Дело №2-334(1)/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 15 мая 2012 года город Ртищево Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи В.Н. Трутевой, при секретаре Т.В.Спициной, с участием истца - Скорик Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скорик Н.А. к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации, установил: истец обратилась в суд с иском к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области о признании права собственности в порядке приватизации занимаемого ею жилого помещения - квартиры <адрес>. Свои требования истец обосновывает тем, что она на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма № 308 от 03 июля 2008 года занимает вышеназванную квартиру. Квартира относится к государственному жилищному фонду, состоит из 2-х жилых комнат, имеет общую площадь 46,9 кв.м, в том числе жилую площадь 31,2 кв.м. По мнению истца, она имеет право на приватизацию названного выше жилого помещения, поскольку ранее в приватизации не участвовала. Военный городок, в котором расположена квартира, исключен из перечня закрытых военных городков. Истец обратилась с письменным заявлением в Федеральное Государственное учреждение «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации о бесплатной передаче в собственность занимаемой ею квартиры. Письмом от 30 декабря 2011 года № 141/4-5980 уполномоченным должностным лицом ответчика ей сообщено об отсутствии возможности для заключения договора передачи квартиры в собственность, указано на отсутствие его права отчуждать имущество, закрепленное за учреждением. Согласно справки Администрации муниципального образования г.Ртищево от 08 ноября 2011 года № 2797, указанная квартира не числится в реестре объектов муниципального имущества. В судебном заседании истец Скорик Н.А. поддержала заявленные требования. Ответчики - Федеральное Государственное учреждение «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области, Администрация муниципального образования город Ртищево Саратовской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Федеральное Государственное учреждение «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в письменном отзыве на исковое заявление полагало, что в соответствии с Уставом управления оно не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, поэтому не имеет права заключить договор передачи квартиры в собственность истца. Ответчик полагает, что уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения в вооруженных силах Российской Федерации является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, который осуществляет свои функции в центральном военном округе через ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (л.д.38). Суд в соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) с согласия истца рассмотрел дело в отсутствии неявившихся участников процесса. Суд, выслушав объяснения истца, исследовав и оценив представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению. В силу ст. 17, 18, 40, 45 Конституции Российской Федерации право на жилище является непосредственно действующим, признается и гарантируется государством. Согласно п.1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма. Судом установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма жилого помещения №308 от 03 июля 2008 года, заключенного между истцом и ФГКЭУ «206 КЭЧ района», которое действовало от имени собственника - Министерства обороны Российской Федерации, Скорик Н.А. занимает квартиру <адрес> (л.д.15). Из объяснений истца, подтвержденной поквартирной карточкой, справкой о составе семьи, выданной управляющей организацией «Ртищевский ремонтно - эксплуатационный участок №» Филиала «Саратовский» ОАО «Славянка», в настоящее время в квартире зарегистрирована истец, которая не имеет задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (л.д.13-14). На основании Приказа Минобороны №1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является правопреемником ФГКЭУ «206 Балашовская Самарская квартирно-эксплуатационная часть района». Жилой дом <адрес> находится в собственности Российской Федерации, был закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ «206 Балашовская КЭЧ района» (л.д.28). Из этого следует, что функции наймодателя жилого помещения, занимаемого истцами, перешли к ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Согласно техническому паспорту на указанное помещение, изготовленному Истец является гражданином Российской Федерации, что подтверждается данными паспорта №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Ртищевским ГРОВД Саратовской области (л.д.20). Истец не участвовала в приватизации жилых помещений. По данным поквартирной карточки истец зарегистрирована в квартире с февраля 1977 года, соответственно право на приватизацию занимаемого жилого помещения ею не могло быть использовано, поскольку оно возникло у граждан с 1991 года на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Согласно ст. ст. 2, 4, 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности, жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка, в собственность граждан. Согласно Федеральному закону от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», жилые помещения, расположенные в границах военных городков подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (ч.1 ст. 2).При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (ч.5 ст.2). Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (ч.1 ст. 3).Право на принятие указанного имущества в муниципальную собственность дано также главе городского округа, на территории которого находятся подлежащие передачи объекты (ч. 3 ст. 3). Суд приходит к убеждению, что истец имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения. В целях реализации права на приватизацию занимаемого помещения истец в ноябре 2011 года обращалась в «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, от которого получен ответ от 30 декабря 2011 года №141/4 - 5980 об отсутствии у учреждения права на передачу в собственность занимаемого истцом жилого помещения (л.д.18-19). Доводы «Приволжско - Уральского территориального управления имущественных отношений» Министерства обороны РФ о том, что функции по приватизацией жилых помещений переданы в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, который осуществляет свои полномочия в центральном военном округе через ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации опровергаются объяснениями истицы. Из её объяснений следует, что некоторые владельцы квартир, находящихся в её доме, обращались в ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с просьбой о приватизации занимаемых ими жилых помещений, откуда получен ответ о том, что это учреждение не занимается оформление в собственность жилых помещений, признание права собственности возможно в порядке гражданского судопроизводства (л.д.53). В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона РФ «Об обороне» № 61-ФЗ от 31мая1996 года имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, приобретенное учреждением по договору и иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности и в соответствии с положением об учете федерального имущества (Постановление Правительства РФ № 447 от 16 августа 2007 года) подлежит учету в реестре федерального имущества. При этом обязанность по представлению документов возложена на правообладателей. Указом Президента РФ от 17 ноября 2008 года № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Администрация муниципального образования город Ртищево полагает, что у неё также отсутствуют полномочия для передачи квартиры истцу в собственность, поскольку она не числится в реестре объектов муниципального имущества (л.д.17). Между тем, государство, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации. В силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения находящегося в собственности Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Министерство обороны РФ, являющееся собственником занимаемого истцом жилого помещения, не заявило возражений относительно исковых требований, что расценивается судом как согласие с заявленными требованиями. В соответствии со ст.ст.17, 28 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Скорик Н.А. удовлетворить. Признать за Скорик Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, проживающей в городе Ртищево, <адрес>, право собственности в порядке приватизации на квартиру под номером № общей площадью 46,9 (сорок шесть целых девять десятых) квадратных метров, жилой площадью 31,2 (тридцать одна целая две десятых) квадратных метров, находящуюся в доме <адрес>. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд. Судья
Ртищевским отделением Саратовского филиала ФГУ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» 28 ноября 2011 года, спорная квартира состоит из двух жилых комнат, имеет общую площадь 46,9 кв.м, жилую площадь 31,2 кв. м, инвентаризационную стоимость - 231566 рублей (л.д.11-12).