н.П., с другой стороны.

Спорное жилое помещение принадлежит государственному жилищному фонду. Согласно технического паспорта, указанное жилое помещение состоит из двух комнат, имеет общую площадь 44,4 кв.м., жилую площадь 27,2 кв.м. Вместе с ним в квартире проживает его жена Сердюкова Г.Н. Они приняли решение приватизировать занимаемую ими по договору социального найма квартиру с передачей квартиры в общую долевую собственность. Обратились в администрацию муниципального образования город Ртищево с заявлением о бесплатной передаче. Ответом администрации было указано, что спорное жилое помещение не числится в реестре объектов муниципального имущества.

Они обратились в Министерство обороны РФ с заявлением о приватизации жилого помещения. 27 января 2012 года Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в их адрес направлено сообщение о том, что прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Разъяснено, что признание права собственности на занимаемые жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.

Учитывая, что Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений ст.4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка в собственность граждан. Жилые дома, находящиеся на территории бывшего закрытого военного города Ртищево должны быть переданы в муниципальную собственность муниципального образования город Ртищево Саратовской области.

Считая, что изложенное нарушает их права, просили признать за ними право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец Сердюкова Г.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Дополнила, что указанное жилое помещение было предоставлено истцу Сердюкову Н.П. и членам его семьи в 1982 году. Жилое помещение было предоставлено ему ранее как военнослужащему, проходившему службу при войсковой части г.Ртищево. С указанного периода времени они стали проживать в квартире, осуществляют оплату коммунальных платежей, заключили договор социального найма. Истцы зарегистрированы и проживают в квартире, право на приватизацию не использовали.

Истец Сердюков Н.П. надлежащем образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчики - Министерство обороны Российской Федерации, Администрация муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области надлежащем образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки представителей не сообщили, не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Представитель ответчика - ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны

России Бакина И.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в письменном отзыве на исковое заявление полагала, что в соответствии с Уставом управления оно не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, поэтому не имеет права и не имеет возможности заключить договор передачи квартиры в собственность истцов, просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав пояснения истца, исследовав письменные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.

Согласно статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно статьи 235 ГК РФ следует, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

В силу норм статьи 1 Закона Российской Федерации РФ от 04 июля 1991 года

№1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 01 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно статьи 11 данного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно. В порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма жилого помещения №420 от 26 октября 2009 года следует, что с Сердюковым Н.П. на основании ордера на жилое помещение был заключен договор социального найма указанной квартиры, находящейся в государственной собственности на состав семьи - жену Сердюкову Г.Н.

Из копии паспорта истцов, поквартирной карточки, справки о составе семьи №105 от 21 февраля 2012 года, выданных начальником РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» усматривается, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> 11 марта 1983 года.

Согласно справки     начальника     РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО

«Славянка» следует, что задолженности по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, по оплате за пользование жилым помещением, за предоставляемые услуги за указанное жилое помещение не имеется.

Из сообщения начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области № 124 от 21 февраля 2012 года следует, что спорная квартира не состоит на балансе отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области и не числится в реестре объектов муниципального имущества.

Судом установлено, что истцы обращались с заявлением в Минобороны России с вопросом о приватизации жилого помещения занимаемого ими жилого помещения по указанному адресу, с предоставлением необходимых документов.

Согласно сведениям письма №194/07/1392 от 27 января 2012 года директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ следует, что поступившее заявление истцов по вопросу приватизации указанной квартиры рассмотрено. В настоящее время Департаментом прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Одновременно сообщается, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно статьи 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в

Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу статьи 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно справки Ртищевского филиала ГУП «Саратовское областное бюро

технической инвентаризации и оценки недвижимости» №2012/62 от 13 марта 2012 года, справки Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» № 5267 от 12 марта 2012 года, и уведомления Ртищевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области № 42/005/2012-795 от 12 марта 2012 года следует, что отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества - спорную квартиру.

Согласно сведениям технического паспорта на указанное помещение от 15 февраля 2012 года, изготовленного Ртищевским отделением Саратовского филиала ФГУ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», спорная квартира состоит из двух комнат, имеет общую площадь 44,4 кв.м., жилую площадь 27,2 кв.м., инвентаризационную стоимость - 176463 рубля.

Истцы являются гражданами Российской Федерации, что подтверждается данными паспортов. Согласно сведениям, содержащимся в справке директора Ртищевского МУП «ЕРКЦ» от 20 февраля 2012 года, в функции которого переданы обязанности по приватизации жилых помещений в Ртищевском районе, истцы право на приватизацию не использовали.

Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01.06.2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.

04 августа 2011 года Президент РФ поручением Пр.3366, п.2 дал поручение об утверждении графика передачи жилого фонда и инженерных коммуникаций Министерства обороны РФ в муниципальную собственность. По указанию Главы государства этот график должен был быть утвержден до 01 октября 2011 года. Приказом Министра обороны РФ от 23 сентября 2011 года № 1717 были определены порядок и инструкция по передаче жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации по договорам социального найма из состава жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации. Обязанность по приему документов на приватизацию и заключению соответствующих договоров возложена на Департаменты жилищного обеспечения Министерства обороны.

Согласно Федерального закона от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», жилые помещения, расположенные в границах военных городков подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (ч.1 ст. 2).При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (ч.5 ст.2).

Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (ч.1 ст. 3).Право на принятие указанного имущества в муниципальную собственность дано также главе городского округа, на территории которого находятся подлежащие передачи объекты (ч. 3 ст. 3).

В соответствии со статьей 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в

Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Предоставленное на основании договора социального найма истцам жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не расположено в закрытом военном городке и не является служебным жилым помещением.

В связи с тем, что спорная квартира предоставлена из государственного жилищного фонда по договору социального найма в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, истцы в силу статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести её в собственность в порядке бесплатной приватизации. Препятствий для приватизации указанного жилого помещения не имеется.

Пунктами 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 года № 8 установлено, что требование граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.

Отсутствие нормативного регулирования     порядка      получения согласия Министерства обороны РФ как представителя собственника государственного имущества на передачу жилого помещения в собственность, порядка заключения и оформления договоров на приватизацию жилого помещения нарушает права истцов на приватизацию занимаемого жилого помещения. Данное право истцов не оспаривается. Доказательств в опровержение установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела, в суд представлено не было.

Учитывая, что истцы фактически проживают в указанном жилом помещении, вселены в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истцов на указанное жилье никем не оспаривается, суд считает заявленные исковые требования о признании за истцами права общей долевой собственности на указанную квартиру в порядке приватизации законными, обоснованным и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Сердюкова Н.П., Сердюковой Г.Н. удовлетворить.

Признать за Сердюковым Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> и Сердюковой Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> право общей долевой собственности по 1/2 (одной второй) доле за каждым, в порядке приватизации на жилое помещение - двухкомнатную квартиру общей площадью 44,4 кв.м., в том числе жилой площадью 27,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>

Право на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда путём подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный судСаратовской области.