2-433-12 о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения населеения электроэнергией



Дело №2-433(1)/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2012 года                                                                                             г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области

в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.,

при секретаре Новиковой С.В.,

с участием помощника прокурора Анненкова А.П.,

представителя истца Назимова Н.П. - Назимовой Т.Н.,

представителя ответчика - открытого акционерного общества коммунальных электрических сетей Саратовской области «Облкоммунэнерго» - Чернышовой М.А.,

представителя третьего лица на стороне ответчика - открытого акционерного общества «Саратовэнерго» Паршутиной Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского межрайпрокурора Саратовской области в интересах Назимова Н.П., Долговой Е.В, Чесновой Н.М. к открытому акционерному обществу «Облкоммунэнерго» о признании незаконным бездействия по опломбированию приборов учета электроэнергии,

установил:

Ртищевский межрайонный прокурор Саратовской области в защиту прав и интересов Назимова Н.П., Долговой Е.В., Чесновой Н.М. обратился в Ртищевской районный суд Саратовской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу коммунальных электрических сетей Саратовской области «Облкоммунэнерго» (далее - ОАО «Облкоммунэнерго») о признании незаконным бездействия и обязании устранения нарушений законодательства в сфере обеспечения населения электроэнергией.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Ртищевской межрайонной прокуратурой Саратовской области на основании заявлений граждан Назимова Н.П., Чесновой Н.М., Долговой Е.В. проведена проверка соблюдения ОАО «Облкоммунэнерго» федерального законодательства, регламентирующего обеспечение населения электроэнергией.

В ходе проверки установлено, что сетевой организацией - ОАО «Облкоммунэнерго» в нарушение положений Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года №530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» не выполняется обязанность по опломбированию установленных у граждан приборов учета электроэнергии, при этом ОАО «Облкоммунэнерго» необоснованно требует от граждан вынести прибор учета электроэнергии на фасад здания.

В частности, ОАО «Облкоммунэнерго» было отказано в опломбировании приборов учета электроэнергии инвалиду 2 группы Назимову Н.П., 1920 года рождения, пенсионерам Долговой Е.В., Чесновой Н.М., которые в силу возраста и состояния здоровья не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

С учетом уточнения исковых требований, учитывая, что приборы учета потребляемой энергии у Назимова Н.П. и Долговой В.Н. опломбированы ответчиком (Долговой В.Н. - в ходе рассмотрения дела), прокурор просит суд признать незаконным бездействие ОАО «Облкоммунэнерго», выразившееся в отказе опломбировать гражданам приборы учета в связи с нахождением приборов учета внутри жилого помещения; обязать ОАО «Облкоммунэнерго» опломбировать прибор учета электроэнергии у Чесновой Н.М. по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Анненков А.П. заявленные требования поддержал, дал аналогичные пояснения.

Представитель истца Назимова Н.П. - Назимова Т.Н. требования поддержала, пояснила, что Назимов Н.П. устно обращался к работникам ОАО «Облкоммунэнерго» по поводу замены электросчетчика, ему было устно рекомендовано установить электрический счетчик на фасад жилого дома, что им было сделано за свой счет, работниками ОАО «Облкоммунэнерго» прибор учета опломбирован.

Истцы Долгова Е.В., Чеснова Н.М., надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители Представитель ОАО «Облкоммунэнерго» Чернышова М.А. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора. В обоснование возражений указано, что ОАО «Облкоммунэнерго» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче энергии потребителям ОАО «Саратовэнерго», несет обязанности по снятию показаний и проверке состояния прибора учета. Прибор учета должен располагаться на границе балансовой принадлежности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электроэнергии, указанная граница определяется границей земельного участка, в связи с чем прибор учета должен располагаться на фасаде жилого дома, чтобы обеспечить контроль и сбор данных на границе балансовой принадлежности и исключить безучетное пользование электроэнергией. Сетевая организация не вправе устанавливать пломбы на приборах учета, установленных внутри жилого помещения, не на границе балансовой принадлежности своих сетей.

Представитель третьего лица ОАО «Саратовэнерго» Паршутина Л.В. полагала требования прокурора подлежащими удовлетворению. Согласно пункту 6.6. договора поставки электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях от 01.01.2010 года №5525, заключенного между ОАО «Саратовэнерго» и ОАО «Облкоммунэнерго», замена средств и приборов учета потребителей, или установка новых приборов учета производится только по согласованию с Сетевой компанией. При этом замененный или вновь установленный прибор учета признается расчетным только после его проверки персоналом Сетевой компании и установки пломб (знаков маркировки) Сетевой компании. ОАО «Облкоммунэнерго» необоснованно выносит предписания гражданам-потребителям электрической энергии ОАО «Саратовэнерго» о переносе электросчетчиков на фасады жилых домов, при этом необоснованно определяет объем переданной электрической энергии гражданам-потребителям, которым вынесены предписания о переносе электросчетчиков на фасады жилых домов, по нормативам потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях при отсутствии приборов учета электрической энергии.

Суд, выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (абзац 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике") с условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно пункту 139 «Положения функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 в редакции от 06.05.2011 года, действующей на момент разрешения спорных правоотношений, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок проектирования, монтажа, приемки в эксплуатацию, технического обслуживания и эксплуатации приборов учета, перечень имеющихся приборов учета, используемых в целях определения обязательств, а также порядок снятия показаний и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в соответствующих договорах об осуществлении технологического присоединения, оказания услуг по передаче электрической энергии, энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Владелец объекта, на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором.

В силу пункта 140 указанного Положения в целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета.

При этом сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям). (Пункт 159 Положения).

Согласно пункту 2.11.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, установка и эксплуатация средств измерений и учета электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок.

В соответствии с пунктом 3.1 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго России 19.09.1996 года, организация учета электроэнергии должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов в части мест установки средств учета, размещения счетчиков и выполнения электропроводки к ним.

Представитель ответчика, возражая против удовлетворения требований прокурора, полагала, что местом размещения прибора учета электроэнергии должна являться граница балансовой принадлежности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электроэнергии, т.е. фасад жилого дома, а установка прибора учета внутри жилого дома действующим законодательством не предусмотрена.

Суд не может согласиться с указанным мнением.

Требования к установке электросчетчиков приведены в утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации от 20.06.2003 года "Правилах устройства электроустановок. Шестое издание".

Действительно, как устанавливает пункт 1.5.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзора Минэнерго Союза ССР (далее - ПУЭ) счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности).

Из пункта 1.5.6 данных Правил следует, указанная норма носит рекомендательный, а не обязательный характер, как полагает представитель ответчика.

Понятие границы балансовой принадлежности определено Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861. Граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг.

Документом, определяющим границу балансовой принадлежности, является акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей.

Судом установлено, что акт разграничения балансовой принадлежности между сторонами договора энергоснабжения не подписывался. Энергоснабжение объектов осуществляется по имеющейся схеме несколько десятков лет. Следовательно, отсутствие такого акта не позволяет определить границу балансовой принадлежности электросетей, которой, как считает ответчик, являются фасады домов, принадлежащих истцам на праве собственности.

Согласно пункту 1.5.27 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861, счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 градусов С. Размещение счетчиков допускается в не отапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 градусов С.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

11.07.2011 года Чеснова Н.М. обратилась с заявлением в Ртищевский филиал ОАО «Облкоммунэнерго» о регистрации и опломбированию электрического счетчика, что подтверждено соответствующим письменным заявлением и не оспаривается представителем ответчика.

31.01.2012 года с аналогичным заявлением обратилась Долгова Е.В., 1927 года рождения.

Учитывая, что установка и эксплуатация установленных гражданами Чесновой Н.М., Долговой Е.В. счетчиков должна производиться в помещении (п. 1.5.27 Правил), приборы учета в жилых домах были размещены истцами, доказательств их несоответствия требованиям действующего законодательства ответчиком не представлено.

Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Требования сетевой организации о выносе приборов учета электрической энергии потребителей изменяют в одностороннем порядке технические условия технологического присоединения, что является недопустимым, поскольку законом или добровольно принятым обязательством не предусмотрены.

В силу пункта 30 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, заявитель вправе оспорить отказ сетевой организации в установке приборов учета, технические условия по их установке либо требования, предъявляемые сетевой организацией к лицам, выполняющим работы на ее сетевом оборудовании, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие), в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

ОАО «Облкоммунэнерго» является сетевой организацией, занимает доминирующее положение, при этом требования потребителям об изменении места расположения приборов учета приводит к ущемлению прав истцов, является навязыванием условий, невыгодных потребителю, экономически и технологически не обоснованы, прямо действующим законодательством не предусмотрены.

Представителем ответчика указано, что установка приборов учета на фасаде жилых домов позволит исключить несанкционированное пользование электрической энергии и уменьшит потери сетевой организации.

Такая постановка вопроса противоречит принципам гражданского законодательства, основанного на предположении добросовестности участников гражданских правоотношений (пункт 3 статьи 10 ГК РФ).

В ходе рассмотрения дела ответчиком за счет собственных средств 02.05.2012 года с согласия Долговой Е.В. был установлен прибор учета на фасад жилого дома и опломбирован, то есть в этой части отношения сторон урегулированы. Между тем, сам по себе отказ сетевой организации в опломбировании установленного на момент обращения потребителя с соответствующим заявлением прибора учета электрической энергии не может считаться основанным на нормативно-правовых актах или договоре, а поэтому суд признает данное бездействие незаконным. Письменный ответ потребителю не давался, что также следует рассматривать как нарушение его прав.

Согласно сообщению ОАО «Саратовэнерго» от 31.05.2012 года №1327 в отношении прибора учета электрической энергии, установленного у абонента №6275 Чесновой Н.М. в жилом доме по адресу: <адрес> (тип электросчетчика СЕ 101, №007789042003387 класса точности 1) нарушений требований ПУЭ и других нормативно-правовых актов, а также инструкций завода - изготовителя не выявлено, электросчетчик сетевой организацией не опломбирован.

Между тем, не смотря на отсутствие технических препятствий для опломбирования установленного в жилом доме прибора учета электрической энергии, Чесновой Н.М. 14.07.2011 года ответчиком направлен ответ, которым в совершении данных действий фактически отказано.

Согласие Чесновой Н.М. на установку прибора учета электрической энергии на фасаде жилого дома ОАО «Облкоммунэнерго» не получено, то есть данные правоотношения не урегулированы, а нарушенное право потребителя подлежит судебной защите.

Доказательств устранения выявленных нарушений, либо опровергающих представленные прокурором доказательства ответчиком ОАО «Облкоммунэнерго» суду не представлено.

В соответствии со статьями 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит признания права, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Принуждение ОАО «Облкоммунэнерго» обязанности опломбировать прибор учета электроэнергии гр. Чесновой Н.М. в жилом доме по адресу: <адрес> может быть обеспечено судебным решением.

Между тем, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в интересах гр. Назимова Н.П. суд не усматривает, поскольку доказательств его обращения в ОАО «Облкоммунэнерго» или ОАО «Саратовэнерго» с заявлением об опломбировании прибора учета не представлено, прибор учета в жилом доме Назимовым Н.П. не устанавливался и заявка на его опломбирование не подавалась. Достоверных доказательств того, что Назимову Н.П. было отказано в опломбировании прибора учета электрической энергии, не представлено. Установленный самостоятельно Назимовым Н.П. прибор учета на фасаде жилого дома был опломбирован работниками ОАО «Облкоммунэнерго» 17.01.2012 года, что подтверждено соответствующим актом осмотра электроустановки потребителя, подписанного представителем Назимова Н.П. - Назимовой Т.Н. без замечаний. В удовлетворении данной части исковых требований прокурора суд отказывает.

ОАО «Облкоммунэнерго» является юридическим лицом, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, ОГРН 1026403342162, ИНН 6454038461, что подтверждено Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц федерального уровня.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

Поскольку истцы Долгова Е.В.. Чеснова Н.М. являются пожилыми, пенсионерами, то прокурор вправе обратиться в их интересах в суд с требованиями о защите нарушенного права пользования коммунальными услугами.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд полагает, что ОАО «Облкоммунэнерго» должно исполнить обязательства по устранению нарушений прав потребителя после вступления решения суда в законную силу. Оснований для приведения решения суда к немедленному исполнению суд не усматривает.

Суд также взыскивает с ответчика в соответствии с положениями статьи 103 ГПК РФ государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго», выразившиеся в отказе гр. Долговой Е.В, Чесновой Н.М. в опломбировании приборов учета электрической энергии в связи с нахождением приборов учета внутри жилого помещения.

Обязать открытое акционерное общество «Облкоммунэнерго» опломбировать прибор учета электроэнергии гр. Чесновой Н.М. в жилом доме по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго», выразившиеся в отказе гр. Назимову Н.П. в опломбировании приборов учета электрической энергии в связи с нахождением приборов учета внутри жилого помещения отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» в доход бюджета Ртищевского муниципального района Саратовской области государственную пошлин в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение месяца.