Дело № 2-214(1)/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 апреля 2012 года город Ртищево Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Армяшиной Е.А., при секретаре Туновой Е.А., с участием истца Болдыревой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдыревой О.Н. к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации, установил: Болдырева О.Н. обратилась в суд с иском к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО», Министерству обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (далее - Росимущество в Саратовской области) о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации - квартиру <адрес>. Заявленные требования Болдырева О.Н. обосновывает тем, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ договора социального найма жилого помещения № 507 от 24 февраля 2010 года Федеральным Государственным квартирно - эксплуатационным учреждением «206 КЭЧ района» (далее - ФГКЭУ «206 КЭЧ района»), действующим от имени собственника жилого помещения - МО РФ, ей в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из двух жилых комнат, расположенное по адресу - <адрес>. Истец указывает, что она имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку ранее в приватизации не участвовала, Военный городок, в котором проживает истец, Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1470-р от 19 августа 2011 года «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации № 752-р от 01 июня 2000 года» исключён из перечня закрытых военных городков. В целях реализации права на приватизацию жилого помещения истец обращалась с письменным заявлением в МО РФ с заявлением о бесплатной передаче ей в собственность занимаемой квартиры. Письмом от 23декабря 2011 года № 194/01/19771 уполномоченным должностным лицом ответчика ей сообщено об отсутствии возможности для заключения договора передачи квартиры в собственность, указано, что признание права собственности на занимаемое жилое помещение возможно в порядке гражданского судопроизводства. Согласно справке администрации муниципального образования город. Ртищево Саратовской области (далее - МО г. Ртищево) от 27 октября 2011 года № 2714 квартира истца в реестре объектов муниципального имущества не числится. Истец Болдырева О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении иска. Ответчик - МО РФ, будучи извещённым о рассмотрении дела надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало, возражений на иск не представило. Ответчик - Росимущество в Саратовской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в представленном суду письменном отзыве на исковое заявление ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя. Указав, что не является ответчиком по делу, так как исходя из содержания статьи 6 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казёнными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1053 от 29 декабря 2008 года Министерство обороны Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним, а также осуществляет передачу имущества Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность. Ответчик - ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО», будучи извещённым о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя. В письменном отзыве на исковое заявление указало, что в соответствии с Уставом управления оно не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закреплённого за учреждением, поэтому не имеет права заключить договор передачи квартиры в собственность с истцом, просило суд рассмотреть дело без участия своего представителя. Третьи лица - Отдел по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования города Ртищево Саратовской области Ртищевский ремонтно-эксплутационный участок № 6 филиала «Саратовский» открытого акционерного общества «Славянка», будучи извещёнными о рассмотрении дела надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, возражений на иск не представили. На основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассмотрел дело без участия представителей ответчиков, третьих лиц. Суд, выслушав объяснения истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям. В соответствии со статьями 17, 18, 40, 45 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) право на жилище является непосредственно действующим, признаётся и гарантируется государством. Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение государственного или муниципального жилищно - го фонда предоставляется на основании договора социального найма. Судом установлено, что квартира <адрес> была предоставлена истцу на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны СССР в лице квартирно-эксплуатационной части Балашовского района Приволжского военного округа. Из объяснения истца, подтверждённого справкой о составе семьи № 647 от 22 ноября 2011 года, выданной управляющей организацией «Ртищевский ремонтно - эксплуатационный участок № 6» филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» следует, что в настоящее время в квартире зарегистрирована и проживает Болдырева О.Н., с которой 24 февраля 2010 года ФГКЭУ «206 КЭЧ района», действующим от имени собственника жилого помещения - МО РФ был заключён договор социального найма жилого помещения № 507 на занимаемое жилое помещение, находящееся в государственной собственности - квартиру <адрес>. На основании Приказа МО РФ № 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО» МО РФ является правопреемником ФГКЭУ «206 Балашовская Самарская квартирно-эксплуатационная часть района». Из указанного следует, что функции наймодателя жилого помещения, занимаемого истцом, перешли к ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО». Согласно техническому паспорту на квартиру <адрес>, изготовленному Ртищевским от- делением Саратовского филиала ФГУ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» 25 ноября 2011 года, жилое помещение состоит из двух жилых комнат, имеет общую площадь 49,8 кв.м., жилую площадь 34,2 кв.м. Жилое помещение - спорная квартира отвечает требованиям части 2 статьи 62 ЖК РФ, то есть является изолированной, соответственно может быть предметом договора бесплатной приватизации. Болдырева О.Н. является гражданкой Российской Федерации, что подтверждается данными паспорта №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Ртищевским ГРОВД Саратовской области на имя истца. Судом установлено, что Болдырева О.Н. в период с 24 октября 1989 года по 14 марта 1996 года была зарегистрирована по адресу - <адрес>. Согласно сведениям, содержащимся в справке директора Ртищевского МУП «ЕРКЦ», в функции которого переданы обязанности по приватизации жилых помещений в Ртищевском районе, Болдырева О.Н. право на приватизацию не использовала. На основании статей 2, 4, 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности, жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Распоряжением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключён из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка в собственность граждан. 04 августа 2011 года Президент Российской Федерации поручением Пр-3366 (пункт 2) обязал МО РФ совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации подготовить график передачи жилого фонда и инженерных коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность. По указанию Главы государства этот график должен был быть утвержден до 01 октября 2011 года. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 сентября 2011 года № 1717 были определены порядок и инструкция по передаче жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации по договорам социального найма из состава жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации. Обязанность по приёму документов на приватизацию и заключению соответствующих договоров возложена на Департаменты жилищного обеспечения Министерства обороны. Согласно Федеральному закону от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», жилые помещения, расположенные в границах военных городков подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (часть 1 статьи 2). При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (часть 5 статьи 2). Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (часть 1 статьи 3). Право на принятие указанного имущества в муниципальную собственность дано также главе городского округа, на территории которого находятся подлежащие передачи объекты (часть 3 статьи 3). Суд приходит к убеждению, что истец Болдырева О.Н. имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения - квартиры <адрес>. Судом установлено, что Болдырева О.Н. обращалась с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения в МО РФ, от уполномоченного лица которого ею был получен ответ за № 194/01/19771 от 23 декабря 2011 года о том, что прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность в порядке приватизации. Указано на возможность признания права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации «Об обороне» № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно пункту 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, приобретённое учреждением по договору и иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности и в соответствии с положением об учёте федерального имущества (Постановление Правительства РФ № 447 от 16 августа 2007 года) подлежит учёту в реестре федерального имущества. При этом обязанность по представлению документов возложена на правообладателей. Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 162 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляю - щим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации в ведении МО РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Из отзыва ответчика от 14 марта 2012 года за № 141/4-2343 на исковое заявление следует, что спорная квартира закреплена за ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО», однако учреждение не может в установленном порядке заключить договор передачи квартиры в собственность, поскольку не наделено такими полномочиями. Согласно письма администрации МО г. Ртищево от 27 октября 2011 года за № 2714, занимаемая истцом квартира не состоит на балансе отдела по имуществу и земельным отношениям администрации и не числится в реестре муниципального имущества. Между тем, государство, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации. В силу статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать своё право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения находящегося в собственности Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Руководствуясь статьями 194 -198 ГПК РФ, суд решил: признать за Болдыревой О.Н. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру под номером № общей площадью 49,8 (сорок девять целых восемь десятых) квадратных метров, в том числе жилой площадью 34,2 (тридцать четыре целых две десятых) квадратных метров, находящуюся в доме <адрес>. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через Ртищевский районный суд.