Дело №2-445(1)/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 июня 2012 года г. Ртищево Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Кулагина П.В., при секретаре Новиковой С.В., с участием помощника Ртищевского межрайпрокурора Саратовской области Анненкова А.П., представителя ответчика - администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области Платонова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского межрайпрокурора Саратовской области в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, установил: Ртищевский межрайпрокурор Саратовской области в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Ртищевской районный суд Саратовской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой совместно с государственным инспектором по охране природы установлено, что на территории муниципального образования город Ртищево Саратовской области не в полной мере соблюдается природоохранное и санитарно-эпидемиологическое законодательство. На территории муниципального образования город Ртищево Саратовской области имеется несанкционированная свалка отходов, расположенная на расстоянии около 50 метров от дома № 72 по ул. Калинкина. Площадь свалки более 600 кв.м., объем отходов более 500 куб.м. Территория для размещения отходов не отведена. Прокурор, ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, просит обязать администрацию муниципального образования город Ртищево в срок 1 месяц со дня вступления в силу решения суда устранить загрязнение территории муниципального образования - ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную возле улицы Калинкина г. Ртищево. В судебном заседании помощник прокурора Анненков А.П. поддержал заявленные требования. Представитель ответчика администрации муниципального образования город Ртищево Платонов А.В. не отрицал доводы исковых требований, указал, что орган местного самоуправления не обеспечен соответствующими финансовыми средствами для решения указанных вопросов. Представитель третьего лица - комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области Сидоршина Г.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела была извещена надлежащем образом, о причинах неявки суд в известность не поставила, представила письменный отзыв на исковое заявление, подтвердив, что указанное место размещения отходов является несанкционированным. Суд, выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему. Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Исходя из пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления полежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно требованиям части 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В соответствии с частью 1 статьи 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правила организации и содержания полигона для твердых бытовых отходов и мусора установлены Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (СП 2.1.7.1038-01), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №16 от 30 мая 2001 года. Согласно п. 4.4 СП 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона твердых бытовых отходов устраивается легкое ограждение. Ограждения могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания. Судом установлено, что в черте муниципального образования город Ртищево Саратовской области имеется несанкционированная свалка отходов, расположенная на расстоянии около 50 метров от дома № 72 по ул. Калинкина. Площадь свалки более 600 кв.м., объем отходов более 500 куб.м. Территория для размещения отходов не отведена. При этом мер к ликвидации данной свалки не принимается и ответчиком фактически не организована эффективная деятельность по сбору, вывозу, утилизации данных бытовых отходов. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами, подтверждается справкой о проверке, фототаблицей к ней. Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу пунктов 2, 3 статьи 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 12 приведенного Закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. Ответчиком не представлено каких-либо документов, подтверждающих разрешение размещения бытовых отходов по указанному выше адресу. Следовательно, данная свалка бытовых отходов является несанкционированной. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза твердых бытовых от ходов и мусора. Согласно пунктам 18, 19 статьи 3 Устава муниципального образования города Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения. Размещение несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам. На основании вышеизложенного, несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная на расстоянии около 50 метров от дома № 72 по ул. Калинкина г. Ртищево должна быть ликвидирована. Устранение указанных нарушений санитарно-эпидемиологических правил требует необходимых мер, поскольку эти нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, проживающих на территории города Ртищево Саратовской области. Сведений о лицах, обязанных ликвидировать несанкционированную свалку на территории муниципального образования за счет собственных средств, ответчиком не представлено. Обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на ответчика. В соответствии со статьями 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. В соответствии со статьями 9, 139 - 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить обязанности, возложенные на них законом. В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Суд полагает, что администрация муниципального образования город Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области должна исполнить свои обязательства по организации сбора и вывоза отходов и мусора в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным для исполнения такого рода обязательств. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать администрацию муниципального образования город Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области в срок 1 месяц со дня вступления в силу решения суда устранить загрязнение территории муниципального образования - ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на расстоянии около 50 метров от дома № 72 по ул. Калинкина г. Ртищево Саратовской области. Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение месяца.