Дело №2-351(1)/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 10 мая 2012 года г. Ртищево Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой О.В., при секретаре Жевак О.В., с участием истцов Аюповой Р.С., Валова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аюповой Р.С., Валова С.А. к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации, установил: Аюпова Р.С., Валов С.А. обратились в суд с иском к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований истцы указывают, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма жилого помещения №485 от 03 февраля 2010 года, Аюповой Р.С., Валову С.А. в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно данным технического паспорта, указанное жилое помещение состоит из двух комнат, имеет общую площадь 47,3 кв.м., жилую площадь 31,3 кв.м., инвентаризационную стоимость 250264 рубля. Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений ст.4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка в собственность граждан. Приказом Министра обороны РФ от 23 сентября 2011 года №1717 были определены порядок и инструкция по передаче жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Вооруженных Сил РФ по договорам социального найма из состава жилищного фонда Министерства Обороны РФ в собственность граждан в порядке приватизации. Обязанность по приему документов на приватизацию и заключению соответствующих договором возложена на Департаменты жилищного обеспечения Министерства обороны. Реализация свое право на приватизацию указанного жилого помещения истцы обратились с письменным заявлением в уполномоченный орган Министерства обороны РФ - ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России. Письмом от 30 декабря 2011 года № 141/4-5992 уполномоченным должностным лицом ответчика сообщено об отсутствии возможности для заключения договора передачи квартиры в собственность, указано на отсутствие права ответчика отчуждать имущество, закрепленное за учреждением. Согласно справке отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования г. Ртищево от 30 ноября 2011 года № 3137, указанная квартира не числится в реестре объектов муниципального имущества. Учитывая, что действующим законодательством окончательный срок приватизации определен 01 марта 2013 года, истцы желают воспользоваться своим правом на безвозмездное получение жилого помещения в собственность. Указанное жилое помещение было предоставлено им на условиях договора социального найма до 01 марта 2005 года, что подтверждается поквартирной карточкой указанного жилого помещения, ордером. Жилое помещение не является аварийным, задолженность по оплате за пользование жилым помещением и коммунальные услуги отсутствует, право на приватизацию они не использовали. Просят признать за ними право общей долевой собственности, по 1/2 доле за каждым, в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Истцы Аюпова Р.С., Валов С.А. исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении, дали пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Представитель истцов Елисеева Н.Ю. надлежащем образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Ответчики - Министерство обороны Российской Федерации, Администрация муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области надлежащем образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки представителей не сообщили, не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей. Представитель ответчика - ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России Бакина И.И., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в письменном отзыве на исковое заявление полагала, что в соответствии с Уставом управления оно не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, поэтому не имеет права и не имеет возможности заключить договор передачи квартиры в собственность истцов, просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Суд, исследовав письменные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма. Согласно статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно статьи 235 ГК РФ следует, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. В силу норм статьи 1 Закона Российской Федерации РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде. Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 01 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Согласно статьи 11 данного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно. В порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз. В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судом установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма жилого помещения №485 от 03 февраля 2010 года, Аюповой Р.С., Валову С.А. в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: <адрес>. Из копии паспорта истцов, поквартирной карточки, справки о составе семьи №546 от 09 ноября 2011 года, выданных начальником РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» усматривается, что истцы зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Аюпова Р.С. с 23 ноября 1982 года, Валов С.А. с 22 марта 1991 года. Согласно справки директора МУП «ЕРКЦ» от 09 ноября 2011 следует, что истцы право на приватизацию не использовали. Согласно справки начальника РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» следует, что задолженности по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, по оплате за пользование жилым помещением, за предоставляемые услуги за указанное жилое помещение не имеется. Из сообщения начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области № 3137 от 30 ноября 2012 года следует, что спорная квартира не состоит на балансе отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области и не числится в реестре объектов муниципального имущества. Судом установлено, что истцы 08 декабря 2011 года обращались с заявлением в ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России с вопросом о приватизации жилого помещения занимаемого ими жилого помещения по указанному адресу, с предоставлением необходимых документов. Согласно сведениям письма №141/4-5992 от 30 декабря 2011 года ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО» Минобороны России следует, что поступившее заявление истцов по вопросу приватизации указанной квартиры рассмотрено. В соответствии с п.3.4. Устава ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им. ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России не имеет возможности в установленном законом порядке заключить договор передачи квартиры в собственность, и не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением. Согласно статьи 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу статьи 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно справки Ртищевского филиала ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», справки Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», и уведомления Ртищевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области № 42/021/2012-48 от 28 марта 2012 года следует, что отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества - спорную квартиру. Согласно сведениям технического паспорта на указанное помещение от 30 ноября 2011 года, изготовленного Ртищевским отделением Саратовского филиала ФГУ «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», спорная квартира состоит из двух жилых комнат, имеет общую площадь 47,3 кв.м., жилую площадь 31,3 кв.м., инвентаризационную стоимость - 250264 рубля. Истцы являются гражданами Российской Федерации, что подтверждается данными паспортов, право на приватизацию не использовали. Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01.06.2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. 04 августа 2011 года Президент РФ поручением Пр.3366, п.2 дал поручение об утверждении графика передачи жилого фонда и инженерных коммуникаций Министерства обороны РФ в муниципальную собственность. По указанию Главы государства этот график должен был быть утвержден до 01 октября 2011 года. Приказом Министра обороны РФ от 23 сентября 2011 года № 1717 были определены порядок и инструкция по передаче жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации по договорам социального найма из состава жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации. Обязанность по приему документов на приватизацию и заключению соответствующих договоров возложена на Департаменты жилищного обеспечения Министерства обороны. Согласно Федерального закона от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», жилые помещения, расположенные в границах военных городков подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (ч.1 ст. 2).При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (ч.5 ст.2). Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (ч.1 ст. 3).Право на принятие указанного имущества в муниципальную собственность дано также главе городского округа, на территории которого находятся подлежащие передачи объекты (ч. 3 ст. 3). В соответствии со статьей 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Предоставленное на основании договора социального найма истцам жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не расположено в закрытом военном городке и не является служебным жилым помещением. В связи с тем, что спорная квартира предоставлена из государственного жилищного фонда по договору социального найма в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, истцы в силу статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести её в собственность в порядке бесплатной приватизации. Препятствий для приватизации указанного жилого помещения не имеется. Пунктами 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 года № 8 установлено, что требование граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями. Отсутствие нормативного регулирования порядка получения согласия Министерства обороны РФ как представителя собственника государственного имущества на передачу жилого помещения в собственность, порядка заключения и оформления договоров на приватизацию жилого помещения нарушает права истцов на приватизацию занимаемого жилого помещения. Данное право истцов не оспаривается. Доказательств в опровержение установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела, в суд представлено не было. Учитывая, что истцы фактически проживают в указанном жилом помещении, вселены в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истцов на указанное жилье никем не оспаривается, суд считает заявленные исковые требования о признании за истцами права общей долевой собственности на указанную квартиру в порядке приватизации законными, обоснованным и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Аюповой Р.С., Валова С.А. удовлетворить. Признать за Аюповой Р.С., Валовым С.А. право общей долевой собственности, по 1/2 (одной второй) доле за каждым, в порядке приватизации на жилое помещение - двухкомнатную квартиру общей площадью 47,3 кв.м., в том числе жилой площадью 31,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> Право на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда путём подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный судСаратовской области.